Классный час. Тема "Мы выбираем кашу". 4 класс.
классный час по зож (4 класс)

Кашкина Татьяна Михайловна

Ешьте кашу, будьте здоровы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_my_vybiraem_kashu.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мы выбираем кашу!»

4 класс

1.Учитель показывает детям книги «Горшок каши» Гримм, «Каша из топора» русская народная сказка, «Сорока-ворона» русская песенка.

- Что объединяет все эти произведения? Возможно сюжет?

2.Восстановление пословиц.

Кашу маслом –пища наша (не испортишь).

Щи да каша – не испортишь (пища наша).

Снег на полях – да мала чашка (хлеб в закромах).

Хороша кашка – хлеб в закромах (да мала чашка).

Если про кашу не забудешь –матушка наша (здоровым будешь).

Гречневая каша – здоровым будешь (матушка наша).

3. Ученики рассказывают про кашу.

Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».


Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:
"Каша-кормилица наша",
"Русского мужика без каши не накормишь", «Без каши обед не обед».


У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна". Кашу варили на крестины и именины.
Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.
В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь".

4. Отгадываем загадки.

Весь из золота отлит,

На солнышке стоит. (Колос)

 

Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами. (Овес)

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В конце поварят,

Кто съест, похвалит. (Гречка)

В поле метелкой,

В мешке жемчугом. (Пшеница)

5. Физкультминутка.

Облако, облако!

Белое, хорошее!

Подари нам, облако, капельку дождя.

Маленькое зернышко

Нами в землю брошено.

Маленькому зернышку

Без воды нельзя.

6. Игра «Отгадай кашу и крупу». Класс делится на три группы и каждая группа занимается исследованием.

Перед ребятами в горшочках находятся пять образцов каш и образцы круп. Необходимо найти соответствие и поставить стрелки:

Манная                                                 Гречиха

Гречневая                                             Рис

Овсяная                                                 Просо

Рисовая                                                 Пшеница

Пшеничная                                           Овес

7. В какое время лучше есть кашу?

    Как сделать кашу вкуснее?

    Для чего нужно есть каши?

    Что еще можно есть на завтрак?

8. Конкурс «Домашнее задание» - «Рецепт самой вкусной каши».

Каждая из команд представляет свой оригинальный рецепт.

9. Рефлексия.

- Я узнал…

- Я понял, что…

- Мне было очень интересно…

- Я теперь буду…

-Я хочу сказать всем: «Кушайте кашу и будьте здоровы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Культуре Здоровья "Я выбираю кашу (?) (!) "

Тема семинара: Использование здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессена ступени начального образованияТема урока: Я выбираю кашу(?)(!)1.     Существуе...

Классный час «Я выбираю сам» (2 класс)

Воспитывать чувство собственного достоинства; формировать умение воспитывать свои поступки и оценивать их....

Классный час по теме "Каши разные нужны, каши всякие важны"

Классный час по теме "Каши разные нужны, каши разные важны"  формирует у учащихся представление о значимости и пользе каш, знакомит  с историей и происхождением различных каш, с народными тр...

Классный час "Я выбираю кашу"

Данная разработка представляет собой сценарий классного часа на тему "Я выбираю кашу".  Цели:• познакомить с историей возникновения данного блюда на столе русского народа;• учить готовить данное ...

Разработка кружкового занятия для учащихся 2 класса по теме"Я выбираю кашу".

Данная разработка кружкового занятия  предназначена для учащихся 2 - х классов в рамках кружка "Планета здоровья".Целью данного мероприятия является формирование у учащихся представлени...

Презентация "Я выбираю кашу"

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности.  Здоровье человека – это главная ценность жизни и одна из важных пробл...

классный час "Мы выбираем, нас выбирают"

Классный час: Мы выбираем, нас выбирают.Классный час проводится в середине сентября , когда классный руководитель уже присмотрелся к детям и определил круг их общения, выделил детей, которые нуждаются...