Семинар-практикум для воспитателей "Лечебные игры - как средство оздоровления детей"
учебно-методический материал по теме
В последние годы увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые и лор-заболевания. В статье представлен опыт работы по использованию "Лечебных игр" для укрепления здоровья детей. "Лечебные игры" - это адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechebnye_igry.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Лечебные игры – как средство оздоровления детей»
«Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть».
Фред Роджерс.
В последние годы увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые и лор-заболевания. Двигательная активность дошкольников уменьшается из-за амбиций родителей, чрезмерно увлекающихся интеллектуальным развитием своих детей. Кроме того, современные дошкольники большое количество времени проводят у телевизора и компьютера.
Согласно данным медицинского обследования, в нашем ДОУ на 2013-2014 учебный год 28% детей имеют нарушение осанки; 4% детей переболели бронхолегочными заболеваниями; 38% - заболеваниями верхних дыхательных путей; 3% - имеют избыточную массу тела; 0,5% – сердечно-сосудистые заболевания; 37% - плоскостопие.
Таким образом, очевидно, что проблемы, связанные со здоровьем детей сегодня актуальны, своевременны и достаточно сложны.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования и к ДОУ, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию детей. Усилия работников нашего ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление наших детей, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
По определению современных исследований, ИГРА – это свободная, интересная, доставляющая удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития личности ребенка в целом, развивая его сознание.
В процессе игры решаются самые разнообразные задачи – гигиенические, образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные.
Для дошкольника игра является ведущей деятельностью. Подвижные игры имеют особенно важное значение для формирования личности ребенка.
Особенность организма ребенка дошкольного возраста – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым осуществляется более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограничение движений влияет на нарушение осанки, ослабление функции дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.
Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому я использую в работе с детьми адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.
Технологию использования лечебных игр очень хорошо описал Александр Сергеевич Галанов в книге «Игры, которые лечат». В своей работе он использовал результаты научной и практической работы кандидата медицинских наук Института педиатрии АМН Вассы Львовны Страковской.
Для того, чтобы предупредить частые заболевания (ОРВ, ОРЗ, риниты, бронхиты, нарушения осанки и др.) в нашем ДОУ создана комплексная система «игр, которые лечат» или по другому «лечебные игры».
ЦЕЛЬ: оздоровление воспитанников через лечебные игры, культивирование здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: совершенствовать навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании.
Оздоровительные: содействовать нормальному физиологическому формированию и развитию организма детей, укреплять их здоровье, вырабатывать привычку к здоровому образу жизни.
Воспитательные: воспитывать физические (быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость) и моральные качества (смелость, инициативность, честность, чувство товарищества и др.)
Воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи тесно взаимосвязаны между собой.
В данной комплексной системе игры разделяются на виды:
- на формирование правильной осанки;
- на преодоление плоскостопия;
- на преодоление общих бронхолегочных заболеваний;
- на преодоление заболеваний верхних дыхательных путей;
- на преодоление ожирения;
- на преодоление болезни сердечно-сосудистой системы.
Остановлюсь на первом виде игр: игры на формирование правильной осанки.
Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющейся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление оппорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. Для выполнения этих задач рекомендуются игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхних конечностей, живота.
В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка. Нужно давать детям позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего чаще играйте в игры на формирование правильной осанки. Например:
«Живое кольцо», «Летим на Марс», «Ель, ёлка, ёлочка», «Ходим боком», «Попрыгунчик – лягушонок», «Разбей цепь», «Рыбаки и рыбки», «Восточный официант», «Черепахи», «Морской хищник», «Жираф» и др.
Плоскостопие, как и нарушение осанки, чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаще при длительной беготне, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольной и поперечной) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на функции последнего, а следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка.
Основным методом профилактики и лечения плоскостопия является лечебная гимнастика. Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия. Надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенку любовь к движениям. Для этого используют игры, включающие специальные упражнения. Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат.
Это такие игры: «Парашютисты», «Бегущая скакалка», «Спящий кот», «Заяц, ёлочки и мороз», «Китайские пятнашки», «Кто первым соберет простынку», «Поймай комара», «Каракатица», «Барабан» и др.
