Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Лихачева Евгения Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uroki_zdorovya.docx56.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «135 уроков здоровья» по спортивно-оздоровительному  направлению для учащихся начальной школы составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;  

- Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №69»;

 - методического пособия «135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко;

-учебного плана МБОУ «СОШ №69».

        Актуальность

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения учащихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у учащихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

      Занятия по программе  «135 уроков здоровья» помогают расширить представления детей о своём организме, культуре здоровья, правилах личной гигиены; воспитывают у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, способствуют психическому саморазвитию.        

     Методика работы по программе строится в направлении личностно ориентированного  взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения,  уроки здоровья в форме игр, экскурсий,  микроисследований, викторин, праздников; создание проектов).

     Обобщение изученного материала проходит в форме праздников: «Если  хочешь быть здоров!», «Путешествие в город Чистолюбинск», «Путешествие в Страну здоровья»,  «Культура здорового образа  жизни».

 

    При реализации программы используются групповые и индивидуальные  формы работы,  основным элементом которых является игровая педагогика. Игра – это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. Использование на занятиях игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребёнка в игре, подражании, движении, практическом действии, способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы. В рамках программы «135 уроков здоровья» предполагается   проведение подвижных, развивающих и психологических игр.     

Описание ценностных ориентиров содержания программы « 135 уроков здоровья»

Одним из результатов преподавания программы «135 уроков здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.

       Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

   

 Программа «135 уроков здоровья» является продолжением уроков окружающего мира, физической культуры. Она разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности. Программа рассчитана на 135  часов  (1 час в неделю). Занятия проводятся по определённой системе:

  • 1-й год обучения (33часа);
  • 2-й год обучения (34 часа);
  • 3-й год обучения (34 часа);
  • 4-й год обучения (34 часа)

Планируемые результаты освоения программы « 135 уроков здоровья»

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «135 уроков здоровья» учащиеся получат сведения:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

     

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения – (33 часа)

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

Дружи с водой(2ч)

1

Советы доктора Воды

1

2

Друзья Вода и Мыло.

1

Забота о глазах(1ч)

3

Глаза  - главные помощники человека.

1

Уход за ушами(1ч)

4

Чтобы уши слышали.

1

Уход за зубами(3ч)

5

Почему болят зубы.

1

6

Чтобы зубы были здоровыми.

1

7

Как сохранить улыбку красивой.

1

Уход за руками и ногами(1ч)

8

 «Рабочие инструменты» человека

1

Забота о коже(3ч)

9

Зачем человеку кожа.

1

10

Надёжная защита организма

1

11

Если кожа повреждена.

1

        Как следует питаться(2ч)        

12

Питание  -  необходимое условие для жизни человека

1

13

Здоровая пища для всей семьи

1

Как сделать сон полезным(1ч)

14

Сон – лучшее лекарство.

1

Настроение в школе(1ч)

15

Как настроение?

1

Настроение после школы(1ч)

16

Я пришёл из школы

1

Поведение в школе(2ч)

17

Я – ученик.

1

18

Правила поведения в школе.

1

Вредные привычки(2ч)

19

Вредные привычки.

1

20

Вредные привычки. Составление памятки «Это нужно запомнить!»

1

Мышцы, кости и суставы (2ч)

21

 Скелет  - наша опора.

1

22

Осанка – стройная спина!

1

Как закаляться. Обтирание и обливание(1ч)

23

Если хочешь быть здоров!

1

Как правильно вести себя на воде(1ч)

24

Правила безопасности на воде.

1

Чтобы душа была здорова(1ч)

25

Чтобы душа была здорова

1

Народные игры(2ч)

26

Народные игры

1

27

Русская игра «Городки»

1

Подвижные игры(3ч)

28

Подвижная  игра «Салки».

1

29

Подвижная игра «У медведя во бору»

1

30

Подвижная игра «Третий лишний»

1

        Доктора природы (3ч)        

31

Подготовка праздника «Если хочешь быть здоров!»

1

32

Праздник «Если хочешь быть здоров!»

1

33

Зелёная аптека. О грибах и лекарственных растениях

1


2    год  обучения   -  (34часа)

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Почему мы болеем (3ч)

1

Причина болезни

1

2

Признаки болезни

1

3

Как здоровье?

