Программа внеурочной деятельности "Будем здоровы!" 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс) по теме

Иванова Ирина Загитовна

Программа спортивно-оздоровительного направления.  Разработана в соответсвии с ФГОС. К программе прилагаются физминутки, сценарий классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_budem_zdorovy.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Сыропятская средняя общеобразовательная школа»

                                                                        «Утверждаю»

 Директор                   Чернышева Н.П.

20.05.2011

Программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Будем здоровы!»

Автор программы:

учитель начальных классов МОУ

«Сыропятская СОШ»

Иванова Ирина Загитовна.

Оглавление.

  1. Пояснительная записка----------------------------------------------2
  2. Тематическое планирование----------------------------------------5
  3. Содержание курса-----------------------------------------------------7
  4. Приложение-----------------------------------------------------------13
  5. Список литературы--------------------------------------------------28

Пояснительная записка

Программа ориентирована на реализацию спортивно-оздоровительного направления в воспитании и развитии детей. Данная программа предназначена для учащихся 1 класса  и рассчитана на 65 часов (2 часа в неделю).

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.

По наблюдения педагогов начальной ступени образования МОУ «Сыропятская СОШ», многие дети  (особенно в первый год обучения), попадая в новую для них социальную среду, часто испытывают умственное, физическое, эмоциональное напряжение и, как следствие, обладают повышенной утомляемостью.

Данная программа включает в себя теоретические и практические занятия, направленные на приобретение учащимися определенных знаний о здоровом образе жизни и практических умений спортивно-оздоровительной деятельности.

Цель программы: укрепление здоровья учащихся, обучение детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации.

Задачи:

  • формирование потребности у учащихся бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии;
  • развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
  • овладение общеобразовательными физическими упражнениями. умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
  • формирование познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения.

Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности «Будем здоровы!» основывается на следующих принципах:

  • природосообразности - спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя;
  • культуросообразности -  спортивно-оздоровительная деятельность школьников  основывается на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
  • коллективности -  спортивно- оздоровительная деятельность дает школьникам опыт взаимодействия с окружающими, создает условия для самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Планируемые результаты реализации программы «Будем здоровы!» ориентированы на достижение школьниками первого и второго уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о правилах конструктивной групповой работы.

У ученика будет сформированы: основные понятия о здоровом образе жизни, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ученик получит возможность для формирования умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества).

У ученика будет сформированы: установка на здоровый образ жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

Ученик получит возможность для формирования: установки на здоровый образ жизни и использование приобретенных знаний в реальном поведении и поступках.

 Такие формы проведения занятий, как спортивные праздники, соревнования, викторины, конкурсы, презентация своей деятельности, анкетирование  помогут не только решить задачи программы, но и оценить уровни образовательных результатов. Занятия проводятся в индивидуальной, групповой формах.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности/форма занятия

Количество

часов

аудит.

вне-

аудит.

тео-

рия

прак-тика

1

«Заполняем анкету»

Первичное анкетирование учащихся с целью получения сведений о состоянии их здоровья.

1

2

«Ты и твое здоровье»

Беседа. Презентация/ кружковое занятие в учебном кабинете

1

3

Заполнение дневников здоровья.

Практическое занятие.

6

4

«Веселые физкультминутки»

Беседа. Разучивание физкультминуток/ кружковое занятие в учебном кабинете

1

4

5

«Режиму дня - мы верные друзья»

Беседа. Индивидуальная и групповая работа по составлению режима дня. Рисунки./ кружковое занятие в учебном кабинете

1

2

6

«Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»

Беседа. Разучивание упражнений./практическое занятие в спортивном зале

1

4

7

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам!»

Чтение и анализ произведения К.Чуковского «Мойдодыр». Беседа о правилах гигиены. Викторина./ кружковое занятие в учебном кабинете

1

2

8

«Правильно питайся!».

Беседа. Викторина. Групповая работа по составлению меню. Презентация./ кружковое занятие в учебном кабинете

1

2

9

«Закаляйся - если хочешь быть здоров!»

