Программа "Основы здоровья"
рабочая программа по зож (2, 3, 4 класс) на тему
Приоритетной задачей курса является формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_senchik.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
Программа для учащихся 1-4 классов
Составила СЕНЧИК М.Ю.,
учитель начальных классов
Рязань, 2006 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Основы здоровья» преподается в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы и является частью школьного проекта «Колесо здоровья».
Приоритетной задачей курса является формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
В процессе изучения курса «Основы здоровья» развивается стремление детей быть здоровыми. Учащиеся применяют полученные знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Курс нацелен на всестороннее развитие учащихся на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов:
- формирование у учащихся жизненно важных гигиенических умений, навыков, полезных привычек и культуры здоровья;
- обучение школьников ведению здорового образа жизни;
- воспитание у детей любознательности, честности, творчества.
В 1 классе не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности.
Ребёнок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует всё.
Изучаемые темы: «Я и моё здоровье», «Ты – ученик», «Я и мой организм», «Как обеспечить безопасность ребёнка».
Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся расширяют и углубляют свои знания о здоровом образе жизни.
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Одна из них включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка и нацеленные на формирование соответствующих умений и навыков.
Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение учащихся умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.
Важной содержательной линией курса является формирование культуры здоровья, обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей в семье, в гостях, в общественных местах.
В 3 классе в начале учебного года изучается новая тема «Мир людей». Основное её назначение – развитие личности младшего школьника. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Человек среди людей», «Что нас окружает». На уроках, посвященных данным темам, учитель добивается того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным.
В 4 классе курс открывается темой “Человек и его здоровье”, нацеленной на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.
Продолжается изучение курса в 4 классе темой «Будем беречь здоровье», которая позволит учащимся изучать особенности своего организма для грамотного осуществления активной оздоровительной деятельности.
В курсе «Основы здоровья» используются разнообразные методы и формы обучения. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков учащихся.
Учебный курс «Основы здоровья» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.
Уроки по этой программе требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов (игры, комплекс упражнений, общение с природой и др).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять часы с учётом подготовленности учащихся и условий работы в классе.
Реализуя программу «Основы здоровья», учитель должен строить уроки с учетом организации подготовки учащихся к самостоятельной жизни, формирования культуры здоровья; учитель должен воспитать у младших школьников потребность вести здоровый образ жизни и обеспечить необходимыми знаниями и соответствующими навыками.
Программа
I класс (30 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Школа здоровья. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Советы доктора Воды.
Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ (12 ч)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении.
Друзья Воды и Мыло.
Глаза – главные помощники человека.
Чтобы уши слышали.
Поэтому болят зубы.
Чтобы зубы были здоровыми.
«Рабочие инструменты» человека.
Зачем человеку кожа.
Если кожа повреждена.
Питание – необходимое условие для жизни человека.
Здоровая пища для всей семьи.
Сон – лучшее лекарство.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: анализ режима дня, его корректировка в связи с некоторыми индивидуальными условиями жизни ребёнка; правильное мытьё рук и пользование предметами гигиены; правильная посадка при письме, чтении, рисовании, выполнение некоторых упражнений, укрепляющих осанку; чистка зубов и массаж десен; что узнаем глазами; определение расстояния от глаз до работы (книги, тетради, шитья и т.п.);
КОНКУРС РИСУНКОВ «Здоровые зубы – здоровью любы».
ВСТРЕЧА С ЗУБНЫМ ВРАЧОМ.
ПРАЗДНИК «В гостях у Мойдодыра».
ТЫ УЧЕНИК (4 ч)
Изменения, произошедшие в жизни ребенка с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом.
Настроение в школе. Я пришел из школы. Определение времени по часам. Режим дня и правила личной жизни школьников.
Правила поведения школьника в классе, школе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за телом, по уходу за одеждой и обувью.
ЭКСКУРСИЯ по школе.
Я И МОЙ ОРГАНИЗМ (5 ч)
Человек – часть живой природы. Строение тела человека.
Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина!
Закаливание. Обтирание и обливание. Вредные привычки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: измерения своего тела; отработка приёмов выработки правильной осанки; наблюдение за работой своих мышц; само массаж ушей.
ВЫПУСК БЮЛЛЕТЕНЯ «Советы доктора Айболита».
ЭКСКУРСИЯ в кабинет биологии; в краеведческий музей.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА (8 ч)
Правила безопасности на воде. Обучение плаванию. Игры и упражнения на воде.
Русские игры. “Городки” – любимая игра академика И.П. Павлова.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: сделать рисунок для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом”.
Разучивание игр «Городки», «Гуси – лебеди», «Совушки», «Космонавты» и др.
К концу I класса учащиеся должны знать:
- для чего нужны человеку глаза; уши, кожа.
- значение зубов в жизни человека, необходимость и некоторые способы их сохранения;
- значение глаз и ушей в познании окружающего мира и некоторые способы их сохранения здоровыми;
- простейшие правила личной гигиены, их значение для сохранения здоровья;
- что такое осанка, необходимость и некоторые способы её сохранения;
- значение закаливания организма, некоторые правила закаливания;
- правила поведения школьников в классе, в школе;
- правила безопасности на воде.
К концу I класса учащиеся должны уметь:
- соблюдать режим дня;
- выполнять правила поведения в школе;
- соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;
- чистить зубы, выполнять простейший массаж десен;
- выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры (обтирание, душ, купание в водоёмах (в присутствии взрослых), прогулка и т.п.).
Программа
II класс (34 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Здоровый образ жизни.
Профилактика заболеваний
у младших школьников (10 ч)
Причина болезни. Признаки болезни. Как здоровье? Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: составление памятки «Как правильно готовить уроки?».
ИГРА «Валеологический светофор».
ВСТРЕЧА с детским врачом.
ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ: «Кто больше», «Полезно вредно».
ТЕСТЫ: «Твоё здоровье», «Умеешь ли ты готовить уроки?».
УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».
Человек и его здоровье (21 ч)
Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Правила безопасного поведения на воде. Правила общения с огнём. Как уберечься от ударов электрическим током. Травмы бытовые, травмы на улице, виды травм (ушибы, ожоги, ранения и т.д.). Причины травм. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными. Некоторые элементарные приёмы оказания первой (довзрослой) помощи при травмах. Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей, парами, газами, дымом. Первая помощь при перегревании и тепловых ударах, при ожогах и обморожении. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: определение пульса у учащихся; некоторые меры предупреждения травм (как правильно передавать нож, ножницы, пользоваться горячими приборами, посудой и т.п.); некоторые приёмы оказания первой помощи при травмах.
ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ: «Кто ответит правильно?», «Валеологический светофор», «Кто больше?».
ТЕСТЫ: «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек».
Сегодняшние заботы медицины (2 ч)
Расти здоровым. Воспитать себя. Я выбираю движение.
ТЕСТЫ: «Оцени себя сам».
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Проснись!», «Мы спортсмены», «Правила гигиены», «Ворота», «С мешком на спине».
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: составление режима дня ученика 2 класса; комплекса утренней гимнастики и последовательности закаливания; определение своего роста, веса; составление меню рационального питания.
К концу II класса учащиеся должны знать:
- свой режим дня, значение режима дня для здоровья;
- причины простудных заразных болезней, первоначальное понятие “заразные болезни”, меры предупреждения этих болезней;
- сущность режима питания, его значение для сохранения здоровья; правила гигиены питания;
- виды и причины травм; некоторые правила предупреждения травм; простейшие приёмы оказания первой помощи при травмах.
К концу II класса учащиеся должны уметь:
- соблюдать режим дня;
- оказывать простейшую доврачебную помощь себе и другим при небольших травмах;
- выполнять правила гигиены питания;
- соблюдать меры предупреждения простудных и “заразных болезней”.
Программа
III класс (35 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Мир людей (14ч)
Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие? Учимся думать. Спеши делать добро. Поможет ли нам обман? Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? Как воспитывать в себе сдержанность. Как отучить себя от вредных привычек. Как относиться к подаркам. Наказание. Как нужно относиться к наказаниям. Отношение к сверстникам, малышам, коллективизм, справедливость, внимательность, взаимовыручка, симпатия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: рисование того, что вызывает страх, сказку составить про Правду и Ложь; составление памятки «Как отучить себя от вредных привычек».
ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ: «Почему это произошло?», «Соедини пословицу”», «Почему нам запрещают», «Проверь себя», «Давай поговорим», «Выбери ответ».
ТЕСТ: «Пожелай себе».
Человек среди людей (6ч)
Как нужно одеваться. Одежда. Ответственное поведение. Боль. Как вести себя, когда что–то болит. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Как вести себя в гостях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: сервировка стола, составление текста приглашений.
ИГРЫ: «Кто больше?», «Найди правильный ответ», «Закончите фразу».
ТЕСТЫ: Умею ли я вести себя с незнакомыми людьми.
КОНКУРС РИСУНКОВ «Пусть тебя не назовут неряхой».
Что нас окружает (14ч)
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кино, ..ком. Умеем ли мы вежливо общаться. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Что такое дружба. Как выбрать друзей. Как доставить родителям радость? Спешите делать добро. Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: отработка правил поведения в транспорте, телефонный этикет.
ИГРЫ: «Найди правильный ответ», «Комплименты», «Телефон», «Давай поговорим», «Хочу быть», «Кто больше».
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА: Огонёк здоровья; Путешествие в страну здоровья; урок – соревнование.
КОНКУРС детских стихотворений, сочинений «Свет мой, зеркальце, скажи», «Секреты здоровья», загадок «Угадайка», пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье».
К концу III класса учащиеся должны знать:
- семья и школа, их место в жизни ребёнка и место ребёнка в семье, классе, школе;
- необходимость организации жизни в семье и школе по правилам;
- как отучить себя от вредных привычек;
- как вести себя с незнакомыми людьми;
- как вести себя в гостях;
- как правильно накрыть стол;
- правила вредного телефонного разговора;
- как организовать свой досуг.
К концу Ш класса учащиеся должны уметь:
- соблюдать режим дня;
- соблюдать общепринятые правила в семье, школе, гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- давать общую положительную и отрицательную оценку отдельным своим поступкам и поступкам других людей по отношению к себе, другим людям, имуществу, природе;
- уметь организовать свой досуг.
Программа
IV класс (35 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Человек и его здоровье (9 ч)
Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. Оценка ребёнком поведения отдельных учащихся. Определение своего поведения в школе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
- определение пульса;
- изображение человека, который в настоящее время чувствует то же, что и ты;
- признаки стресса; снятие стресса;
- мини – сочинение «Свет мой, зеркальце, скажи».
ИГРЫ:
«Давай поговорим», «Кто больше», «Продолжи предложение», «Почему это произошло», «Твоё имя», «Положительные качества на первую букву твоего имени», «Назови возможные последствия событий», «Комплимент», «Что я знаю о себе».
ТРЕНИНГ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
Игра «Что? Зачем? Как?».
ОБСУЖДЕНИЕ ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «Стираю сам».
Будем беречь здоровье (12 ч)
Что мы знаем о курении. Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь нет? Я думаю выбирать – тренинг безопасного поведения. Волевое поведение. Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор. Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
- путешествия в страну, в которую попали мальчик – волшебник;
- самой составления плаката в тетради «Дерево решений»;
- составление плакатов «Мы живём без табачного дыма»;
ИГРЫ:
«Волшебный стул», «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?», «Зеркало и обезьяна», «Продолжи предложение», «Комплимент», «Выбери правильный ответ», «Сокровища сердца», «Беседа по кругу», «Список проблем», «Пирамида».
ТРЕНИНГ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Человек – творец (13 ч)
Мальчишки и девчонки. Моя семья. Творческие способности человека и возможности их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека – творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть. Семья, в которой ты живёшь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Семейные традиции в твоей семье. Твои обязанности в семье. Дружба. Умеем ли мы правильно питаться? Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся “грязнули”? Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
- моя семья на празднике;
- работа с пословицами и поговорками;
- работа с высказываниями о доброте;
- выпуск “стенной газеты”.
ИГРЫ: «Противоположности», «Давай поговорим», «Продолжи предложение», «Комплимент», «Мы идем в магазин», «Какие овощи выросли в огороде», «Отгадай–ка», «Знатоки», «Угадай сказку», «Три движения», «Письма».
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ: Инсценировка «Спор овощей». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Игра – путешествие «Откуда берутся “грязнули?”».
ЭКСКУРСИЯ в поликлинику №5.
ПРАЗДНИК в конце года «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
К концу IV класса учащиеся должны знать:
- человек – часть живой природы; средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общения с природой, физкультура, знание правил безопасного поведения: в чем красота человека; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками; что такое семья, обязанности членов семьи;
- о вреде курения и алкоголя;
- названия важнейших органов организма человека;
- здоровье – непреходящая ценность человека;
- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
- способы сохранения и укрепления здоровья.
К концу IV класса учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- понимать, что человек красив не только внешностью, но и в большей степени – своими душевными качествами, поведением, поступками; красота человека несовместима с плохим отношениям к окружающим людям, к природе; здоровье - тоже красота; для сохранения и укрепления здоровья важны личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура; надо выявлять и развивать свои творческие способности.
Литература
1. Валеология. Учеб. Пособие / По ред. Проф. В.П. Соломина, Ю. Л. Варламова. Спб., 2004.
2. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 2004.
3. Зайцев Г.К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 2003.
4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1999.
5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1999.
6. Зайцев Г.К. Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение, СПб., 2004.
7. Ковалько В. И.. Здоровье – сберегающие технологии. – М., 2004.
8. Лазарев М. Л. Здравствуй: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. М. 2003.
9. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: Учеб. Пособие по валеологии для начальной школы. СПб., 2005.
10. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб., 2005.
11. Мир детства: Младший школьник. М. 2003.
12. Николаева А. П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М. 2003.
13. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.,2004.
14. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы / Под ред. Г. М. Королева. М. 2002.
15. Попов С. В. Валеология в школе и дома: (О физическом благополучии мальчиков). СПб.,2003.
16. Сизанова А.И. и др. безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I – XI классов о ВИЧ – инфекции и наркотической зависимости; Под. Ред. А.И. Сизанова. Мн. 2003.
17. Татарникова Л. Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребенка: Пособие к курсу валеологии “Я и моё здоровье” для школы первой ступени. СПб., 2003.
18. Тихомирова Л. Ф. Уроки здоровья для детей 6 – 9 лет. – Ярославль 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".
Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Моя проектная деятельность. Проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2008-2012г.г.)
Проект по практическому использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
День здоровья "Здоровье-это здорово!"
День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...