«Здоровьесберегающие технологии в начальных классах» В.Ф.Базарного
материал по зож по теме

        Еще на заре развития всеобуча было замечено, что школа может оказывать весьма неблагоприятное влияние на развитие здоровья детей и подростков. Причем, данную проблему остро чувствовали и ставили сами педагоги. В частности, Генрих Песталоцци в начале XIX века указывал, что в традиционных условиях обучения происходит своеобразное «удушение» развития ребенка, в т. ч. «убийство» его здоровья.

Постепенно в общественное сознание стали входить такие понятия как «школьная близорукость», «школьные сколиозы». К сожалению, это положение не было подвергнуто глубокому научному исследованию. Такое обучение привело к тому, что в настоящее время мы уже имеем дело буквально с «эпидемией» школьных фор патологии. Например, из каждых 1000 детей в процессе дошкольно-школьного воспитания и обучения нарушения осанки приобретают 500-600 человек, близорукость - 400-500, отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы - 300-400, нервно-психических дисфункций 200-300 детей и т. д. Более того продолжают появляться все новые термины, отражающие сугубо педагогическую природу возникновения патологии у школьников, в частности, «дидактоневроз».

А ведь в нашей стране государство торжественно взяло на себя заботу об охране здоровья детей. Это нашло отражение в частности, в статье 70 Закона РФ о здравоохранении: «Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающихся в школах обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания». Сложившаяся же в стране ситуация со здоровьем школьников указывает с одной стороны, на досадную обесцененность указанной чрезвычайно важной политической установки общества, с другой - на неотложную необходимость так перестроить воспитательно-образовательный процесс, чтобы он имел оздоровительную направленность. Профессор В.Ф. Базарный и его группа предложили здоровьеохранительные подходы в организации образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6

с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надым

«Здоровьесберегающие технологии

в начальных классах»

В.Ф.Базарного

Macintosh HD:Users:bush:Desktop:zst.jpg

                                                                 Учитель начальных классов

                                                           Абушахманова Яна Витальевна


        Еще на заре развития всеобуча было замечено, что школа может оказывать весьма неблагоприятное влияние на развитие здоровья детей и подростков. Причем, данную проблему остро чувствовали и ставили сами педагоги. В частности, Генрих Песталоцци в начале XIX века указывал, что в традиционных условиях обучения происходит своеобразное «удушение» развития ребенка, в т. ч. «убийство» его здоровья.

Постепенно в общественное сознание стали входить такие понятия как «школьная близорукость», «школьные сколиозы». К сожалению, это положение не было подвергнуто глубокому научному исследованию. Такое обучение привело к тому, что в настоящее время мы уже имеем дело буквально с «эпидемией» школьных фор патологии. Например, из каждых 1000 детей в процессе дошкольно-школьного воспитания и обучения нарушения осанки приобретают 500-600 человек, близорукость - 400-500, отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы - 300-400, нервно-психических дисфункций 200-300 детей и т. д. Более того продолжают появляться все новые термины, отражающие сугубо педагогическую природу возникновения патологии у школьников, в частности, «дидактоневроз».

А ведь в нашей стране государство торжественно взяло на себя заботу об охране здоровья детей. Это нашло отражение в частности, в статье 70 Закона РФ о здравоохранении: «Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающихся в школах обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания». Сложившаяся же в стране ситуация со здоровьем школьников указывает с одной стороны, на досадную обесцененность указанной чрезвычайно важной политической установки общества, с другой - на неотложную необходимость так перестроить воспитательно-образовательный процесс, чтобы он имел оздоровительную направленность. Профессор В.Ф. Базарный и его группа предложили здоровьеохранительные подходы в организации образования детей.

В чем же суть этой системы?

  • построение занятий в режиме динамических поз, когда в течение занятий можно работать сидя за столом и стоя за конторкой;
  • вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, поиск необходимой информации на большом расстоянии, т.е. режим зрительных горизонтов;
  • использование системы тренажеров, повышающих активность различных органов чувств детей, заставляющих их быть все время в действии;
  • вместо сухих страниц учебника - экологические буквари.

Методика не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и режимов обучения.

Как это осуществляется на практике?

  С целью профилактики нарушения осанки рекомендовано отказаться от сидячей позы на занятиях и перейти к вертикализации поз. Работа за конторкой  стоя обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

 Конторка – это деревянная призма, размером в  ½ ширины стола. Средне-оптимальным углом  наклона рабочей   поверхности  конторки является угол в   14-18°.

Режим  продолжительности стояния-сидения дети отрабатывают сами. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу такого выбора. Это – принципиально! Это самый главный момент режима динамических поз!

 Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался такой, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" через каждые "5'' минут. 

Анализ электрических потенциалов со стороны икроножных мышц позволил установить, что в процессе такой адаптации продолжительность разового стояния не должна превышать 20-25 минут.

Опыты показали и другое: по мере адаптации к такому режиму, у детей возникает внутренняя потребность к все более продолжительному стоянию. И спустя учебный год некоторые дети уже совсем не могут сидеть.

Вот почему на начальных этапах рекомендовано использовать конторку на двоих. Позже уже многим детям необходимо ставить по одной конторке каждому.

При этом всегда необходимо иметь хотя бы один свободный стол, за который ребенок в любой момент мог бы присесть.                                 

При переходе на организацию учебного процесса на основе режима динамических поз следует особое внимание обратить на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

Высота конторки должна быть подобрана безукоризненно в соответствии с ростом каждого школьника.

МЕТОДИКА ПОДБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ КОНТОРКИ       

Оптимальная высота конторки определяется следующим образом. Каждый ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. После чего измеряется высота от поверхности стола до локтя. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол.

Практика показала что, несмотря на оптимально подобранную высоту, некоторые дети все же могут еще несколько склоняться в процессе работы. В этих условиях вступает в силу жесткое требование: уровень высоты конторки необходимо повышать сверх оптимального уровня до тех пор, пока ребенок ни в коей мере не будет склоняться при письме.

Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом.

  1. Конторка размещается на той половине стола, которая максимально удалена от окна.
  2. Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное поле — поле для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движениях — зона организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
  3. Расстановка столов меняется не реже 1 раза в месяц.
  4. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и дети находятся в носочках из естественной ткани (идеальный вариант — вообще босиком).
  5. Под ноги рекомендуется поместить на коврик из естественных тканей (соломы, хлопка и т. д.).

Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо!

Работа по здоровьесбережению младших школьников

1.Обучение учащихся в режиме  смены динамических поз. Для  этого используются  конторки с  наклонной поверхностью. Часть урока ученик сидит за партой, а часть  стоит за конторкой.  Ребята меняют позы каждые 15 минут.  Часть заданий весь класс выполняет  в режиме « стоя»:  устный счет, проговаривание правил, т.е. задания, выполняемые 1-1,5 мин.  Таким образом, сохраняется  телесная вертикаль, позвоночник, осанка.

                   

2. Использую методику сенсорно-координаторных  тренажей. В разных уголках кабинета наклеены цветные круги, cенсорно-дидактические подвески на которых располагаются необходимые наглядные пособия. Например, правила по русскому языку: жи-щи, ча-ща, чу-щу. По математике: ответы к заданиям из устного счета, называю пример, дети ищут нужный ответ, поворачиваясь всем корпусом, показывают его. Отличительной особенностью является то, что  дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия  повышается  в условиях пространственного образа.  Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающим миром, художественное воспитание  эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное  здесь то, что  при нахождении ответа на вопрос дети совершают поисковые движения глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность, снижает утомляемость, а также  формирует   зрительное восприятие  и сенсорно-моторные функции.

Кроме того, на каждом уроке провожу  по 2 физминутки,  рекомендованные В.Ф.Базарным.

       

2. Особую роль в профилактике зрительного утомления на уроках играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке, но я используя презентацию глазной гимнастики Базарного:

Упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

1) только глазами при неподвижной голове и туловище;

2) с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут, хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий, снимает напряжение, психическую утомляемость и нервную возбудимость. Способствует также доброжелательности, улучшает чувства гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

3. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Ходьба по массажным дорожкам и резиновым кочкам улучшает общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,  мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по дорожке здоровья. Все это приносит огромную пользу и удовольствие. 

                         

4. Пальчиковая гимнастика в начале урока помогает настраивать ребят на учебную деятельность и несёт в себе здоровьесберегательную направленность.

Macintosh HD:Users:bush:Desktop:90650354.jpg     Macintosh HD:Users:bush:Desktop:1412379367_lexic-3.jpg   Macintosh HD:Users:bush:Desktop:p101_pal-chikovayagimnastika.jpg    Macintosh HD:Users:bush:Desktop:img16.jpg

5. Дыхательные упражнения не занимают много времени. Я включаю их в утреннюю гимнастику, использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Использую комплекс дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой.

Дыхательные упражнения Стрельниковой

Все упражнения гимнастики Стрельниковой делать не нужно, достаточно трёх.

I. «Ладошки» или «Кулачки». Открытые ладони повернуть от себя, а локти в согнутом состоянии направить вертикально вниз. (Эту позу часто называют «позой экстрасенса»). Делаем мощные, шумные вдохи, сжимая резко ладошки в кулаки. Повторяем 4 раза, всякий раз медленно выдыхая воздух. Через 4 вдоха-выдоха делаем паузу – 3-4 сек. Всю серию повторить 24 раза.

II. «Погончики». И.п. (исходное положение): встать прямо, ноги – на ширине плеч. Плечи нужно расслабить, а голову – поднять. Руки сжать в кулаки и поставить их на уровень талии. На вдохе резко выбросить руки вниз, разжать кулачки и растопырить пальцы. «Погоны» – мышцы плеч, предплечья и кистей в этот момент должны испытывать напряжение. Первая серия – 8 вдохов-выдохов с 3-4-секундной паузой. Общее количество – 12 серий.

III. «Насос или «Накачка». И.п., как в упр. №2 (можно ноги поставить шире плеч), сами плечи опустить, а руки вытянуть вдоль туловища. Медленно наклониться, представив в руках насос или смятую бумагу, резко и шумно вдохнув. Затем медленно выдохнуть. Серия состоит из 8 вдохов-наклонов-выдохов, а упражнение – из 12 серий. Между ними нужно делать 3-секундные паузы.

Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомление.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий важно потому, что они:

  • обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;
  • снижают уровень тревожности;
  • «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как  современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);
  • облегчают процесс запоминания материала;
  • формируют познавательный интерес к учёбе.

Применение технологии к.м.н. Базарного В.Ф. благоприятно влияет на здоровье школьников, приводит к улучшению зрения и исправления осанки у детей. Режим динамических поз, активизируя межсистемную координацию, чувство локализации в пространстве, способствует повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей и снижению за счет этого мышечного напряжения.

Образовательные учреждения, работающие “по-Базарному”, регулярно проводят экспресс-диагностику детей по состоянию здоровья и фиксируют происходящие сдвиги в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа “здоров-нездоров”, а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Эксресс-тесты по всем этим показателям разработаны лабораторией Базарного. Оздоровительная методика В.Ф. Базарного интересна и эффективна.

        В.Ф. Базарный говорит: «Я хочу, чтобы расправились не только спины наших детей, а все подавленные в них природные силы, все скованные возможности. Разжались, поднялись бы в полный рост!».

Литература:

1.  Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.

2. Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.

3. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.

4. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

5. Информация о методике В. Ф. Базарного http://www. deti. *****/p76aa1.html

 Приложение

Примерный алгоритм организации мониторинга

здоровья школьников

Осмотр проходит 2 раза: один в начале учебного года, другой в конце.

Осмотр проводят:

Психолог:

  • тест на воображение;
  • почерк;
  • взгляд;
  • речь.

 Офтальмолог:

  • проверка зрения выше единицы.  

Медсестра:

  • грудо-лопаточный тест;
  • грудо-плечевой тест.  

Учитель физкультуры:  

  • приседания;
  • максимальная дистанция бега в свободном темпе.  

При возможности осмотр происходит при наблюдении педиатра. Место осмотра: кабинет в школе длиной от 5м

Необходимое оборудование:  

  • Таблица для проверки зрения выше 1.

Результаты осмотра заносятся в соответствующий протокол каждым специалистом.

Контрольный осмотр: Конец мая.

По результатам: проводится анализ.



Предварительный просмотр:

Macintosh HD:Users:bush:Desktop:gimnastika-dlya-glaz.jpg



Предварительный просмотр:

Macintosh HD:Users:bush:Desktop:GUsaF3BGKO.png



Предварительный просмотр:

Macintosh HD:Users:bush:Desktop:Gimnastika-dlya-glaz 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий по системе В. Ф. Базарного на уроках в начальной школе

Внедрение здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс....

Урок литературного чтения с применением здоровьесберегающих технологий (2 класс, УМК "Планета знаний".

 Конспект урока литературного чтения2 классПрограмма И.А. Петровой «Планета знаний»Тема: Зимние картины. И.С. Никитин «Встреча зимы»Тип урока: урок изучения нового материала.Цели и задачи урока:Развит...

Урок английского языка по теме "Pets"с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий. 2 класс

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока во 2 классе с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать задачи по овладению языком, совершенс...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен для слушателей педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области....

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья гражда...

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

Подвижные игры на уроках английского языка как элемент здоровьесберегающих технологий (начальная школа).

Статья освещает различные виды подвижных игр которые могут быть использованы на уроках английского языка в младшей школе....