Беседа. Презентация о правилах закаливания ./ кружковое занятие в учебном кабинете

1

1

10

«Веселые старты»

Спортивная эстафета /практическое занятие на свежем воздухе

5

11

«Береги глаза!»

Разучивание упражнений / кружковое занятие в учебном кабинете.

2

12

«Отдохните, пальчики!»

Разучивание упражнений / кружковое занятие в учебном кабинете

2

13

«Веселые игры»

Разучивание подвижных игр/практические занятия на свежем воздухе, в спортивном зале

4

4

14

«Важное дело-гимнастика для тела!»

Разучивание упражнений./практическое занятие в спортивном зале 

2

15

«Отдыхают наши ножки!»

Разучивание упражнений /практическое занятие в спортивном зале

2

16

«Здоровячки»

Конкурсно - игровая программа/групповое практическое занятие в спортивном зале

1

17

Дыхательная гимнастика.

Разучивание упражнений./ кружковое занятие в учебном кабинете

2

18

«Будь внимателен!»

Разучивание упражнений и игр /кружковое занятие в учебном кабинете, спортивном зале

1

2

19

Конкурс рисунков «Будем здоровы!»

Выполнение рисунков. Презентация работ. /кружковое занятие учебном кабинете

2

20

Праздник «Путь к доброму здоровью»

Подготовка к утреннику. Утренник.

6

1

21

 «Заполняем анкету»

Итоговое анкетирование.

1

                                                       Итого:

9

40

17

Содержание курса

Тема 1. «Заполняем анкету». Первичное анкетирование учащихся с целью получения сведений о состоянии их здоровья. Слово учителя «Что такое анкета?» Знакомство учащихся с правилами заполнения анкеты.

Формируемые УУД:

 -принимать и сохранять учебную задачу;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности.

Тема 2. «Ты и твое здоровье». Беседа о нормах и правила здорового образа жизни. Презентация (слайд-шоу)  по теме.

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-строить речевое высказывание в устной форме.

Тема 3. «Веселые физкультминутки» (см.Приложение)

Беседа «Для чего нужны физкультминутки? Какие бывают физкультминутки? Где их можно проводить?». Разучивание физкультминуток. (В дальнейшем  используются на уроках)

Формируемые УУД:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-установка на здоровый образ жизни.

Тема 4. «Режиму дня - мы верные друзья». Беседа «Что такое режим дня? Почему его нужно соблюдать?» Знакомство с правилами организации режима дня. Индивидуальная и групповая деятельность по составлению режима дня. Презентация школьниками своих работ.

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

-строить речевое высказывание в устной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-владеть общим приемом решения задач

-учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве.

Тема 5.  «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!». Беседа «Для чего нужна зарядка». Знакомство с видами упражнений, входящих в комплекс утренней зарядки. Правила подбора  и разучивание упражнений.

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-строить речевое высказывание в устной форме.

Тема 6. «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» Чтение книги К.Чуковского «Мойдодыр». Анализ прочитанного. Беседа о правилах гигиены. Викторина «Правила гигиены» (групповая деятельность).

Формируемые УУД:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-установка на здоровый образ жизни.

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве;

-контролировать действия партнера.

Тема 7. «Правильно питайся!». Беседа о здоровой пище, правилах питания. Групповая работа по составлению меню на 1 день. Презентация школьниками результатов своей деятельности. Коллективное обсуждение работ.

Формируемые УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-владеть общим приемом решения задач;

-установка на здоровый образ жизни.

Тема 8. «Закаляйся - если хочешь быть здоров!» Беседа «Для чего нужно закаливаться». Коллективное обсуждение правил закаливания. Презентация (слайд-шоу) по теме.

Формируемые УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-установка на здоровый образ жизни.

Тема 9. «Веселые старты». Знакомство с правилами проведения эстафеты. Деление на команды. Выбор название и капитана. Проведение эстафеты. Подведение итогов.

