Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности "Разговор о здоровом питании" для 1-4 классов (здоровьесберегающее направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_zdorovom_pitanii.docx | 65.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЛИЦЕЙ № 2
г. Альметьевск Республика Татарстан
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Разговор о здоровом питании»
для 1 - 4 классов
(здоровьесберегающее направление)
Выполнили:
учитель начальных классов Арсланова Лилия Тимерхановна
учитель начальных классов Ковязина Анна Александровна
учитель начальных классов Мавлитова Фарида Мирзахметовна
учитель начальных классов Матвеева Елена Альбертовна
учитель начальных классов Чиж Ольга Александровна
г. Альметьевск
2014 г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика программы
- Учебное содержание курса «Разговор о здоровом питании» для 1−4 классов начальной школы
- Примерное тематическое планирование курса «Разговор о здоровом питании»
- Методическое обеспечение
- Приложение
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Разговор о здоровом питании» для 1-4 классов разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);
- Письма МО и Н РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего начального образования»;
- Приказа МО и Н РТ от 13.12.2010 № 10745/10 «Об организации внеурочной деятельности в 1-х классах общеобразовательных учреждений в условиях реализации ФГОС НОО»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ- лицея №2 г. Альметьевска РТ;
- Положения о внеурочной деятельности;
- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МАОУ- лицея №2 г. Альметьевска РТ;
- Авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. «Разговор о правильном питании»
В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Реализация программы «Разговор о здоровом питании» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правила питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и таким образом осваивать простейшие правила сервировки, т.е. получать реальное практическое значение.
Обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.
Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале и в конце учебного года. Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса и к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цель программы:
создание условий для формирования представлений о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных принципах гигиены питания, о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Дать представление о необходимости и важности регулярного питания и соблюдение режима питания.
Задачи программы:
Создание условий для:
- ознакомления обучающихся с необходимостью заботы о своём здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- овладения системой знаний о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;
- приобретения опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
Создание условий для формирования у обучающихся:
- конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах здорового образа жизни;
- способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни;
- чувства ответственности за своё здоровье.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Общая характеристика программы
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе «Разговор о здоровом питании» является дидактическая система деятельностного метода. Суть её заключается в том, что педагог, используя систему дидактических принципов и технологию деятельностного метода, создаёт для обучающихся условия, в которых они не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт познавательной деятельности и осваивают систему знаний по курсу «Разговор о здоровом питании».
Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Особенностями программы является:
- интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;
- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников;
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
На прохождение программы отводится 2 часа в неделю.
Формы обучения
В программе используются разнообразные формы проведения занятий. Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, решение ситуативных задач по экологической тематике.
Методы обучения:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
Учебное содержание курса «Разговор о здоровом питании» для 1−4 классов начальной школы
1 класс
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
Поговорим о продуктах | 17 | |
Давайте узнаем о продуктах | 24 | |
Поговорим о правилах этикета | 7 | |
Из истории русской кухни | 6 | |
Из истории татарской кухни | 5 | |
Здоровая пища (итоговые занятия). | 9 | |
Итого | 68 часов |
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения
Личностными результатами обучающихся:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение использовать знания в повседневной жизни;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;
- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
- познавательный интерес к основам культурыпитания.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Регулятивные:
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
- умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;
- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.
Коммуникативные:
- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить простейшие монологические высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные:
- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.
2 класс
2 часа в неделю, всего 70 часов
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
Разнообразие питания | 18 | |
Гигиена питания и приготовление пищи | 14 | |
Этикет | 20 | |
Рацион питания | 18 | |
Итого | 70 часов |
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу второго года обучения
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами обучающихся:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
—использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствии
—применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
3 класс
2 часа в неделю, всего 70 часов
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
Из чего состоит наша пища. | 18 | |
Питание – необходимое условие для жизни человека. | 14 | |
Полезные продукты. | 10 | |
Здоровая пища – залог здоровья. | 10 | |
Культура еды. | 18 | |
Итого | 70 часов |
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
- проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
- овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
- готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
Предметными результатами освоения программы являются:
- рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
- оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
- владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
- формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
4 класс
2 часа в неделю, всего 70 часов
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
Разнообразие питания | 18 | |
Гигиена питания и приготовление пищи | 14 | |
Этикет | 20 | |
Рацион питания | 18 | |
Итого | 70 часов |
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу четвертого года обучения
Личностными результатами освоения программы являются:
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- планирование технологического процесса труда;
- выраженная готовность в потребности здорового питания;
- осознание ответственности за качество правильного питания;
- дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
- освоение навыков сервировки стола;
- публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.
