РП Берегись бед пока их нет
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Петрова Валентина Ивановна

I.Пояснительная записка

к факультативу «Берегись бед, пока их нет»

 

 

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_beregis_bed_poka_ih_net_2015-2016_1_klass.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

к факультативу «Берегись бед, пока их нет»

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Целью факультатива является формирование у ребёнка навыка адекватного поведения дома и на улице, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями, становление основ экономической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.

Внеурочная деятельность факультатива «Берегись бед, пока их нет» организуется по социальному направлению развития личности.

Рабочая программа учителя по курсу «Берегись бед, пока их нет» (1 кл) составлена на основе рабочей программы по курсу «Берегись бед, пока их нет» (1-й класс) МБОУ СОШ №27 г. Белгорода (рабочая программа по курсу составлена на основе авторской программы Р.Б. Стеркиной, О.Л.Князевой и Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности жизнедеятельности»).

Изменения в авторскую программу не внесены

 Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

  • Авторская программа рассчитана на 18 часов (1 час в неделю), с сентября по январь 2014-2015 уч.год

 Формы организации учебного процесса и их сочетание

Освоение учащимися факультатива «Берегись бед, пока их нет»  организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

 Преимущества в использовании внеурочной деятельности заключаются в закреплении и практическом использовании отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, Окружающего мира.

  Основными формами текущего контроля  являются:

  • наблюдение
  • беседа
  • устный опрос;
  • тестовые задания;
  • творческие работы.

II. Общая характеристика факультатива «Берегись бед, пока их нет»

Содержание рабочей программы выстроено по пяти линиям:

  • ребёнок и другие люди;
  • ребёнок и природа;
  • ребёнок дома;
  • здоровье ребёнка;
  • эмоциональное благополучие ребёнка.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития обучающихся и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в природных условиях.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий программного материала, что обусловлено растущим интересом обучающихся к  развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

 В ходе реализации содержания рабочей программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья.

III. Описание места факультатива в учебном плане

 Факультатив «Берегись бед, пока их нет» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 18 ч в 1 классе, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 18 ч., с сентября по январь 2014-2015 уч.год

IV. Ценностные ориентиры содержания факультатива «Берегись бед, пока их нет»

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения факультатива «Берегись бед, пока их нет»

Личностные:

-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-овладение навыками смыслового чтения текстов;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные:

-знать основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом. Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья.

-знать, от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое инфекционные заболевания, их связь с образом жизни.

 -знать значение чистого воздуха для здоровья человека, причины загрязнения воздуха.

 -знать источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Знать  меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами.

-знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми,  правила обеспечения сохранности личных вещей, особенности поведения с незнакомыми людьми.

-знать  опасных животных и насекомых. Правила безопасного поведения и меры защиты.

 -знать ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.

VI. Содержание факультатива «Берегись бед, пока их нет»

1.Ребёнок и другие люди.

Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в школе. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно – неопасно», принимать решения и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

2. Ребёнок и природа.

Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность ( неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

3.Ребёнок дома.

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. Воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту.

4.Здоровье ребёнка.

Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность притносила только радость? Четвёртый раздел прграммы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья.

5.Эмоциональное благополучие ребёнка.

Отдельный раздел в программе посвящён эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма – благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутренне благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

Курс «Берегись бед, пока их нет» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях факультатива «Берегись бед, пока их нет» дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Тематическое планирование по курсу «Берегись бед, пока их нет»

1 класс

№ п/п

Раздел

Тема

1

Ребёнок и другие люди (4 ч)

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

2

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

3

Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.

4

Если «чужой» приходит в дом.

5

Ребёнок и природа (5 ч)

В природе всё взаимосвязано.

6

Загрязнение окружающей среды. Ухудшение экологической ситуации.

7

Бережное отношение к живой природе.

8

Ядовитые растения.

9

Контакты с животными.

10

Ребёнок дома (2 ч)

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

11

Открытое окно, балкон как источники опасности. Экстремальные ситуации в быту.

12

Здоровье ребёнка (5 ч)

Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Изучаем свой организм.

13

Прислушаемся к своему организму. О ценности здорового образа жизни.

14

О профилактике заболеваний. О навыках личной гигиены. Забота о здоровье окружающих.

15

Поговорим о болезнях. Инфекционные болезни.

16

Врачи – наши друзья. О роли лекарств и витаминов.

17

Эмоциональное благополучие ребёнка (2 ч)

Психическое здоровье.

18

Детские страхи. Конфликты и ссоры между детьми.

Календарно-тематическое планирование

по факультативу «Берегись бед, пока их нет»

1 класс (18 ч)

№ п/п

Наименова-ние раздела программы

Тема урока

Предметные УУД

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

По пла-ну

Фак-ти-чески

1

Ребёнок и другие люди 

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Уметь взаимодействовать с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в школе.

Личностные: развитие у детей правильного поведения в различных ситуациях, чувство самосохранения, чувство опасности;

Регулятивные овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Познавательные знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми,  правила обеспечения сохранности личных вещей, особенности поведения с незнакомыми людьми 

 Коммуникативные учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать

03.09

2

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

Понимать стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, знать, как вести себя с агрессивными субъектами

10.09

3

Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.

Уметь оценивать ситуации с точки зрения «опасно – неопасно», принимать решения и соответственно реагировать

17.09

4

Если «чужой» приходит в дом.

Знать, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

24.09

5

Ребёнок и природа

В природе всё взаимосвязано.

