Программа "Основы здоровья"
рабочая программа по зож (2, 3, 4 класс) на тему

Сенчик Марина Юрьевна

Приоритетной задачей курса является формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_senchik.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

ОСНОВЫ  ЗДОРОВЬЯ

Программа для учащихся 1-4 классов

Составила СЕНЧИК М.Ю.,

учитель начальных классов

Рязань, 2006 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «Основы здоровья» преподается в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы и является частью школьного проекта «Колесо здоровья».

Приоритетной задачей курса является формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

В процессе изучения курса «Основы здоровья»  развивается стремление детей быть здоровыми. Учащиеся  применяют полученные  знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Курс нацелен на всестороннее развитие учащихся на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов:

  • формирование у учащихся жизненно важных гигиенических умений, навыков, полезных привычек и культуры здоровья;
  • обучение школьников ведению здорового образа жизни;
  • воспитание у детей любознательности, честности, творчества.

В 1 классе  не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности.

Ребёнок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует всё.

Изучаемые темы: «Я и моё здоровье», «Ты – ученик», «Я и мой организм», «Как обеспечить безопасность ребёнка».

Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся расширяют и углубляют свои знания о здоровом образе жизни.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Одна из них включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка и нацеленные на формирование соответствующих умений и навыков.

Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение учащихся  умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.

Важной содержательной линией курса является формирование культуры здоровья, обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей в семье, в гостях, в общественных местах.

В 3 классе в начале учебного года изучается новая тема «Мир людей». Основное её назначение – развитие личности младшего школьника. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Человек среди людей», «Что нас окружает». На уроках, посвященных данным темам,  учитель добивается того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным.

В 4 классе курс открывается темой “Человек и его здоровье”, нацеленной на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.

Продолжается изучение курса в 4 классе темой «Будем беречь здоровье», которая позволит учащимся изучать особенности своего организма для грамотного  осуществления активной оздоровительной деятельности.

В курсе «Основы здоровья» используются разнообразные методы и формы обучения. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей,  в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков учащихся.

Учебный курс «Основы здоровья» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.

Уроки по этой программе требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов (игры, комплекс упражнений, общение с природой и др).

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять часы с учётом подготовленности учащихся и условий работы в классе.

Реализуя  программу «Основы здоровья», учитель должен  строить уроки  с учетом организации  подготовки учащихся к самостоятельной жизни, формирования  культуры здоровья; учитель должен воспитать у младших школьников потребность вести здоровый образ жизни и обеспечить необходимыми знаниями и соответствующими навыками.


Программа

I класс (30 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Школа здоровья. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Советы доктора Воды.

         

Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ (12 ч)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении.

Друзья Воды и Мыло.

Глаза – главные помощники человека.

Чтобы уши слышали.

Поэтому болят зубы.

Чтобы зубы были здоровыми.

«Рабочие инструменты»  человека.

Зачем человеку кожа.

Если кожа повреждена.

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи.

Сон – лучшее лекарство.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: анализ режима дня, его корректировка в связи с некоторыми индивидуальными условиями жизни ребёнка; правильное мытьё рук и пользование предметами гигиены; правильная посадка при письме, чтении, рисовании, выполнение некоторых упражнений, укрепляющих осанку; чистка зубов и массаж десен; что узнаем глазами; определение расстояния от глаз до работы (книги, тетради, шитья и т.п.);

КОНКУРС РИСУНКОВ «Здоровые зубы – здоровью любы».  

ВСТРЕЧА С ЗУБНЫМ ВРАЧОМ.

ПРАЗДНИК «В гостях у Мойдодыра».

ТЫ УЧЕНИК (4 ч)

Изменения, произошедшие в жизни ребенка с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом.

Настроение в школе. Я пришел из школы. Определение времени по часам. Режим дня и правила личной жизни школьников.

Правила поведения школьника в классе, школе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за телом, по уходу за одеждой и обувью.

ЭКСКУРСИЯ по школе.

Я И МОЙ ОРГАНИЗМ (5 ч)

Человек – часть живой природы. Строение тела человека.

Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина!

Закаливание. Обтирание и обливание. Вредные привычки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: измерения своего тела; отработка приёмов выработки правильной осанки; наблюдение за работой своих мышц; само массаж ушей.

ВЫПУСК БЮЛЛЕТЕНЯ «Советы доктора Айболита».

ЭКСКУРСИЯ в кабинет биологии; в краеведческий музей.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА (8 ч)

Правила безопасности на воде. Обучение плаванию. Игры и упражнения на воде.

Русские игры. “Городки” – любимая игра академика И.П. Павлова.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: сделать рисунок для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом”.

Разучивание игр «Городки», «Гуси – лебеди», «Совушки», «Космонавты» и др.

К концу I класса учащиеся должны знать:

  • для чего нужны человеку глаза; уши, кожа.
  • значение зубов в жизни человека, необходимость и некоторые способы их сохранения;
  • значение глаз и ушей в познании окружающего мира и некоторые способы их сохранения здоровыми;
  • простейшие правила личной гигиены, их значение для сохранения здоровья;
  • что такое осанка, необходимость и некоторые способы её сохранения;
  • значение закаливания организма, некоторые правила закаливания;
  • правила поведения школьников в классе, в школе;
  • правила безопасности на воде.

К концу I класса учащиеся должны уметь:

  • соблюдать режим дня;
  • выполнять правила поведения в школе;
  • соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;
  • чистить зубы, выполнять простейший массаж десен;
  • выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры (обтирание, душ, купание в водоёмах (в присутствии взрослых), прогулка и т.п.).


Программа

II класс (34 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Здоровый образ жизни.

             

Профилактика заболеваний

у младших школьников (10 ч)

                           

Причина болезни. Признаки болезни. Как здоровье? Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: составление памятки «Как правильно готовить уроки?».

ИГРА «Валеологический светофор».

ВСТРЕЧА с детским врачом.

ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ: «Кто больше», «Полезно вредно».

ТЕСТЫ: «Твоё здоровье», «Умеешь ли ты готовить уроки?».

УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».

                    Человек и его здоровье (21 ч)

Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Правила безопасного поведения на воде. Правила общения с огнём. Как уберечься от ударов электрическим током. Травмы бытовые, травмы на улице, виды травм (ушибы, ожоги, ранения и т.д.). Причины травм. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными. Некоторые элементарные приёмы оказания первой (довзрослой) помощи при травмах. Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей, парами, газами, дымом. Первая помощь при перегревании и тепловых ударах, при ожогах и обморожении. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: определение пульса у учащихся; некоторые меры предупреждения травм (как правильно передавать нож, ножницы, пользоваться горячими приборами, посудой и т.п.); некоторые приёмы оказания первой помощи при травмах.

ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ: «Кто ответит правильно?», «Валеологический светофор», «Кто больше?».

ТЕСТЫ: «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек».

Сегодняшние заботы медицины (2 ч)

Расти здоровым. Воспитать себя. Я выбираю движение.

ТЕСТЫ: «Оцени себя сам».

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Проснись!», «Мы спортсмены», «Правила гигиены», «Ворота»,  «С мешком на спине».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: составление режима дня ученика 2 класса; комплекса утренней гимнастики и последовательности закаливания; определение своего роста, веса; составление меню рационального питания.

К концу II класса учащиеся должны знать:

  • свой режим дня, значение режима дня для здоровья;
  • причины простудных заразных болезней, первоначальное понятие “заразные болезни”, меры предупреждения этих болезней;
  • сущность режима питания, его значение для сохранения здоровья; правила гигиены питания;
  • виды и причины травм; некоторые правила предупреждения травм; простейшие приёмы оказания первой помощи при травмах.

К концу II класса учащиеся должны уметь:

  • соблюдать режим дня;
  • оказывать простейшую доврачебную помощь себе и другим при небольших травмах;
  • выполнять правила гигиены питания;
  • соблюдать меры предупреждения простудных и “заразных болезней”.  

Программа

III класс (35 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Мир людей (14ч)

Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие? Учимся думать. Спеши делать добро. Поможет ли нам обман? Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? Как воспитывать в себе сдержанность. Как отучить себя от вредных привычек. Как относиться к подаркам. Наказание. Как нужно относиться к наказаниям. Отношение к сверстникам, малышам, коллективизм, справедливость, внимательность, взаимовыручка, симпатия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: рисование того, что вызывает страх, сказку составить про Правду и Ложь; составление памятки «Как отучить себя от вредных привычек».

ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ: «Почему это произошло?», «Соедини пословицу”», «Почему нам запрещают», «Проверь себя», «Давай поговорим», «Выбери ответ».

ТЕСТ: «Пожелай себе».

Человек среди людей (6ч)

Как нужно одеваться. Одежда. Ответственное поведение. Боль. Как вести себя, когда что–то болит. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Как вести себя в гостях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: сервировка стола, составление текста приглашений.

ИГРЫ: «Кто больше?», «Найди правильный ответ»,  «Закончите фразу».

ТЕСТЫ: Умею ли я вести себя с незнакомыми людьми.

КОНКУРС РИСУНКОВ  «Пусть тебя не назовут неряхой».

                         

Что нас окружает (14ч)

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, ..ком. Умеем ли мы вежливо общаться. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Что такое дружба. Как выбрать друзей. Как доставить родителям радость? Спешите делать добро. Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: отработка правил поведения в транспорте, телефонный этикет.

ИГРЫ: «Найди правильный ответ»,  «Комплименты», «Телефон», «Давай поговорим», «Хочу быть», «Кто больше».

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА: Огонёк здоровья; Путешествие в страну здоровья; урок – соревнование.

КОНКУРС детских стихотворений, сочинений «Свет мой, зеркальце, скажи», «Секреты здоровья», загадок «Угадайка», пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье».