Предметными результатами освоения программы являются:
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Примерное тематическое планирование курса «Разговор о здоровом питании»
1 класс
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Поговорим о продуктах | ||
Экскурсия в столовую. | 1 | |
Анкетирование детей «Полезные привычки». | 1 | |
Если хочешь быть здоров. | 1 | |
Полезные и вредные привычки. | 1 | |
Поговорим о пище. | 1 | |
Из чего состоит наша пища. | 1 | |
Как правильно есть (гигиена питания) | 1 | |
Самые полезные продукты. | 1 | |
Режим питания. | 1 | |
Как правильно составить свой рацион питания. | 1 | |
Что нужно есть в разное время года. | 1 | |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 | |
Как готовят пищу. | 1 | |
Удивительные превращения пирожка | 1 | |
Продукты разные важны! | 1 | |
Игра « Праздник урожая». | 1 | |
Проект «Дары осени». | 1 | |
Давайте узнаем о продуктах | ||
Из чего варят кашу. | 1 | |
Блюда из зерна. | 1 | |
Плох обед, если хлеба нет | 1 | |
Праздник «Хлеб – всему голова». | 1 | |
Советы доктора Воды. | 1 | |
Молоко и молочные продукты. | 1 | |
Молочное меню. | 1 | |
Конкурс – викторина «Знатоки молока». | 1 | |
Почему полезно есть рыбу. | 1 | |
Рыба и рыбные блюда. | 1 | |
Дары моря. | 1 | |
Почему полезно есть мясо. | 1 | |
Мясо и мясные блюда. | 1 | |
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки. | 1 | |
Что такое овощи. | 1 | |
Давно ли человек выращивает овощи. | 1 | |
Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. | 1 | |
Малознакомые овощи и овощная зелень. | 1 | |
Всякому овощу – своё время. | 1 | |
Практическая работа «Проращивание репчатого лука». | 1 | |
Дары леса. | 1 | |
Где найти витамины зимой и весной. | 1 | |
Викторина «Печка в русских сказках». | 1 | |
Проект «Полезные продукты». | 1 | |
Поговорим о правилах этикета. | ||
Как правильно есть. | 1 | |
Идём в гости. | 1 | |
Как правильно накрыть стол. | 1 | |
Как правильно вести себя за столом. | 1 | |
Пользуемся ножом и вилкой | 1 | |
Как правильно есть рыбу. | 1 | |
Конкурс «Салфеточка». | 1 | |
Из истории русской кухни. | ||
Щи да каша – пища наша. | 1 | |
Что готовили наши прабабушки. | 1 | |
Русские праздники, их меню и здоровье. | 1 | |
Масленица. | 1 | |
Кулинары, повара – волшебники. | 1 | |
Проект «Любимое блюдо русской кухни». | 1 | |
Из истории татарской кухни. | ||
Татарские народные блюда. | 1 | |
Что готовили наши прабабушки. | 1 | |
Татарские праздники, их меню и здоровье. | 1 | |
Науруз-байрам. | 1 | |
Проект «Любимое блюдо татарской кухни». | 1 | |
Здоровая пища (итоговые занятия). | ||
Игра «Кладовая народной мудрости». | 1 | |
Проект «Здоровое питание». | 1 | |
Конкурс «Забавных бутербродов». | 1 | |
Экскурсия в магазин (киоск) «Соки. Воды». | 1 | |
Экскурсия на хлебозавод. | 1 | |
Итоговое занятие «Здоровое питание». | 1 | |
Праздник здоровья. | 1 | |
Экскурсия | 2 |
2 класс
2 часа в неделю, всего 70 часов
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Разнообразие питания | 18 | |
1 | Вводное занятие. «Здоровье – это здорово!» | 1 |
2 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
3 | Из чего состоит наша пища. | 1 |
4 | Дневник здоровья. Пищевая тарелка. | 1 |
5 | Что нужно есть в разное время года. | 1 |
6 | Самые полезные продукты. | 1 |
7 | Как правильно есть. | 1 |
8 | Любимые продукты и блюда. | 1 |
9 | Блюда из зерна. | 1 |
10 | Из чего варят каши? | 1 |
11 | Как сделать кашу вкусной. | 1 |
12 | Разнообразие каш для завтрака. | 1 |
13 | Дары моря. | 1 |
14 | Почему полезно есть рыбу. | 1 |
15 | Что и как приготовить из рыбы. | 1 |
16 | Мой рацион питания «Минеральный круг». | 1 |
17 | Влияние воды на обмен веществ. Напитки и настои для здоровья. | 1 |
18 | Кулинарное путешествие по России. | 1 |
Гигиена питания и приготовление пищи | 14 | |
19 | Удивительные превращения пирожка. | 1 |
20 | Путешествие Пирожка. Откуда хлеб на стол пришёл. | 1 |
21 | Плох обед, если хлеба нет. | 1 |
22 | Конкурс рисунков «Ай, да пекари!». | 1 |
23 | Хлеб всему голова. | 1 |
24 | Игра «Прогулка по улице Сезам». | 1 |
25 | Время есть булочки. | 1 |
26 | Пора ужинать. | 1 |
27 | На вкус и цвет товарищей нет. | 1 |
28 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 |
29 | «Пищевая тарелка» спортсмена. | 1 |
30 | Какую пищу можно найти в лесу. | 1 |
31 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 1 |
32 | Пищевые отравления, их предупреждение. | 1 |
Этикет | 20 | |
33 | Вредные и полезные привычки в питании. | 1 |
34 | Что такое жажда? | 1 |
35 | Как утолить жажду. | 1 |
36 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 |
37 | Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня. | 1 |
38 | Молоко и молочные продукты. | 1 |
39 | Викторина «Знатоки молока». | 1 |
40 | Роль белка в рационе питания «Белковый круг». | 1 |
41 | Мясо и мясные блюда. | 1 |
42 | Где найти витамины весной? | 1 |
43 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. | 1 |
44 | Всякому овощу – своё время. | 1 |
45 | Сахар его польза и вред. | 1 |
46 | Где и как мы едим. Правила гигиены. | 1 |
47 | Ты готовишь себе и друзьям. | 1 |
48 | Салаты. Блюдо своими руками. | 1 |
49 | Витамины и минеральные вещества. | 1 |
50 | Составляем «Формулу правильного питания». | 1 |
51 | Продукты разные нужны, блюда разные важны. «Пирамида питания» | 1 |
52 | Пищевые вещества, их роль в питании и здоровье школьников. | 1 |
Рацион питания | 18 | |
53 | От каких факторов зависит наше здоровье? | 1 |
54 | Жиры в рационе питания «Жировой круг». | 1 |
55 | «Календарь» кулинарных праздников. | 1 |
56 | Кухни разных народов. | 1 |
57 | Путешествие по «Аппетитной стране». | 1 |
58 | Бытовые приборы для кухни. | 1 |
59 | Ты - покупатель Правила вежливости. | 1 |
60 | Ты – покупатель. Права потребителя. | 1 |
61 | Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. | 1 |
62 | Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанты), торты. | 1 |
63 | Как правильно есть. Режим питания школьника. | 1 |
64 | Зачем нужно соблюдать режим питания. | 1 |
65 | Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. | 1 |
66 | Как правильно вести себя за столом. | 1 |
67 | Основные правила правильного питания. | 1 |
68 | Кулинары, повара – волшебники. | 1 |
69 | Экскурсия | 2 |
3класс
2 часа в неделю, всего 70 часов
№ | Тема | Кол-во часов |
Из чего состоит наша пища. | 18 | |
1 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
2 | Анкетирование детей «Полезные привычки» | 1 |
3 | В гостях у тётушки Припасихи. | 1 |
4 | Из чего состоит наша пища? (Белки) | 1 |
5 | Из чего состоит наша пища? (Жиры) | 1 |
6 | Из чего состоит наша пища? (Углеводы) | 1 |
7 | Молоко и молочные продукты. | 1 |
8 | Что нужно есть в разное время года | 1 |
9 | Дары моря. | 1 |
10 | Чем полезны рыбные блюда. | 1 |
11 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 |
12 | Где и как готовят пищу. | 1 |
13 | Настольная игра « Приготовь любимое блюдо». | 1 |
14 | Блюда из зерна. | 1 |
15 | Какую пищу можно найти в лесу? (Ягоды) | 1 |
16 | Какую пищу можно найти в лесу? (Грибы) | 1 |
17 | Какую пищу можно найти в лесу? (Знакомство с ядовитыми грибами) | 1 |
18 | Праздник урожая. | 1 |
Питание – необходимое условие для жизни человека. | 14 | |
19 | Самые полезные продукты | 1 |
20 | Вредные продукты. | 1 |
21 | Режим дня. | 1 |
22 | Режим питания. | 1 |