Для преодоления последствий общих бронхолегочных заболеваний используются игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе – звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению бронхоспазма. Также нужно допускать наряду с плавными, ритмичными дыхательными движениями более резкие и глубокие вдохи и выдохи, кратковременные задержки дыхания в конце выдоха (пауза 2 – 3 секунды) при ритмичном дыхании. Полезны игры с дозированным бегом (для улучшения функционирования диафрагмы, так как 90% всей работы дыхательных мышц у детей до 5 лет ложится на диафрагму), ходьбой в чередовании с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Это способствует улучшению функции терморегуляции, внешнего дыхания, гемодинамики. При бронхолегочных заболеваниях надо также включать игры, способствующие улучшению осанки, игры, в которых есть возможность быстро изменять положение тела ребенка соответственно правилам игры. Активно придаваемые телу ребенка во время игр различные дренажные положения («березка», быстрое перекатывание тела на бок, живот, спину, кувырки, упражнения с мячом из различных исходных положений) способствуют наиболее эффективному, естественному дренажу легких.
Использую такие игры: «Подпрыгни и подуй», «Задень обруч», «Кто вперед?», «Муравьиная зарядка», «Сороконожка», «Поезд», «Вверх ногами» и др.
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Дыхание носом способствует кондиционированию воздуха, поступающего в легкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый через нос воздух несет с собой тепло и влагу для слизистой оболочки носовых ходов, предохраняет ее от переохлаждения, сухости, инфицирования. Наиболее часто наблюдаются расстройства носового дыхания, нарушения сна у детей с разрастанием аденоидов. У детей, дышащих ртом, очень слабые мышцы носа, а носовые ходы значительно сужены. Для таких детей подбираются игры, развивающие носовое дыхание.
Благодаря тому, что дыхание через нос требует более значительных усилий, постоянно тренируется дыхательная мускулатура. Восстановление дыхания через нос способствует улучшению местного кровообращения. Все это препятствует разрастанию аденоидных вегетаций. Носовое дыхание, особенно с ритмичным и главное полным выдохом, способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов. Носовое дыхание (также рефлекторно) помогает регуляции мозгового кровообращения.
Лечебные игры: «Бульканье», «Шарик», «Самый громкий», «Совушка-сова», «Перышки», «Запасливые хомячки», «Пинг-понговое ралли», «Воздушный шар», «Ветер» и др.
Ожирение у детей – очень серьезная проблема. При этом заболевании в организме происходят изменения, сходные с процессом старения. Такой ребенок значительно чаще подвержен сахарному диабету, артериальной гипертонии, желчекаменной болезни. У него возможен самый худший прогноз при травмах и в послеоперационный период. Для эффективного лечения необходимо, чтобы все члены семьи личным примером смогли бы изменить отношение ребенка к активным подвижным играм, начали делать зарядку, больше бы двигались.
Подвижные игры при этом заболевании проводятся с целью повышения интенсивности обменных процессов, увеличения энергетических затрат организма. Физическая нагрузка на ребенка должна постепенно возрастать. При постоянном использовании игр у детей повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность, улучшается функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Для выполнения этих задач необходимо вводить в занятия игры общефизиологического воздействия, оказывающие тренирующее влияние на весь организм, укрепляющие дыхательную мускулатуру. Рекомендуются игры с бегом, чередующимся с ходьбой.
Играем в лечебные игры: «Самый быстрый», «Зазевавшаяся лошадка», «Мы веселые ребята», «Веселые котята», «Силачи», Смелые ребята», «Вечный двигатель», «Шариковая поляна», «Кого собьют последним» и др.
При вегетососудистой дистонии очень важно тренировать основные нервные процессы (их уравновешивание, повышение подвижности); укреплять тормозные реакции, особенно у гиперактивных детей, повышать согласованность нервно-регуляторных механизмов кровообращения; тренировать вестибулярный аппарат, развивать координацию движений в крупных и мелких мышечных группах. При регулярном использовании подвижных игр происходит укрепление детского организма, улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие морально-волевых качеств детей.
Если игры проводятся на свежем воздухе, то это способствует закаливанию ребенка и исчезновению или уменьшению аллергических проявлений, нередко являющихся спутниками вегетососудистой дистонии. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка не было большой эмоциональной нагрузки, чтобы ребенок был не слишком возбужден и не переживал.