Формируемые УУД:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-контролировать действия партнера.

Тема 10. «Береги глаза!» Беседа «Орган зрения-глаза». Коллективное обсуждение необходимости соблюдения правил сохранения зрения. Разучивание упражнений для снятия зрительного утомления. (В дальнейшем упражнения используются на уроках)

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-формулировать собственное мнение и позицию.

Тема 11.  «Отдохните, пальчики!» Коллективное обсуждение вопросов «Когда устают пальчики?» «Что делать, если пальчики устали?». Разучивание упражнений для снятия утомления с мелких мышц кистей рук. (В дальнейшем упражнения используются на уроках)

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-формулировать собственное мнение и позицию.

Тема 12. «Веселые игры» Коллективное обсуждение вопроса «Для чего нужны правила в играх?» Разучивание подвижных игр «Охотники», «Колобок», «Берегись, Буратино!», «Зоопарк» (см. Приложение)

Формируемые УУД:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-контролировать действия партнера.

Тема 13.  «Важное дело-гимнастика для тела!» Разучивание упражнений для снятия утомления мышц плечевого пояса, туловища. (В дальнейшем упражнения используются на уроках)

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Тема 14. «Отдыхают наши ножки!» Коллективное обсуждение вопросов «Для чего человеку ноги?». « Когда ноги устают?» Разучивание упражнений для снятия утомления с ног. (В дальнейшем упражнения используются на уроках)

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-формулировать собственное мнение и позицию.

Тема 15. «Здоровячки» Конкурсно - игровая программа с включением викторины о правилах ЗОЖ, физических упражнений, подвижных игр.

Формируемые УУД:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-установка на здоровый образ жизни;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве.

Тема 16. Дыхательная гимнастика. Коллективное обсуждение вопросов «Что такое дыхательная гимнастика?» ,«Для чего нужна дыхательная гимнастика?», «когда ее можно проводить?». Разучивание упражнений. (В дальнейшем упражнения используются на уроках)

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-формулировать собственное мнение и позицию.

Тема 17. «Будь внимателен!» Коллективное обсуждение вопросов «Что такое внимание?», «Для чего нужно внимание?». Разучивание упражнений для мобилизации внимания. (В дальнейшем упражнения используются на уроках)

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-формулировать собственное мнение и позицию.

-использовать речь для регуляции своего действия.

Тема 18. Конкурс рисунков «Будем здоровы!». Коллективное обсуждение правил ЗОЖ. Выполнение работ. Презентация школьниками своих работ.

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Тема 19. Праздник «Путь к доброму здоровью» (См. Приложение)

Мероприятие проводится в форме утренника. Подготовительный этап: выбор ролей, разучивание школьниками слов, стихов, сценок, подбор костюмов, декораций. Данное мероприятие можно организовать для детей старшего дошкольного возраста, 2, 3, 4 классов.

Формируемые УУД:

-установка на здоровый образ жизни;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-владеть общим приемом решения задач;

-учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве.

Тема 20. «Заполняем анкету».Итоговое анкетирование учащихся с целью получения сведений о состоянии их здоровья.

Формируемые УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности

Сравнительный анализ учителем результатов первоначального и итогового анкетирования, а также анализ проведенных мероприятий позволит выявить уровень достижения школьниками планируемых результатов и оценить эффективность реализации программы.  

Приложение.

Анкета.

В начале первого класса дети еще не умею писать, поэтому можно предложить им  нарисовать на листе бумаги кружок красного цвета при ответе «нет», зеленого- «нет», желтого- «иногда».

1. Устаешь ли ты в школе?

2. Беспокоят ли тебя головные боли после или во время уроков?

3. Успеваешь ли на уроке выполнить все задания?

4. Испытываешь ли на уроке чувство тревоги, страха?

5. Чувствуешь ли ты себя в школе легко, свободно?

6. Спокойно ли ты спишь ночью?

7. Остается ли у тебя время на отдых?

8. После каких уроков ты чувствуешь усталость?

9. Каковы причины усталости (трудный материал, долгое сидение за партой, другое)?

10. Часто ли ты болеешь простудными заболеваниями?

11. Знаешь ли ты, что такое здоровый образ жизни?

Веселые физкультминутки.

Снятие напряжения  с мышц опорно-двигательного аппарата.

  1. У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучит.

Стук, стук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц, забегай,

Лапу мне давай.

  1. На болоте две лягушки,

     Две веселые подружки,

     Рано утром умывались,

     Полотенцем обтирались,

     Ножками топали,

     Ручками хлопали,

     Вправо, влево наклонялись

     И обратно возвращались.

     Вот здоровья в чем секрет.

     Всем друзьям большой привет!

  1. Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Мыши дернули за гири,

Раз, два, три, четыре!

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон!

  1. Мы в ракету дружно сели,

А потом мы полетели.

Мы летали, мы летали,

С неба звездочку достали.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем дальше мы летать!

  1. Мы сидели и писали (читали, рисовали),

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево,

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок,

Ну как будто колобок.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке

Быстро, быстро – топ, топ, топ.

И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед, влево, вправо поворот.

Чтобы мы сильнее стали, поработают суставы.

Ножки выше поднимаем и в коленочках сгибаем.

Подбородком дотянулись, и друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем и урок наш продолжаем.

  1. Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

  1.  Миша шел, шел.

 Миша ягодку нашел.

 Вот она какая,

 Ягодка большая.

  1. Дождик, дождик лей!

Нам с тобою веселей!

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем!

  1. Мы листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

  1. К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно.

 Делать так руками нужно:

 Вместе раз-это брасс.

 Одной, другой - это кроль.

 Вышли на берег и отправились домой.

  1. Стали мы учениками.

Соблюдаем режим сами.

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх  руки вниз.

На носочках поднялись.

То присели, то нагнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали, и не торопясь,

В школу шли,

К знаниям стремясь.

  1. Раз - подняться на носки и улыбнуться.

Два – руки вверх и потянуться.

Три - согнуться, разогнуться.

Четыре – снова все начать.

Пять – поглубже всем дышать..

Шесть – на пояс руки ставим.

Семь - повороты  начинаем.

Восемь -  дружно приседаем.

Девять – потягиваемся и отдыхаем.

Десять – урок наш продолжаем.

  1. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! (присели) Немного отдохнем

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, сели за парты).

  1. Раз, два, три, четыре, пять –

Мамам надо помогать!

Чтобы чистым был наш дом,

Веником мы пол метем.

А теперь без суеты

Моем тряпкою полы.

Всю посуду перемоем,

Стол к обеду мы накроем.

Будем нашу маму ждать

И с улыбкою встречать.

  1. Научились мы ходить,

Ножки поднимая,

Вот как наши малыши весело шагают:

1,2,1,2 - весело шагают.

1,2,1,2 – ножки поднимают.

  1. Буратино потянулся,

1- нагнулся,

2- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять.

Мы проверили осанку и свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как заинька- трусишка, и как серый волк – волчишко.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.

  1. Мы ногами топ- топ.

Мы руками хлоп- хлоп.

Мы глазами ми-миг.

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два –туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И поскоки  делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились вряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

19. От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)

      Он шагнул назад вперед (шаг назад)

      А потом шагнул вперед (шаг вперед)

      И поплыл, поплыл по речке (движения руками)

      Набирая полный ход (ходьба на месте)

20. Скачут, скачут во лесочке

      Зайцы – серые клубочки (руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

      Прыг – скок, прыг – скок –

      Встал зайчонок на пенек (прыжки вперед – назад)

      Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

      Раз! Шагают все на месте.

      Два! Руками машут вместе.

      Три! Присели, дружно встали.

      Все за ушком почесали.

      На четыре потянулись.

      Пять! Прогнулись и нагнулись.

      Шесть! Все встали снова в ряд,

      Зашагали как отряд.

