Классный час. Тема "Мы выбираем кашу". 4 класс.
классный час по зож (4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час «Мы выбираем кашу!»
4 класс
1.Учитель показывает детям книги «Горшок каши» Гримм, «Каша из топора» русская народная сказка, «Сорока-ворона» русская песенка.
- Что объединяет все эти произведения? Возможно сюжет?
2.Восстановление пословиц.
Кашу маслом –пища наша (не испортишь).
Щи да каша – не испортишь (пища наша).
Снег на полях – да мала чашка (хлеб в закромах).
Хороша кашка – хлеб в закромах (да мала чашка).
Если про кашу не забудешь –матушка наша (здоровым будешь).
Гречневая каша – здоровым будешь (матушка наша).
3. Ученики рассказывают про кашу.
Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».
Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.
Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:
"Каша-кормилица наша",
"Русского мужика без каши не накормишь", «Без каши обед не обед».
У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна". Кашу варили на крестины и именины.
Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.
Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.
В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".
Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь".
4. Отгадываем загадки.
Весь из золота отлит,
На солнышке стоит. (Колос)
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (Овес)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В конце поварят,
Кто съест, похвалит. (Гречка)
В поле метелкой,
В мешке жемчугом. (Пшеница)
5. Физкультминутка.
Облако, облако!
Белое, хорошее!
Подари нам, облако, капельку дождя.
Маленькое зернышко
Нами в землю брошено.
Маленькому зернышку
Без воды нельзя.
6. Игра «Отгадай кашу и крупу». Класс делится на три группы и каждая группа занимается исследованием.
Перед ребятами в горшочках находятся пять образцов каш и образцы круп. Необходимо найти соответствие и поставить стрелки:
Манная Гречиха
Гречневая Рис
Овсяная Просо
Рисовая Пшеница
Пшеничная Овес
7. В какое время лучше есть кашу?
Как сделать кашу вкуснее?
Для чего нужно есть каши?
Что еще можно есть на завтрак?
8. Конкурс «Домашнее задание» - «Рецепт самой вкусной каши».
Каждая из команд представляет свой оригинальный рецепт.
9. Рефлексия.
- Я узнал…
- Я понял, что…
- Мне было очень интересно…
- Я теперь буду…
-Я хочу сказать всем: «Кушайте кашу и будьте здоровы!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Культуре Здоровья "Я выбираю кашу (?) (!) "
Тема семинара: Использование здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессена ступени начального образованияТема урока: Я выбираю кашу(?)(!)1. Существуе...
Классный час «Я выбираю сам» (2 класс)
Воспитывать чувство собственного достоинства; формировать умение воспитывать свои поступки и оценивать их....
Классный час по теме "Каши разные нужны, каши всякие важны"
Классный час по теме "Каши разные нужны, каши разные важны" формирует у учащихся представление о значимости и пользе каш, знакомит с историей и происхождением различных каш, с народными тр...
Классный час "Я выбираю кашу"
Данная разработка представляет собой сценарий классного часа на тему "Я выбираю кашу". Цели:• познакомить с историей возникновения данного блюда на столе русского народа;• учить готовить данное ...
Разработка кружкового занятия для учащихся 2 класса по теме"Я выбираю кашу".
Данная разработка кружкового занятия предназначена для учащихся 2 - х классов в рамках кружка "Планета здоровья".Целью данного мероприятия является формирование у учащихся представлени...
Презентация "Я выбираю кашу"
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности. Здоровье человека – это главная ценность жизни и одна из важных пробл...
классный час "Мы выбираем, нас выбирают"
Классный час: Мы выбираем, нас выбирают.Классный час проводится в середине сентября , когда классный руководитель уже присмотрелся к детям и определил круг их общения, выделил детей, которые нуждаются...