1

Кто и как  предохраняет нас от болезни (2ч)

4

Как организм помогает себе сам

1

5

Здоровый образ жизни

1

Кто нас лечит (1ч)

6

Какие врачи нас лечат

1

Прививки от болезни (2ч)

7

Инфекционные болезни

1

8

Прививки от болезней

1

Что нужно знать о лекарствах (2ч)

9

Какие лекарства мы выбираем

1

10

Домашняя аптека

1

Как избежать отравлений (2ч)

11

Отравление лекарствами

1

12

Пищевые отравления

1

Безопасность при любой погоде (2ч)

13

Если солнечно и жарко

1

14

Если на улице дождь и гроза

1

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте (2ч)

15

Опасность в нашем доме

1

16

Как вести себя на улице

1

Правила поведения на воде (1ч)

17

Вода - наш друг

1

Правила обращения с огнем (1ч)

18

Чтобы огонь не причинил вреда

1

Как уберечься от поражения электрическим током (1ч)

19

Чем опасен электрический ток

1

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов (1ч)

20

Травмы

1

Как защитится от насекомых (1ч)

21

Укусы насекомых

1

Предосторожности при обращении с животными (1ч)

22

Что мы знаем про собак и кошек

1

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом (2ч)

23

Отравление ядовитыми веществами

1

24

Отравление угарным газом

1

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе при ожогах и обморожении (2ч)

25

Как помочь себе при тепловом ударе

1

26

Как уберечься от мороза

1

        Первая помощь при травмах (3ч)        

27

Растяжение связок и вывих костей

1

28

Переломы

1

29

Если ты ушибся или порезался

1

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз ухо, нос (1ч)

30

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек (1ч)

31

Укус змеи

1

Сегодняшние заботы медицины (3ч)

32

Расти здоровым

1

33

Воспитай себя

1

34

Я выбираю движение

1

 

3 год обучения   -  (34 часа)

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Чего не надо бояться (1ч)

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

1

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2ч)

2

Учимся думать.

1

3

Спеши делать добро.

1

        Почему мы говорим неправду (2ч)        

4

Поможет ли нам обман.

1

5

«Неправда – ложь в пословицах и поговорках.

1

Почему мы не слушаемся родителей (2ч)

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

1

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

1

Надо уметь сдерживать себя (2ч)

8

Все ли желания выполнимы.

1

9

Как воспитать в себе сдержанность.

1

        Не грызи ногти, не ковыряй в носу (2ч)        

10

Как отучить себя от вредных привычек.

1

11

Как отучить себя от вредных привычек.

1

Как относиться к подаркам (2ч)

12

Я принимаю подарок.

1

13

Я дарю подарки.

1

        Как следует относиться к наказаниями (1ч)        

14

Наказание.

1

Как нужно одеваться (1ч)

15

Одежда.

1

Как вести себя с незнакомыми людьми (1ч)

16

Ответственное поведение.

1

        Как вести себя, когда что-то болит (1ч)        

17

Боль.

1

Как вести себя за столом (2ч)

18

Сервировка стола.

1

19

Правила поведения за столом.

1

Как вести себя в гостях (1ч)

20

Ты идешь в гости.

1

Как вести себя в общественных местах (2ч)

21

Как вести себя в транспорте и на улице.

1

22

Как вести себя в театре , кино, школе.

1

«Нехорошие слова». Недобрые шутки (2ч)

23

Умеем ли мы вежливо обращаться.

1

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

1

Что делать, если не хочется в школу (1ч)

25

Помоги себе сам.

1

Чем заняться после школы (1ч)

26

Умей организовать свой досуг.

1

Как выбрать друзей (2ч)

27

Что такое дружба.

1

28

Кто может считаться настоящим другом.

1

Как помочь родителям (1ч)

29

Как доставить родителям радость.

1

Как помочь больным и беспомощным (2ч)

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1

31

Спешите делать добро.

1

Повторение (3ч)

32

Огонек здоровья.

1

33

Путешествие в страну здоровья.

1

34

Культура здорового образа жизни.

1

4 год обучения    -  (34 часа)

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Наше здоровье (4ч)

1

Что такое здоровье?

1

2

Что такое эмоции?

1

3

Чувства и поступки

1

4

Стресс

1

        Как помочь сохранить здоровье (3ч)        

5

Учимся думать и действовать

1

6

Учимся находить причину и последствия событий

1

7

Умей выбирать

1

Что зависит от моего решения (2ч)

8

Принимаю решение

1

9

Я отвечаю за свои решения

1

Злой волшебник – табак (1ч)

10

Что мы знаем о курении

1

        Почему некоторые привычки называются вредными (5ч)        

11

Зависимость

1

12

Умей сказать НЕТ

1

13

Как сказать НЕТ

1

14

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

1

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

1

Помоги себе сам (1ч)

16

Волевое поведение

1

        Злой волшебник – алкоголь (3ч)        

17

Алкоголь

1

18

Алкоголь – ошибка

1

19

Алкоголь – сделай выбор

1

Злой волшебник – наркотик (2ч)

20

Наркотик

1

21

Наркотик – тренинг безопасного поведения

1

Мы – одна семья (2ч)

22

Мальчишки и девчонки

1

23

Моя семья

1

Повторение. Нестандартные уроки и уроки – праздники (11ч)

24

Дружба

1

25

День здоровья

1

26

Умеем ли мы правильно питаться?

1

27

Я выбираю кашу

1

28

Чистота и здоровье

1

29

Откуда берутся грязнули?

1

30

Чистота и порядок

1

31

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

32

КВН «Наше здоровье»

1

33

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

1

34

Будьте здоровы!

1

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровым будь, успешным станешь»

рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс...