Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uroki_zdorovya.docx | 56.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «135 уроков здоровья» по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальной школы составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №69»;
- методического пособия «135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко;
-учебного плана МБОУ «СОШ №69».
Актуальность
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения учащихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у учащихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Занятия по программе «135 уроков здоровья» помогают расширить представления детей о своём организме, культуре здоровья, правилах личной гигиены; воспитывают у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, способствуют психическому саморазвитию.
Методика работы по программе строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, уроки здоровья в форме игр, экскурсий, микроисследований, викторин, праздников; создание проектов).
Обобщение изученного материала проходит в форме праздников: «Если хочешь быть здоров!», «Путешествие в город Чистолюбинск», «Путешествие в Страну здоровья», «Культура здорового образа жизни».
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра – это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. Использование на занятиях игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребёнка в игре, подражании, движении, практическом действии, способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы. В рамках программы «135 уроков здоровья» предполагается проведение подвижных, развивающих и психологических игр.
Описание ценностных ориентиров содержания программы « 135 уроков здоровья»
Одним из результатов преподавания программы «135 уроков здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Программа «135 уроков здоровья» является продолжением уроков окружающего мира, физической культуры. Она разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю). Занятия проводятся по определённой системе:
- 1-й год обучения (33часа);
- 2-й год обучения (34 часа);
- 3-й год обучения (34 часа);
- 4-й год обучения (34 часа)
Планируемые результаты освоения программы « 135 уроков здоровья»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» учащиеся получат сведения:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения – (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Дружи с водой(2ч) | |||
1 | Советы доктора Воды | 1 | |
2 | Друзья Вода и Мыло. | 1 | |
Забота о глазах(1ч) | |||
3 | Глаза - главные помощники человека. | 1 | |
Уход за ушами(1ч) | |||
4 | Чтобы уши слышали. | 1 | |
Уход за зубами(3ч) | |||
5 | Почему болят зубы. | 1 | |
6 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 | |
7 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | |
Уход за руками и ногами(1ч) | |||
8 | «Рабочие инструменты» человека | 1 | |
Забота о коже(3ч) | |||
9 | Зачем человеку кожа. | 1 | |
10 | Надёжная защита организма | 1 | |
11 | Если кожа повреждена. | 1 | |
Как следует питаться(2ч) | |||
12 | Питание - необходимое условие для жизни человека | 1 | |
13 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | |
Как сделать сон полезным(1ч) | |||
14 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | |
Настроение в школе(1ч) | |||
15 | Как настроение? | 1 | |
Настроение после школы(1ч) | |||
16 | Я пришёл из школы | 1 | |
Поведение в школе(2ч) | |||
17 | Я – ученик. | 1 | |
18 | Правила поведения в школе. | 1 | |
Вредные привычки(2ч) | |||
19 | Вредные привычки. | 1 | |
20 | Вредные привычки. Составление памятки «Это нужно запомнить!» | 1 | |
Мышцы, кости и суставы (2ч) | |||
21 | Скелет - наша опора. | 1 | |
22 | Осанка – стройная спина! | 1 | |
Как закаляться. Обтирание и обливание(1ч) | |||
23 | Если хочешь быть здоров! | 1 | |
Как правильно вести себя на воде(1ч) | |||
24 | Правила безопасности на воде. | 1 | |
Чтобы душа была здорова(1ч) | |||
25 | Чтобы душа была здорова | 1 | |
Народные игры(2ч) | |||
26 | Народные игры | 1 | |
27 | Русская игра «Городки» | 1 | |
Подвижные игры(3ч) | |||
28 | Подвижная игра «Салки». | 1 | |
29 | Подвижная игра «У медведя во бору» | 1 | |
30 | Подвижная игра «Третий лишний» | 1 | |
Доктора природы (3ч) | |||
31 | Подготовка праздника «Если хочешь быть здоров!» | 1 | |
32 | Праздник «Если хочешь быть здоров!» | 1 | |
33 | Зелёная аптека. О грибах и лекарственных растениях | 1 |
2 год обучения - (34часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Почему мы болеем (3ч) | |||
1 | Причина болезни | 1 | |
2 | Признаки болезни | 1 | |
3 | Как здоровье? | 1 | |
Кто и как предохраняет нас от болезни (2ч) | |||
4 | Как организм помогает себе сам | 1 | |
5 | Здоровый образ жизни | 1 | |
Кто нас лечит (1ч) | |||
6 | Какие врачи нас лечат | 1 | |
Прививки от болезни (2ч) | |||
7 | Инфекционные болезни | 1 | |
8 | Прививки от болезней | 1 | |
Что нужно знать о лекарствах (2ч) | |||
9 | Какие лекарства мы выбираем | 1 | |
10 | Домашняя аптека | 1 | |
Как избежать отравлений (2ч) | |||
11 | Отравление лекарствами | 1 | |
12 | Пищевые отравления | 1 | |
Безопасность при любой погоде (2ч) | |||
13 | Если солнечно и жарко | 1 | |
14 | Если на улице дождь и гроза | 1 | |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте (2ч) | |||
15 | Опасность в нашем доме | 1 | |
16 | Как вести себя на улице | 1 | |
Правила поведения на воде (1ч) | |||
17 | Вода - наш друг | 1 | |
Правила обращения с огнем (1ч) | |||
18 | Чтобы огонь не причинил вреда | 1 | |
Как уберечься от поражения электрическим током (1ч) | |||
19 | Чем опасен электрический ток | 1 | |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов (1ч) | |||
20 | Травмы | 1 | |
Как защитится от насекомых (1ч) | |||
21 | Укусы насекомых | 1 | |
Предосторожности при обращении с животными (1ч) | |||
22 | Что мы знаем про собак и кошек | 1 | |
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом (2ч) | |||
23 | Отравление ядовитыми веществами | 1 | |
24 | Отравление угарным газом | 1 | |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе при ожогах и обморожении (2ч) | |||
25 | Как помочь себе при тепловом ударе | 1 | |
26 | Как уберечься от мороза | 1 | |
Первая помощь при травмах (3ч) | |||
27 | Растяжение связок и вывих костей | 1 | |
28 | Переломы | 1 | |
29 | Если ты ушибся или порезался | 1 | |
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз ухо, нос (1ч) | |||
30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 1 | |
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек (1ч) | |||
31 | Укус змеи | 1 | |
Сегодняшние заботы медицины (3ч) | |||
32 | Расти здоровым | 1 | |
33 | Воспитай себя | 1 | |
34 | Я выбираю движение | 1 |
3 год обучения - (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Чего не надо бояться (1ч) | |||
1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие. | 1 | |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2ч) | |||
2 | Учимся думать. | 1 | |
3 | Спеши делать добро. | 1 | |
Почему мы говорим неправду (2ч) | |||
4 | Поможет ли нам обман. | 1 | |
5 | «Неправда – ложь в пословицах и поговорках. | 1 | |
Почему мы не слушаемся родителей (2ч) | |||
6 | Надо ли прислушиваться к советам родителей. | 1 | |
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. | 1 | |
Надо уметь сдерживать себя (2ч) | |||
8 | Все ли желания выполнимы. | 1 | |
9 | Как воспитать в себе сдержанность. | 1 | |
Не грызи ногти, не ковыряй в носу (2ч) | |||
10 | Как отучить себя от вредных привычек. | 1 | |
11 | Как отучить себя от вредных привычек. | 1 | |
Как относиться к подаркам (2ч) | |||
12 | Я принимаю подарок. | 1 | |
13 | Я дарю подарки. | 1 | |
Как следует относиться к наказаниями (1ч) | |||
14 | Наказание. | 1 | |
Как нужно одеваться (1ч) | |||
15 | Одежда. | 1 | |
Как вести себя с незнакомыми людьми (1ч) | |||
16 | Ответственное поведение. | 1 | |
Как вести себя, когда что-то болит (1ч) | |||
17 | Боль. | 1 | |
Как вести себя за столом (2ч) | |||
18 | Сервировка стола. | 1 | |
19 | Правила поведения за столом. | 1 | |
Как вести себя в гостях (1ч) | |||
20 | Ты идешь в гости. | 1 | |
Как вести себя в общественных местах (2ч) | |||
21 | Как вести себя в транспорте и на улице. | 1 | |
22 | Как вести себя в театре , кино, школе. | 1 | |
«Нехорошие слова». Недобрые шутки (2ч) | |||
23 | Умеем ли мы вежливо обращаться. | 1 | |
24 | Умеем ли мы разговаривать по телефону. | 1 | |
Что делать, если не хочется в школу (1ч) | |||
25 | Помоги себе сам. | 1 | |
Чем заняться после школы (1ч) | |||
26 | Умей организовать свой досуг. | 1 | |
Как выбрать друзей (2ч) | |||
27 | Что такое дружба. | 1 | |
28 | Кто может считаться настоящим другом. | 1 | |
Как помочь родителям (1ч) | |||
29 | Как доставить родителям радость. | 1 | |
Как помочь больным и беспомощным (2ч) | |||
30 | Если кому-нибудь нужна твоя помощь. | 1 | |
31 | Спешите делать добро. | 1 | |
Повторение (3ч) | |||
32 | Огонек здоровья. | 1 | |
33 | Путешествие в страну здоровья. | 1 | |
34 | Культура здорового образа жизни. | 1 |
4 год обучения - (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Наше здоровье (4ч) | |||
1 | Что такое здоровье? | 1 | |
2 | Что такое эмоции? | 1 | |
3 | Чувства и поступки | 1 | |
4 | Стресс | 1 | |
Как помочь сохранить здоровье (3ч) | |||
5 | Учимся думать и действовать | 1 | |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | 1 | |
7 | Умей выбирать | 1 | |
Что зависит от моего решения (2ч) | |||
8 | Принимаю решение | 1 | |
9 | Я отвечаю за свои решения | 1 | |
Злой волшебник – табак (1ч) | |||
10 | Что мы знаем о курении | 1 | |
Почему некоторые привычки называются вредными (5ч) | |||
11 | Зависимость | 1 | |
12 | Умей сказать НЕТ | 1 | |
13 | Как сказать НЕТ | 1 | |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | 1 | |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 1 | |
Помоги себе сам (1ч) | |||
16 | Волевое поведение | 1 | |
Злой волшебник – алкоголь (3ч) | |||
17 | Алкоголь | 1 | |
18 | Алкоголь – ошибка | 1 | |
19 | Алкоголь – сделай выбор | 1 | |
Злой волшебник – наркотик (2ч) | |||
20 | Наркотик | 1 | |
21 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | 1 | |
Мы – одна семья (2ч) | |||
22 | Мальчишки и девчонки | 1 | |
23 | Моя семья | 1 | |
Повторение. Нестандартные уроки и уроки – праздники (11ч) | |||
24 | Дружба | 1 | |
25 | День здоровья | 1 | |
26 | Умеем ли мы правильно питаться? | 1 | |
27 | Я выбираю кашу | 1 | |
28 | Чистота и здоровье | 1 | |
29 | Откуда берутся грязнули? | 1 | |
30 | Чистота и порядок | 1 | |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 1 | |
32 | КВН «Наше здоровье» | 1 | |
33 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1 | |
34 | Будьте здоровы! | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровым будь, успешным станешь»
рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс...