Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные народные игры"2 класс
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Смородина Светлана Евгеньевна

Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные народные игры"2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа составлена для внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 2 класса. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым, настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • развивать умения ориентироваться в пространстве;
  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Роль и место данного курса.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Содержание программы определено с учётом:

возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся, тенденции развития воспитания и образования.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности

обучающиеся 2 класса должны:

иметь представление:

о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

о режиме дня и личной гигиене;

о способах изменения направления и скорости движения;

об играх разных народов;

о соблюдении правил игры

уметь:

выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

играть в подвижные игры;

выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

выполнять строевые упражнения;

соблюдать правила игры

Планируемые результаты

Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

Развитие умений работать в коллективе.

Формирование у детей уверенности в своих силах.

Умение применять игры самостоятельно

Универсальные учебные действия. 2 класс.

Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Подвижные игры» являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные игры»  являются следующие умения:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Алгоритм работы с играми.

Знакомство с содержанием игры.

Объяснение содержания игры.

Объяснение правил игры.

Разучивание игр.

Проведение игр.

Тематический план 2 класс

Тема

Кол-во часов

1

Основы знаний о народной подвижной игре

1

2

Занимательные игры

5

3

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

4

Игры-эстафеты

5

5

Подвижные игры разных народов

13

6

Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики, легкой атлетики.

4

7

Зимние забавы

5

Содержание программы 2 КЛАСС

1 Основы знаний о народной подвижной игре (1часа)

Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры, выработка правил. «Фанты», «Горелки».

2 Занимательные игры (5 час)

- Русские народные игры. «Ловушка», «Пятнашки», «Прятки» и т.д.;

- Групповые игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай», «Карусель», «Совушка», «Штандр» и т.д.

3 Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! (1 час)

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

4 Игры-эстафеты (5 часов)

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д.

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д.

- Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.

- Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями.

5 Подвижные игры разных народов (13 часов)

-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «Серый волк»  «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «Скачки», «Собери яблоки».

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».

-Игры чувашского народа. «Хищник в море»,  «Рыбки».

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча».

6 Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики, легкой атлетики (4час)

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

 «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

7 Зимние забавы (5 часов)

-Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг» «Гонки снежных комов».

- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров», «Скатывание шаров».

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

1

Основы знаний о народной подвижной игре «Фанты», «Горелки».

1

2

 Русские народные игры. «Ловушка», «Пятнашки».

1

3

 Русские народные игры. «Пятнашки», «Прятки»

1

4

Групповые игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай».

1

5

Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

1

6

Групповые игры. «Штандр»

1

7

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

8

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам»

1

9

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам»

1

10

Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.

1

11

Эстафеты со скакалками, обручами, кеглями.

1

12

Веселые старты.

1

13

Игры русского народа. «Гуси-лебеди».

1

14

Игры русского народа. «Обыкновенные жмурки».

1

15

Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

1

16

Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

1

17

Игры татарского народа. «Серый волк»  «Скок-перескок».

1

18

Игры народов Востока. «Скачки», «Собери яблоки».

1

19

Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

1

20

Игры азербайджанского народа. «Отдай платочек».

1

21

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч».

1

22

Игры чувашского народа. «Хищник в море»,  «Рыбки».

1

23

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча».

1

24

Русская народная игра « Филин и пташки»

1

25

Башкирская народная игра « Стрелок»

1

26

«У медведя во бору», «Совушка».

1

27

«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву».

1

28

«Охотники и олени», «Встречная эстафета».

1

29

«Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

1

30

Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг».

1

31

Зимой на воздухе. «Городки», «Гонки снежных комов».

1

32

Зимой на воздухе. «Снежный боулинг».

1

33

Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

1

34

Строительные игры из снега. «Скатывание шаров».

1

Список литературы

ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.

«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»

Реализация  программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...

Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...

«Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс».

laquo;Внеурочная  деятельность в  школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс».Апробация учебно-методического  пособия  В.Н. Банникова...

«Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»

laquo;Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс» (автор В.Н.Банников)...

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...