Упражнения для рук.

  1. Наши пальчики трудились,

Хорошо писали.

Они так старались,

А теперь устали.

Мы немного отдохнем,

С силой кулачки сожмем.

Пальцы разжимаем

И опять сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Можно ими помахать.

В чистый ручеек руки опускаем,

И усталость с пальчиков

Мы водой смываем. (Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец со всех сторон двумя пальцами противоположной руки)

Спасибо, водица,

За новые силы.

Теперь мы напишем

Все буквы красиво (Дети имитируют мытье рук. Слова произносятся на выдохе).

  1. Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так.

Не обидятся никак (Руки вперед. Ладони повернуть вниз. Пальцы разжимать и сжимать в такт стихотворению).

  1. Вырос высокий цветок на поляне.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки (Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка их округлить. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь и вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

  1. Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит , лепестки колышет.

Наши алые цветы закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают. (Пальцы имитируют движения лепестков)

  1. Вот помощники мои, как их хочешь, поверни (пальчики в кулачок)

Постучали (стучат пальчиками по парте)

Повертели, (крутят перед собой)

И работать расхотели. (кладут на парту для отдыха)

1,2,3,4,5 (загибают пальцы на правой руке)

Сядем мы писать опять.

  1. В лес по ягоды пойдем.

Землянику там найдем,

Костянику, ежевику,

Очень вкусную клубнику. (Дети поглаживают каждый палец со всех сторон пальцами противоположной руки)

Быстро ягодки берем

И в корзиночки кладем (Несколько раз подряд дети быстро собирают пальцы в горстку и распрямляют их. )

Тесто будем мы месить-

Пирожки для всех лепить (Имитируют лепку пирожков, работает вся кисть.)

            Сядем дружно на лужок

            И съедим свой пирожок.

            Воробьи и свиристели

            В гости дружно прилетели.

            Еж и чайка без смущенья

  Принялись за угощенье (Одной рукой, сжатой в кулак, дети покручива  ют каждый   палец  другой руки, затем меняют руки).

Упражнение для укрепления мышц глаз.

Дети сидят на стульях, спина прямая, работают только мышцы глаз.

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу вверх  и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись.

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава»- за окном у нас видна.

За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили ( Дети закрывают глаза ладонями, держат их до тех пор, пока не почувствуют тепло рук.)

Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать.

Подвижные игры.

Игра  «Охотники». Она развивает меткость и гибкость. Дети бегают по игровой площадке. В разных местах площадки стоят, предварительно назначенные Охотниками, трое ребят с мячами в руках (если детей очень много, то Охотников может быть больше, если мало, то меньше). По сигналу водящего: «Стой!» - все участники останавливаются. Задача Охотников – с места попасть в кого-либо из участников мячиком. «Пораженная добыча» сменяет Охотника. Участники имеют право уклоняться от мяча, но они не должны сходить со своего места. Если участник сошел с места после команды «Стой!», то он обязан сам стать Охотником.

Игра  «Колобок». Тут нам тоже понадобится мячик. Игра развивает скорость реакции, гибкость и подвижность. Участники игры садятся на корточки, организовав круг. В центр круга выходит водящий-«лиса» - его задачей будет поимка мяча-«колобка». Участники стараются так перекатить мячик друг к другу, чтобы лиса не смогла его поймать. Лисой становится тот участник, который не смог уберечь мяч от водящего.

Игра «Берегись, Буратино!». Для её организации не нужен специальный реквизит, достаточно иметь одну шапку, панамку или кепку, которая назначается колпаком Буратино. Игра развивает гибкость, скорость и быстроту реакции. У одного из участников на голове «колпак» Буратино. Цель водящего – догнать и запятнать участника с «колпаком». Но сделать это не так легко, так как участники игры на бегу передают этот «колпак» друг другу. Тот, кого запятнает водящий, сам становится водящим.