К концу III класса учащиеся должны знать:

  • семья и школа, их место в жизни ребёнка и место ребёнка в семье, классе, школе;
  • необходимость организации жизни в семье и школе по правилам;
  • как отучить себя от вредных привычек;
  • как вести себя с незнакомыми людьми;
  • как вести себя в гостях;
  • как правильно накрыть стол;
  • правила вредного телефонного разговора;
  • как организовать свой досуг.

К концу Ш класса учащиеся должны уметь:

  • соблюдать режим дня;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, школе, гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • давать общую положительную и отрицательную оценку отдельным своим поступкам и поступкам других людей по отношению к себе, другим людям, имуществу, природе;
  • уметь организовать свой досуг.  

 


Программа

IV класс (35 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Человек и его здоровье (9 ч)

Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. Оценка ребёнком поведения отдельных учащихся. Определение своего поведения в школе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  • определение пульса;
  • изображение человека, который в настоящее время чувствует то же, что и ты;
  • признаки стресса; снятие стресса;
  • мини – сочинение «Свет мой, зеркальце, скажи».

ИГРЫ:

«Давай поговорим», «Кто больше», «Продолжи предложение», «Почему это произошло», «Твоё имя», «Положительные качества на первую букву твоего имени», «Назови возможные последствия событий», «Комплимент», «Что я знаю о себе».

ТРЕНИНГ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Игра «Что? Зачем? Как?».

ОБСУЖДЕНИЕ ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «Стираю сам».

                             

Будем беречь здоровье (12 ч)

Что мы знаем о курении. Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь нет? Я думаю выбирать – тренинг безопасного поведения. Волевое поведение. Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор. Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

- путешествия в страну, в которую попали мальчик – волшебник;

- самой составления плаката в тетради «Дерево решений»;

- составление плакатов «Мы живём без табачного дыма»;

ИГРЫ:

 «Волшебный стул», «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?», «Зеркало и обезьяна», «Продолжи предложение», «Комплимент», «Выбери правильный ответ», «Сокровища сердца», «Беседа по кругу»,  «Список проблем», «Пирамида».

ТРЕНИНГ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

                     

Человек – творец (13 ч)

Мальчишки и девчонки. Моя семья. Творческие способности человека и возможности их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека – творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть. Семья, в которой ты живёшь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Семейные традиции в твоей семье. Твои обязанности в семье. Дружба. Умеем ли мы правильно питаться? Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся “грязнули”? Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  • моя семья на празднике;
  • работа с пословицами и поговорками;
  • работа с высказываниями о доброте;
  • выпуск “стенной газеты”.

ИГРЫ: «Противоположности», «Давай поговорим», «Продолжи предложение», «Комплимент», «Мы идем в магазин», «Какие овощи выросли в огороде», «Отгадай–ка», «Знатоки», «Угадай сказку», «Три движения», «Письма».

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ: Инсценировка «Спор овощей». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Игра – путешествие «Откуда берутся “грязнули?”».

ЭКСКУРСИЯ в поликлинику №5.

ПРАЗДНИК в конце года «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

К концу IV класса учащиеся должны знать:

  • человек – часть живой природы; средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общения с природой, физкультура, знание правил безопасного поведения: в чем красота человека; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками; что такое семья, обязанности членов семьи;
  • о вреде курения и алкоголя;
  • названия важнейших органов организма человека;
  • здоровье – непреходящая ценность человека;
  • влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  • способы сохранения и укрепления здоровья.

К концу IV класса учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  • понимать, что человек красив не только внешностью, но и в большей степени – своими душевными качествами, поведением, поступками; красота человека несовместима с плохим отношениям к окружающим людям, к природе; здоровье - тоже красота; для сохранения и укрепления здоровья важны личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура; надо выявлять и развивать свои творческие способности.

   


Литература

1. Валеология. Учеб. Пособие / По ред. Проф. В.П. Соломина, Ю. Л. Варламова. Спб., 2004.

2. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 2004.

3. Зайцев Г.К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 2003.

4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1999.

5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1999.   

6. Зайцев Г.К. Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение, СПб., 2004.

7. Ковалько В. И..  Здоровье – сберегающие технологии. – М., 2004.

8. Лазарев М. Л. Здравствуй: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. М. 2003.

9. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: Учеб. Пособие по валеологии для начальной школы. СПб., 2005.

10. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб., 2005.

11. Мир детства: Младший школьник. М. 2003.

12. Николаева А. П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М. 2003.

13. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А..   Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.,2004.

14. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы / Под ред. Г. М. Королева. М. 2002.

15. Попов С. В. Валеология в школе и дома: (О физическом благополучии мальчиков). СПб.,2003.

16. Сизанова А.И. и др. безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I – XI классов о ВИЧ – инфекции и наркотической зависимости; Под. Ред. А.И. Сизанова. Мн. 2003.

17. Татарникова Л. Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребенка: Пособие к курсу валеологии “Я и моё здоровье” для школы первой ступени. СПб., 2003.

18. Тихомирова Л. Ф.   Уроки здоровья для детей 6 – 9 лет. – Ярославль 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.

Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

День здоровья "Здоровье-это здорово!"

День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...