23 | Раздельное питание. Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин, «Разложи продукты». | 1 |
24 | Как правильно есть (гигиена питания) | 1 |
25 | Завтрак. Блюда из зерна. | 1 |
26 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной ? | 1 |
27 | Чем полезна каша. | 1 |
28 | Обед. Составление меню. | 1 |
29 | Секреты обеда. | 1 |
30 | Полдник. Значение полдника. | 1 |
31 | Пора ужинать. | 1 |
32 | Проект. « Режим питания школьника». | 1 |
Полезные продукты. | 10 | |
33 | Плох обед, если хлеба нет | 1 |
34 | Беседа «Хлеб – всему голова» | 1 |
35 | Викторина «Печка в русских сказках». | 1 |
36 | Праздник хлеба. | 1 |
37 | Настольная игра « Дорога хлеба к столу». | 1 |
38 | Молоко. Молочные продукты. | 1 |
39 | Молочное меню. Составление меню. | 1 |
40 | Это удивительное молоко. | 1 |
41 | Конкурс – викторина «Знатоки молока» | 1 |
42 | Что такое витамины. | 1 |
Здоровая пища – залог здоровья. | 10 | |
43 | Где найти витамины весной. | 1 |
44 | Витаминные салаты. | 1 |
45 | Практическая работа. Приготовление витаминных салатов. | 1 |
46 | Вкусные истории. | 1 |
47 | Практическая работа «Проращивание репчатого лука». | 1 |
48 | На вкус и цвет товарищей нет. | 1 |
49 | Вкус продукта. Органы осязания. | 1 |
50 | Игра «Кладовая народной мудрости». | 1 |
51 | Что нужно есть в разное время года. | 1 |
52 | Меню спортсмена. | 1 |
Культура еды. | 18 | |
53 | Напитки. Если хочется пить. | 1 |
54 | Полезные и вредные напитки. | 1 |
55 | Фиточай. | 1 |
56 | Викторина «Соки. Воды». | 1 |
57 | Название кухонных приборов и посуды. | 1 |
58 | Как правильно накрыть стол. | 1 |
59 | Конкурс «Салфеточка». | 1 |
60 | Групповая работа «Праздничный стол». | 1 |
61 | Проект «Мои именины». | 1 |
62 | Практическая работа. Посадка лука. | 1 |
63 | Русская еда. | 1 |
64 | Традиции русской кухни. | 1 |
65 | Татарская кухня. | 1 |
66 | Традиции татарской кухни. | 1 |
67 | Кухня народов мира. | 2 |
68 | Праздник здоровья. | 2 |
4 класс
2 часа в неделю, всего 70 часов
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
Разнообразие питания | 18 | |
1 | Из чего состоит наша пища? | 1 |
2 | Как правильно есть. | 1 |
3 | Что нужно есть в разное время года? | 1 |
4 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом? | 1 |
5 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее? | 1 |
6 | Самые полезные продукты. | 1 |
7 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 1 |
8 | Где найти витамины весной? | 1 |
9 | Каждому овощу своё время. | 1 |
10 | Особенности национальной кухни. | 1 |
11 | Особенности национальной кухни. | 1 |
12 | Конкурс проектов «Витаминная семейка». | 1 |
13 | Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. | 1 |
14 | Витамины группы А, В. | 1 |
15 | Витамины группы С, Д. | 1 |
16 | Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. | 1 |
17 | Выпуск сезонных книг рецептов. | 1 |
18 | Викторина «Чипполино и его друзья». | 1 |
Гигиена питания и приготовление пищи | 14 | |
19 | Гигиена школьника. | 1 |
20 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 1 |
21 | Здоровье – это здорово! | 1 |
22 | Где и как готовят пищу. | 1 |
23 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 1 |
24 | Продукты быстрого приготовления. | 1 |
25 | Продукты быстрого приготовления. | 1 |
26 | Всё ли полезно, что в рот полезло. | 1 |
27 | Всегда ли нужно верить рекламе? | 1 |
28 | Вредные и полезные привычки в питании. | 1 |
29 | Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. | 1 |
30 | Полезные напитки. | 1 |
31 | Ты – покупатель. | 1 |
32 | Конкурс рисунков «Любимые продукты и блюда». | 1 |
Этикет | 20 | |
33 | Правила поведения в столовой. | 1 |
34 | Как правильно накрыть стол. | 1 |