Игра  «Зоопарк». Развивает слух, координацию движений и голосовые связки. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и закрывают глаза. Руководитель подходит к каждому участнику по отдельности и на ухо шепчет название какого-либо животного. Животных должно быть не более шести, в зависимости от количества участников. Лучше выбрать таких, которые знакомы участникам - дети хорошо знают их «разговор» и могут его воспроизвести. Например, мяуканье кошки или мычание коровы. Важно, чтобы соседи по игре не слышали, какое животное вы называете игроку. Также важно называть животных вразброс, чтобы представители одной команды находились в разных местах круга. После того, как руководитель назвал животных всем участникам игры, играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали. Для кошки, например, это будет «мяу». Кричать самому и прислушиваться к тому, что кричат другие. Осторожно двигаясь с закрытыми глазами, дети должны найти участников своей команды и сбиться в «стаи». Как показывает практика, на игровой площадке слышится звонкий детский смех и ребята часто просят повторить игру снова.

Утренник «Путь к доброму здоровью»

Ведущий.        

Приветствуем всех, кто время нашёл , и в школу на праздник здоровья пришёл!

Пусть солнце улыбается нам в окно, в зале у нас уютно и светло!

Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь, и набираем, естественно, вес!

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны, нам спорт с физкультурой

Как воздух нужны. А с ними порядок, уют, чистота!

Здоровье своё бережём с малых лет. Оно нас избавит от болей и бед!

Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

(вбегает мальчик)

Мальчик. Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Ведущий. Что с тобой случилось? Расскажи, что приключилось?

Мальчик. За мной мчится Мойдодыр- Всех мочалок командир! У меня на шее вакса!У меня под носом клякса! У меня такие руки…Ой, я слышу, он идёт! Сейчас меня он заберёт!

(входит Мойдодыр)

Мойдодыр  Где тут гадкий, где тут грязный  неумытый поросёнок?

Ведущий Подожди, Мойдодыр, не ругайся и на мальчика так не бросайся!

Мойдодыр

Долго мне пришлось терпеть и на грязь его смотреть.

Все ребята просыпаются и, конечно, умываются.

Он один не умывался и грязнулею остался!

Перед тем, как сесть поесть, правило такое есть:

Надо в руки мыло взять и в воде пополоскать.

Он же мыла не берёт, а хватает бутерброд!

Даже после туалета он ко мне заходит редко!

Ведущий

Мойдодыр! Во всём ты прав! Мальчика с собою взяв,

Вместе с вами мы пойдём и в порядок приведём.

Сегодня мы поговорим о дорогах, которые ведут к хорошему здоровью. Расскажем и этому мальчику, и нашим гостям, каким способом можно достичь победы над болезнями.

Выберите слова, которые характеризуют здорового человека:

красивый                                  статный

сутулый                                   стройный

сильный                                   толстый

ловкий                                     крепкий

бледный                                 неуклюжий

румяный                                   подтянутый

Одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья является режим дня .А что это такое, расскажут ребята.

  1. Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Отворив окна засов.

Сделать лёгкую зарядку

И убрать свою кроватку!

Душ принять

И завтрак съесть.

А потом за парту сесть!

  1. Но запомните, ребята,

Очень важно это знать,

Идя в школу, на дороге

Вы не вздумайте играть!

Опасайтесь вы машин,

Их коварных чёрных шин.

  1. На занятиях сиди

И всё тихо слушай.

За учителем следи,

Навостривши уши.

После школы отдыхай,

Но только не валяйся.

Дома маме помогай,

Гуляй, закаляйся!

  1. Пообедав, можешь сесть

Выполнять задание.

Всё в порядке. Если есть

Воля и старание.

Соблюдаем мы всегда

Распорядок строго дня.

В час положенный ложимся,

В час положенный встаём.

Нам болезни нипочём!

Ведущий. Следующий способ укрепления здоровья – закаливание.

  1. Крепким стать нельзя мгновенно,

Надо закаляться постепенно.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий!

        6. На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

Кто так не делает – болеет.

       7.  Ещё полезно вам всем знать,

Что летом нужно загорать.

Солнце лучами кожу ласкает,

Кожа от солнца у вас загорает,

И под влиянием солнца лучей

Д- витамин образуется в ней.

Ведущий. Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Среди водных процедур, предназначенных для закаливания организма, выделяют обтирание, обливание и купание. Обтирание – наиболее простая закаливающая процедура, которая может проводиться каждый день. После выполнения утренней гимнастики, нужно смочить прохладной водой полотенце и обтереть им тело. Начинать следует с ног, затем обтираются руки, грудь и спина. Основное условие – все движения выполняются по направлению к сердцу. Ещё одним весьма простым способом закаливания является хождение босиком. При закаливании важно соблюдение определённых принципов:

  1. Постепенно снижать температуру воды.
  2. Систематичность.
  3. Учёт индивидуальных особенностей.

Солнечный свет необходим всему живому, он дарит здоровье и красоту, делает коже более чистой и гладкой. Солнечный свет полезен для глаз и помогает человеку сохранить зрение.

 Разгадывание кроссворда.

  1. Утром раньше поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся,

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна (зарядка).

  1. Вот такой забавный случай:

Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока!

До чего ж приятно это,

Дождик тёплый, подогретый,

На полу не видно луж,

Все ребята любят (душ).

  1. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет (спорт).

  1. Он с тобою и со мною

Шёл степенными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застёжками. (Рюкзак)

  1. В новой стене, в круглом окне

Днём стекло разбито,

На ночь вставлено. (Прорубь)

  1. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой (велосипед).

  1. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие (коньки).

  1. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

Вам поможет здесь сноровка

И, конечно, (тренировка).

  1. Со здоровым дружен спорт,

Стадион, бассейн и корт,

Зал, каток – везде вам рады.

За старание в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши твёрды.

Только помните, спортсмены

Каждый день свой непременно

Не играют с дрёмой в прятки,

Начинают с физзарядки.

Ведущий. Зарядка делает тело человека сильным и красивым. У того, кто каждый день утром выполняет физические упражнения, хорошая осанка, голова приподнята, плечи расправлены, спина прямая. Говорят, что у них королевская стать. Но красивая осанка – это не только привлекательная внешность, но и здоровье человека. Ведь при неправильной осанке, когда плечи опущены, а спина «кривая», лёгкие и сердце испытывают давление. Им, оказывается, сложно выполнять свою работу. Существуют определённые правила зарядки. Делать её нужно всегда в одно и то же время. Перед началом проветрите комнату. А после утренней гимнастики нужно обязательно принять душ. Не забывайте, что кроме зарядки для здоровья полезны подвижные игры. Вы можете заниматься в спортивной секции.

Физические упражнения помогают человеку справиться с плохим настроением. Если вам кажется. Что всё вокруг серое, просто включите музыку и несколько минут попрыгайте так, как вам хочется. Чтобы расти и крепнуть, нам нужны: определённый режим питания и сбалансированный рацион.

  1. Посмотрите на ребят:

Не сутулятся сидят,

Все умыты, все опрятны,

Ложки держат аккуратно.

Быстро, дружно всё съедают,

Корки на пол не бросают,

Чай на стол не проливают,

Потому что точно знают…

(дети читают хором)

  1. Кто ест красиво, глядит счастливо.
  2. Не красен дом пирогами, красен едоками.
  3. Когда я ем, я глух и нем.

Объясните эти пословицы. Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим?Выберите те продукты, которые полезны вашему организму. Объясните свой выбор.

  1. Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим,

Тогда от болезней мы убежим!

Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться. Каждый раз пред едой,

Прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!

Список литературы.

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.; Просвещение, 2010.- 223с.
  2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся/ Менчинская.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 112с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред.Ковалевой Г.С.- М.; Просвещение, 2010.- 120с.
  4. http://www.mame-pape.ru/zdorove
  5. http://menobr.ru/material/default 
  6.  http://www.kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"...