Статья "Здоровьесберегающая среда в начальной школе"
статья по зож на тему

Брязгунова Надежда Николаевна

Статья о здоровьесберегающей среде в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Брязгунова Н. Н.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МКОУ «Ольховлогская ООШ» Каменский муниципальный район Воронежская область

        Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная. Каждый ребёнок должен уметь быть здоровым, сохранять здоровье и воспитывать в будущем здоровых детей. Школа может многое сделать для сохранения и укрепления здоровья детей.

        Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной школы.

        Как эти проблемы решаются в нашей школе? Мы начали с диагностики «Здоровье учащихся». Заполнили анкету «Моё здоровье», выявили отношение учащихся к своему здоровью, их понимание важности физического совершенствования. Попросили родителей высказать своё мнение о влиянии режима школы на здоровье. Провели оценку состояния здоровья учащихся начальной школы и выяснили, что необходимо оздоровление образовательной среды.

Для реализации принципов здоровьесбережения работа проводится по следующим направлениям:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей комфортность учебно-воспитательного процесса.

Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха, необходимой не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.

  1. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
  2. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  3. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от развёрнутых поэтапных действий к автоматизированным.
  4. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности.
  5. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Учитель может похвалить за старание в определённый период времени, выделив какой-то кусочек работы.
  6. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы.
  7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.
  8. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

Что мы делаем для создания здоровьесберегающей среды в школе?

  • Создали систему разноуровневого обучения, проводим нестандартные уроки, коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряжённость в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.

Устраняем перегрузку на уроке и строго дозируем домашнее задание.

На каждом уроке проводим физкультминутку (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз).

Ежедневно проводим утреннюю оздоровительную пятиминутку с учащимися школы.

Следим за питанием в школьной столовой (завтрак, обед).

  • Принимаем активное участие в школьных, районных спортивных мероприятиях.

Проводим дни здоровья на природе.

  • Ведём информационно-профилактическую работу: уроки здоровья, классные часы на тему «Правильное питание», «Познай себя», «Чистота - залог здоровья» и т. д.

Родительские собрания часто посвящаем здоровью детей («Правильное питание», «Влияние компьютера на организм человека», «Ребёнок и сотовый телефон» и др.).

Анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показал, что сократилось количество простудных заболеваний, меньше прогрессируют хронические заболевания.

Таким образом, определяющим моментом в развитии современных общеобразовательных учреждений является деятельность, направленная на обеспечение усвоения обучающимися определённой суммы знаний, выработку установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, а также работа по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)

Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...

Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...

Формирование навыков использования информационной среды в начальной школе.

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. В настоящее время процесс информатизации затронул все сферы человеческой деятельности, в том числе и образовани...