35 | Предметы сервировки стола. | 1 |
36 | Как правильно вести себя за столом. | 1 |
37 | Как правильно есть. | 1 |
38 | Режим питания школьника. | 1 |
39 | На вкус и цвет товарищей нет! | 1 |
40 | Кухни разных народов. | 1 |
41 | Кухни разных народов. | 1 |
42 | Как питались на Руси? | 1 |
43 | Как питались на Руси? | 1 |
44 | За что мы скажем поварам спасибо. | 1 |
45 | Кулинарное путешествие по России. | 1 |
46 | Правила поведения в гостях. | 1 |
47 | Правила поведения в гостях. | 1 |
48 | Вредные и полезные привычки в питании. | 1 |
49 | Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. | 1 |
50 | Вкусные традиции моей семьи. | 1 |
51 | Вкусные традиции моей семьи. | 1 |
52 | Конкурс рисунков «Правильное питание». | 1 |
Рацион питания | 18 | |
53 | Молоко и молочные продукты. | 1 |
54 | Блюда из зерна. | 1 |
55 | Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. | 1 |
56 | Разнообразие каш для завтрака. | 1 |
57 | Какую пищу можно найти в лесу. | 1 |
58 | Правила сбора грибов и ягод. | 1 |
59 | Дары моря. | 1 |
60 | Что и как приготовить из рыбы. | 1 |
61 | Мясо и мясные блюда | 1 |
62 | Если хочется пить. | 1 |
63 | Значение жидкости для организма человека. | 1 |
64 | Бабушкины рецепты. | 1 |
65 | Мясо и мясные блюда. | 1 |
66 | Вкусные и полезные угощения. | 1 |
67 | Плох обед, если хлеба нет. | 1 |
68 | Практическая работа «Составляем меню на день». | 1 |
69 | Экскурсия | 2 |
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставки работ по различным темам, проведение праздника здоровья.
Методическое обеспечение
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47
КондоваС.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Интернет-ресурсы
1.Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
2. Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
3. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
4. CD «Детский энциклопедический словарь».
Приложение 1.
Едим ли мы то, что следует есть?
(Анкета для учащихся)
Дорогие ребята!
Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально. Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Обсудите результаты с родителями, ведь они организуют ваше питание.
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1- 2 раза в неделю,
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,
2) нет.
Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: за первый вариант ответа -1 балл, за второй – 2 балла, за третий вариант – 3 балла.
Сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.
Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!
Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.
29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!
Приложение 2.
Анкета для учащихся «Завтракал ли ты?»
Что ты ел на завтрак?
Считаешь ли ты завтрак необходимым?
Какие твои любимые овощи?
Какие овощи ты не ешь?
Сколько раз в день ты ешь овощи?
Любишь ли ты фрукты?
Какие фрукты твои любимые?
Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты?
Что ты ешь чаще всего между основными приёмами пищи?
Что ты пьёшь чаще всего?
Считаешь ли ты продукты, которые употребляешь, полезными для себя?
Считаешь ли ты, что твой вес: нормальный, избыточный, недостаточный?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса
Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Содержание данной программы позволяет реализовать актуальную задачу современного образования – обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, развитие личн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 4В класса на 2022 – 2023 учебный год
Актуальность и назначение программы Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:...