Понимать взаимосвязь частей природы и деятельности человека

Личностные принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним

Регулятивные совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения

Познавательные 

знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми растениями, животными,  правила обеспечения сохранности здоровья и жизни. 

Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)

01.10

6

Загрязнение окружающей среды. Ухудшение экологической ситуации.

Знать, что общение с природой не всегда несет пользу.

Понимать, что даёт самой природе деятельность человека?

08.10

7

Бережное отношение к живой природе.

Бережно относиться к живой природе, понимать, что всё в мире взаимосвязано.

15.10

8

Ядовитые растения.

Знать о неприятных моментах при встрече с различными растениями

22.10

9

Контакты с животными.

Знать о неприятных моментах при встрече с различными животными

05.11

10

Ребёнок дома

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Уметь грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке.

 Уметь  видеть моменты неоправданного риска в повседневности.

Личностные развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Регулятивные самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

Познавательные знать источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Знать  меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением

Коммуникативные слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

12.11

11

Открытое окно, балкон как источники опасности. Экстремальные ситуации в быту.

Понимать, сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище?

Знать экстремальные ситуации в быту.

Уметь вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту.

19.11

12

Здоровье ребёнка

Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Изучаем свой организм.

Знать, как сберечь и приумножить здоровье. Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость.

Личностные отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам формирование установки, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Регулятивные самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям

Познавательные знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми,  правила обеспечения сохранности личных вещей, особенности поведения с незнакомыми людьми

Коммуникативные учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

26.11

13

Прислушаемся к своему организму. О ценности здорового образа жизни.

Знать об организме человека, о ценности здорового образа жизни.

03.12

14

О профилактике заболеваний. О навыках личной гигиены. Забота о здоровье окружающих.

Знать о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе,

10.12

15

Поговорим о болезнях. Инфекционные болезни.

Быть ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья.

17.12

16

Врачи – наши друзья. О роли лекарств и витаминов.

Понимать  важность своевременного обращения к врачу.

Знать о пользе витаминов.

25.12

17

Эмоциона-льное благополу-чие ребёнка

Психическое здоровье.

Понимать, что такое эмоциональная «безопасность».

Знать, как защитить себя от психического травматизма – благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка.

Личностные:

овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Регулятивные овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Познавательные: предполагать, какая информация нужна;

 Коммуникативные учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать

14.01

18

Детские страхи. Конфликты и ссоры между детьми.

Владеть  навыками саморегуляции в сложных ситуациях.

Понимать значимость  следования правилам «безопасного» поведения.

Научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

21.01

III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой

Основная литература:

  • Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности / Н.Н. Авдеева, О.П. Князева, Р.Б. Стеркина. – М. : Детство – Пресс, 2015. – 144 с.
  • Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 - 11 классы, Под общей редакцией А.Т. Смирнова 3-е издание М.: «Просвещение», 2011г.;

Дополнительная литература:

  • Основы безопасности жизнедеятельности дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПБ.:  Детство-Пресс, 2012.
  • Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучения правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения. – СПБ.: Детство-ПРЕСС, 2008.
  • Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты, игры. – СПБ.: Детство-ПРЕСС, 2010.
  • Хабибулина, Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПБ.: Детство-Пресс, 2012.
  • Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3-4 кл. / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. –  М. : Просвещение, 2011. – 191 с.
  • Безопасное поведение на улицах и дорогах: пособ. для учащихся нач. школы / под ред. П.В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2011.
  • Безопасность дорожного движения: 1—4 кл.: учеб.-нагл, пособие (комплект плакатов) /под ред. П.В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2011.

Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

Комплект таблиц "Безопасность дорожного движения 1-4"

Комплект таблиц "Здоровый образ жизни"

Комплект таблиц "Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4»

Комплект таблиц "Безопасное поведение школьников

Комплект таблиц из 10 листов. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0 (полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта:

  • Куда и как обращаться за помощью.
  • Незнакомый человек.
  • Правила перехода проезжей части.
  • Общественный транспорт.
  • Правила поведения в природных условиях (в лесу).
  • Правила поведения при пожаре в доме.
  • Правила поведения при стрельбе и угрозе взрыва.
  • Личная гигиена школьника.
  • Правила поведения на водоемах летом.
  • Правила поведения на водоемах зимой.

Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр/ магнитофон.

Оборудование класса

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Полки для Уголка книг

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Берегись бед, пока их нет"

Программа внеурочной деятельности  «Берегись бед, пока их нет» посвящена решению актуальной проблемы: Охрана жизни и здоровья  маленьких граждан, защита их прав и законных интересов путём пр...

Программа внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12221417","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"274","width":"480"}}]]...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет» (спортивно-оздоровительное направление) в 1 классе

Курс «Берегись бед, пока их нет» реализует спортивно-оздоровительное направление программы по внеурочной деятельности. Надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя? В п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет» (спортивно-оздоровительное направление) во 2 классе

Надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя? В последнее время это уже не вызывает сомнений.  Увы,  практика неоспоримо доказывает, что люди  &ndash...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет» (спортивно-оздоровительное направление) в 3 классе

Курс «Берегись бед, пока их нет» реализует спортивно-оздоровительное направление программы по внеурочной деятельности. Надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет» (спортивно-оздоровительное направление) в 3 классе

Курс «Берегись бед, пока их нет» реализует спортивно-оздоровительное направление программы по внеурочной деятельности. Надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитит...