программа внеурочной деятельности "Школа здоровья"
методическая разработка по зож (1, 2 класс) на тему
Программа курса «Школа здоровья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zdorovya.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Школа здоровья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Актуальность программы
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно актуальна в связи с резким снижением процента здоровых детей, что объясняется различными причинами. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья, а также отсутствие личных приоритетов здоровья. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и безопасному поведению, неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цель программы: формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью и обучение способам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
1. Формирование у детей мотивационной сферы здорового образа жизни, безопасного поведения.
2. Формирование представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье: правильном (здоровом) питании; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие и др.
3. Обучение осознанному выбору модели безопасного поведения, поведения, позволяющего сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки; различным упражнениям по сохранению зрения, правильной осанки и др.
4. Укрепление здоровья детей с помощью различных форм двигательной активности.
Ожидаемые результаты:
- приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности;
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к здоровью и социальной реальности в целом;
- развитие потребности в здоровом образе жизни
Формы проведения занятий:
Часть занятий проводится в форме беседы и проблемного диалога, другая часть занятий имеет практическую направленность (упражнения, игры), а также проводятся занятия, целиком посвященные развитию двигательной активности. Кроме того, некоторые занятия будут проводиться в форме викторин, познавательных игр, работы над проектом.
Формы организации детей:
Ведущей формой организации занятий является коллективная. Наряду с коллективной формой работы применяется и групповая. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Подведение итогов осуществляется в форме участия в викторинах, проектах.
Прогнозируемые результаты:
В ходе изучения программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся:
- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- выполнять комплекс утренней гимнастики;
- включать в свой рацион питания полезные продукты и исключать вредные;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пожарной безопасности и электробезопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе, на водоеме;
- составлять и соблюдать режим дня;
- выполнять упражнения для снятия эмоционального напряжения;
- играть в подвижные игры, способствующие снятию умственного напряжения и развитию двигательной активноси.
Особенности реализации программы. Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка спортивно-оздоровительной направленности. Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия - 30 минут. Места проведения занятий – учебный кабинет, спортивный зал, школьный двор. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6 - 7 лет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата проведения занятия | Наименование разделов и тем | Общ. кол- во часов | В том числе | ||
План | Фактич. | теоретич | практич. | |||
1 триместр | ||||||
1 | Профилактика детского травматизма. Безопасный маршрут от дома до школы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2 | Секреты здоровья. Определение здоровья. Проблемный диалог «От чего зависит здоровье?» | 1 | 1 | |||
3 | Секреты здоровья. Охрана зрения, слуха. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Развитие двигательной активности. Разучивание комплекса утренней гимнастики. | 1 | 1 | |||
5 | Профилактика детского травматизма. Познавательная игра «Светофорик», посвященная изучению правил перехода улиц и дорог | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Секреты здоровья. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. | 1 | 1 | |||
7 | Секреты здоровья. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. | 1 | 1 | |||
8 | Развитие двигательной активности. Веселые эстафеты. | 1 | 1 | |||
9 | Профилактика детского травматизма. Правила пожарной безопасности. | 1 | 1 | |||
10 | Секреты здоровья. Сон – лучшее лекарство. | 1 | 1 | |||
11 | Секреты здоровья. Профилактика сколиоза, плоскостопия. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
12 | Развитие двигательной активности. Подвижные игры. | 1 | 0 | 1 | ||
2 триместр | ||||||
13 | Профилактика детского травматизма. Поведение на водоемах в период ледостава, в летний период. | 1 | 1 | |||
14 | Профилактика детского травматизма. Викторина по ПДД и правилам противопожарной безопасности. | 1 | ||||
15 | Секреты здоровья. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания (по программе ООО «Нестле-Фуд» «Разговор о правильном питании»). | 1 | 1 | |||
16 | Секреты здоровья. Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты (по программе ООО «Нестле-Фуд» «Разговор о правильном питании»). | 1 | 1 | |||
17 | Развитие двигательной активности. Зимние забавы (катание на санках, игры). | 1 | 1 | |||
18 | Профилактика детского травматизма. Правила обращения с электричеством и электроприборами. | 1 | 1 | |||
19 | Секреты здоровья. Самые вредные продукты (по программе ООО «Нестле-Фуд» «Разговор о правильном питании»). | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Секреты здоровья. Каша – лучшая пища наша (по программе ООО «Нестле-Фуд» «Разговор о правильном питании»). | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
21 | Развитие двигательной активности. Лыжная прогулка. | 1 | 0 | 1 | ||
22 | Секреты здоровья. Викторина по правильному питанию. | 1 | ||||
3 триместр | ||||||
24 | Секреты здоровья. Режим дня. Составление режима дня. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
25 | Развитие двигательной активности. Игры разных народов. | 1 | 0 | 1 | ||
26 | Секреты здоровья. Настроение и здоровье. Как бороться с неудачами и настраивать себя на позитив. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
27 | Профилактика детского травматизма. Поведение в быту (опасность высоты, острых предметов, обращение с газовыми приборами и пр.) | 1 | 1 | |||
28 | Секреты здоровья. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. | 1 | 1 | |||
29 | Работа над проектом «Секреты здоровья» | 1 | 0 | 1 | ||
30 | Работа над проектом «Секреты здоровья» | 1 | 0 | 1 | ||
31 | Защита проекта «Секреты здоровья» | 1 | 0 | 1 | ||
32 | Профилактика детского травматизма. Поведение на улице, на природе. | 1 | 1 | |||
33 | Обобщающее занятие «Здоровым будешь – все добудешь». | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа кружка включает три основных раздела: 1. Секреты здоровья. 2. Профилактика детского травматизма. 3. Развитие двигательной активности.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обучить учащихся правилам и приёмам по предупреждению детского травматизма. Третий раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
Секреты здоровья. Определение здоровья. Здоровье физическое, психическое и социальное. Факторы, определяющее здоровье. Значение образа жизни как важнейшего фактора в сохранении и укреплении здоровья. Ценность здоровья, его значение для успешной жизни. Режим дня, его значение для сохранения здоровья. Составление режима дня. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Вредные продукты. Витамины. Охрана зрения, слуха. Вредное влияние телевизора и компьютера на зрение, на психику.
Профилактика детского травматизма. Безопасная дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Опасность высоты, острых предметов, обращение с газовыми приборами, поведение в лифте. Правила обращения с электричеством и электроприборами. Правила поведения на улице (поведение с незнакомыми людьми, незнакомыми предметами, места для игр и пр.). Поведение на природе (ядовитые грибы и растения, опасные животные и пр.). Поведение на водоемах в период ледостава, в летний период.
Развитие двигательной активности. Подвижные игры. Веселые эстафеты. Игры разных народов. Лыжная прогулка, катание на санках.
Методическое обеспечение программы.
Используемые методы:
- беседа с учащимися с целью выяснения их информированности по данному вопросу
- упражнение
- игра
- обсуждение ситуаций
- проблемный диалог
- тренинговые упражнения
- рассказ
Используемые средства: методические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок
Список литературы
Для учителя:
∙ ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
∙ DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
∙ DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
∙ «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
∙ «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
∙ «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.16
- 365 уроков здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....
Программа внеурочной деятельности"Здоровое поколение"
прграмма внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....