Лечебные игры: «Кто - кого столкнет», «Резвый мешочек», «Пятнашки», «Космонавты», «Увернись», «Челнок и ткач», «Найди клад», «Ежиха-хохотунья», «Репейник», «Путешествие сороконожки», «Несмышленый жучок» и др.
Практическая часть
П/и ЖИВОЕ КОЛЬЦО.
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.
Необходимый материал: длинная веревка.
Ход игры. Ведущий связывает концы веревки и просит игроков встать вокруг и взять веревку.
Ведущий объясняет, что у игроков получилось живое кольцо и теперь игроки должны выполнять задания. Игрок, выполнивший все задания правильно, побеждает.
Задания:
1. И.п. – встать лицом в круг, руки с веревкой внизу. По команде руки с веревкой поднять вверх, правую (левую) ногу отставить на носок назад – вдох; вернуться в И.п. – выдох. Повторить 4 раза.
2. И.п. то же. Перебирая руками веревку, передавать ее вправо (влево) по кругу (по 2 раза в каждую сторону).
3. И.п. то же., руки вверху с веревкой. На счет 1-2 наклониться вперед, положить веревку на пол – выдох; вернуться в И.п. – вдох. Повторить 4-6 раз.
4. И.п. то же. Опустить веревку вниз до уровня бедер. По команде воспитателя перешагнуть веревку поочередно правой и левой ногой; встать (руки с веревкой сзади). Так же, по команде перешагнуть правой и левой ногой назад. Повторить 4-6 раз.
5. И.п. – встать лицом в круг, руки внизу. По команде присесть, колени в стороны, руки с веревкой вперед вверх (вдох); вернуться в И.п. – выдох. Повторить 4-6 раз.
6. И.п. то же. Веревка на полу. Встать на веревку, руки на поясе. 6 прыжков на обеих ногах вправо, 6 – влево и снова 66 прыжков по веревке вправо и влево. Повторить 2-4 раза.
П/и ВОСТОЧНЫЙ ОФИЦИАНТ.
Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Материалы: поднос или книга, кубик.
Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе. Расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
КТО ПЕРВЫМ СОБЕРЕТ ПРОСТЫНКУ
Цель игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
Материал: простынки (50-80см) одинаковой длины, стулья.
Ход игры. Игроки сидят на стульях, под правой ступней – простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.
ПОДПРЫГНИ И ПОДУЙ
Цель игры: улучшение функции дыхания, повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом физическим нагрузкам.
Материал: воздушный шарик.
Ход игры. На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.
ПИНГ – ПОНГОВОЕ РАЛЛИ.
Цель игры: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материал: стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
Ход игры. Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за три попытки укатился дальше.
Показатели результативности
Итак, комплексное использование лечебных игр способствуют укреплению здоровья детей, их оздоровлению, формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности в собственных силах.
Использование инновационных форм работы с детьми дало положительную динамику снижения заболеваемости, рост физических качеств. С 2014 года по 2016 год заболеваемость снизилась
- по бронхолегочным заболеваниям на 4%,
- по заболеваниям верхних дыхательных путей на 9%,
- по избыточной массе тела на 2%,
- с нарушением осанки на 18%,
- с плоскостопием на 17%.
Детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями в настоящий момент в детском саду нет. Ребенок, имеющий данное заболевание перенес операцию, восстановительный период прошел положительно.
Дети самостоятельно организуют знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество, придумывают свои правила к знакомым играм.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бабенкова Е.А. «Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2008г.
2. Бабенкова Е.А. «Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2008г.
3. Галанов А.С. «Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет» - М.: Педагогическое общество России, 2005г.
4. Галанов А.С. «Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет» - М.: Педагогическое общество России, 2005г.
5. Козырева О.В. «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников» - М.: Просвещение, 2007г.
6. Лосева В.С. «Плоскостопие у детей 6-7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7. Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет» - М.: Новая школа, 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста" знакомит коллег с приемами и методами развития речи.Ак...
Методическая разработка на тему: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, ...
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»...
Семинар-практикум для родителей "От игры к письму"
Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
АннотацияДанная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкуль...
Семинар-практикум для родителей "От игры к письму"
Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц...
Семинар-практикум для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи детей»
В статье представлен материал для проведение семинара-практикума с педегогами о дидактических играх, как средстве развития речи детей....