Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного
материал по теме

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologija_bazarnogo.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности здоровьесберегающей технологии

по методике В. Ф. Базарного

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ,  имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
  6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. 

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  1. Режим динамической смены поз.
  2. Упражнения на зрительную координацию.
  3. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  4. Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

  1. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.
  2. «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
  3. «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
  4. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:

  1. использование настольной конторки

  1. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку. 

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  1. поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  2. имеет высокие показатели  физического развития здоровья;
  3. повышается иммунная система;
  4. улучшаются ростовые процессы;
  5. развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  6. снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

  1. «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
  2. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
  3. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных.
  4. Все вместе картины составляют единый сюжет.
  5. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
  6. Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
  7. Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений:

  1. данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
  2. скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
  3. у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
  4. учащиеся становятся зоркими, внимательными.
  5. очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

  1. на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
  2. наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
  3. крест коричнево-золотистый,
  4. восьмерка  - ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром

  1. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  
  2. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
  3. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
  4. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

  1. Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.
  2. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
  3. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит  от учеников,  тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Литература:

  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.
  2. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
  3. Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
  4. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.
  5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих    технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.

Материалы подготовила:

к.п.н., доцент, методист ЦРНО

издательства «Просвещение»

Стефаненко Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на основе методики В. Ф. Базарного".

Публикация раскрывает элементы методики В. Ф. Базарного, которые необходимо применять на уроках в начальной школе, чтобы сохранить здоровье наших детей....

Использование здоровьесберегающих технологий по системе В. Ф. Базарного на уроках в начальной школе

Внедрение здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс....

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен для слушателей педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области....

Применение здоровьесберегающих технологий на основе методики В.Ф.Базарного на уроках математики.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер.  Здоровье детей катастрофически  ухудшается и мы обязаны ег...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе с применением методики В. Ф. Базарного".

Материалы конференции знакомят широкий круг читателей с опытом организации и содержанием здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях....

Использование здоровьесберегающих технологий и методик на уроках в начальной школе

В статье представлены виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.  На примере своей работы я показываю разнообразные формы проведения гимнастики для г...

Здоровьесберегающие технологии по методике Базарного

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни....