Тренинговое занятие "Путешествие в Здраволюбию"
план-конспект по зож на тему
Тренинговое занятие позволяет:
1. Развивать у учащихся навыки безопасного поведения.
2. Развивать способность к рефлексии эмоционального поведения.
3. Развивать у детей навыки самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_puteshestvie_v_zdravolyubiyu.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗДРАВОЛЮБИЮ»
Задачи занятия:
- Развивать у учащихся навыки безопасного поведения.
- Развивать способность к рефлексии эмоционального поведения.
- Развивать у детей навыки самоконтроля.
1. Организационная часть
Дети заходят в класс. Все садятся в круг.
«Здравствуйте. Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, вещи, деньги, понадобятся только желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествии мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но всегда с нами, - наш внутренний мир. Научимся справляться с неприятными случаями, контролировать свое поведение, принимать такие решения, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми».
2. Игра «Снежный ком»
«Прежде, чем мы начнем, давайте познакомимся. Для этого поиграем в игру: каждый не только назовет свое имя, но и повторит имена всех тех игроков, которые уже представились. Например, я называю свое имя - ..., а тот, кто сидит справа от меня повторит мое имя и назовет свое, и так дальше, список наших имен будет расти как снежный ком, пока в конце круга кто-то не назовет имена всех нас.
Теперь, когда мы познакомились, можно собираться в путешествие. Я говорила, что нам не нужны будут вещи и билеты, но кое-что нужно взять с собой, например, вот такую ленту. Зачем она нам в путешествии? Дело в том, что у этой ленты есть секрет, который вы узнаете, если сыграете в игру «Бусы».
3. Игра «Бусы»
Участники сидят в кругу.
Ведущий: «Давайте сделаем из ладоней левой руки «кольцо». Теперь протянем ленту сквозь кольца из ладоней, как бусы нанизывают на нитку».
«Теперь посмотрите, у нас получился круг, это не просто круг – это Енотов круг. Хотите узнать, откуда такое необычное название? Вы, конечно, знаете, что есть такие животные – еноты. Но знаете ли вы, что когда-то давно жило племя индейцев, и они называли себя енотами. Давайте поиграем в этих индейцев (все встают, круг кладут на пол.)
Люди племени Енотов были сильные (показ), здоровые, смелые и красивые. В охоте им не было равных (показ «охоты»), озера были полны рыбы, которую они ловили («лов рыбы»), леса были богаты ягодами и орехами («собирание орехов и ягод»). Жили они богато и счастливо. И каждый считал себя лучше всех, и так собой гордился, что ни с кем не хотел дружить. И только мудрый Шаман говорил, что дороже всего на свете Дружба, но никто его не слушал. И вот, однажды ночью, когда индейцы спали в своих домах (вигвамах), началась страшная буря...»
4. Упражнение «Буря»
Ведущий – в центре круга начинает игру. Останавливаясь перед кем-то из участников, ведущий начинает движение (имитируя звуки начинающейся бури: сначала потирает ладони («ветер шелестит листвой»), затем щелкает пальцами, затем щелкает пальцами («начинается дождь»), топает ногами с постепенным усилением («ливень – пик бури»).
Каждый участник, перед которым останавливается ведущий повторяет его движение. Вихрь закружил и унес всех индейцев далеко от дома, в безжизненную пустыню. Индейцы плакали: «Мы все погибнем. Здесь нет еды, нет воды, негде жить!». Наступила ночь, на небе появилась Луна цвета меда, шаман обратился к ней: «О, Великая Луна, помоги нам найти дорогу домой!» и Луна ответила: «Только Круг Дружбы поможет вам. Когда Круг наполнится силой вашей дружбы, он исполнит любое ваше общее заветное желание». Тогда шаман собрал индейцев в круг, (все возвращаются на свои места в кругу). Все взялись за руки, и почувствовали силу своего единства. В этот момент произошло чудо, – лунный луч соединил их руки и превратился в золотистый круг (все берут в руки Енотов круг). Индейцы закрыли глаза и загадали свое заветное желание, конечно, они хотели домой. И когда они открыли глаза, то увидели, что сидят у костра возле своих домов. А шаман раскрыл им секреты Енотова круга».
Секрет (правило 1): Если кто-то отвлечется и бросит Енотов круг (показ – круг провисает), сила круга уменьшится, и он не сможет помочь
Обсуждение: Как может нам пригодиться этот секрет на занятии?.. А в жизни?...
Помощник ведущего может записать правило «Активно участвуй во всем» на ватмане.
Секрет (правило 2): Если кто-то сильно потянет на себя (показ), то другим будет неудобно, а кому-то может быть и больно.
Обсуждение: Как может нам пригодиться этот секрет на занятии?.. А в жизни?...
Помощник ведущего может записать правило «Уважай других, давай всем возможность проявить себя»
А следующий секрет шаман предложил Енотам разгадать самим. Для этого они должны были сыграть в одну игру, вы ее тоже знаете, мы называем ее «Телефон»: водящий загадывает слово и очень тихо, но понятно, говорит его своему соседу на ухо, тот передает своему соседу то слово, которое услышал. Делать все нужно достаточно быстро. Попробуем и мы поиграть в эту игру?
Обсуждение
Понравилась ли вам история о племени Енотов? Из-за чего племя могло вымереть? Какие секреты Енотова круга открыл шаман индейцам? Когда эти правила-секреты могут пригодиться нам?
5. Игра «Корона»
Коронованный должен пройти от стены до стены и не потерять «корону». Идти нужно величественной «королевской походкой», расправив плечи, с высоко поднятой головой. Остальные – верные подданные Короля. Придворные кавалеры образуют почетный живой коридор слева от Короля, с другой стороны – ряд изящных придворных дам. Подданные приветствую Короля поклоном... А в конце его шествия – аплодируют...
Обсуждение:
Что помогло справиться с заданием и не уронить корону? (умение контролировать себя, поддержка со стороны «подданных»)...
В каких случаях в жизни нам помогают эти качества и поддержка окружающих?..
Да, Королем быть нелегко, ведь даже, чтобы не уронить корону нужно постараться, уметь сосредотачиваться на выполнении задания и контролировать себя. Наш король совсем не умудренный жизнью старик с покладистой бородой, как в других сказках – ему столько же лет, сколько и вам (Сколько?). Но у него хорошо получается управлять Волшебной страной (а ведь такая же страна есть внутри каждого из нас, значит, и мы можем научиться управлять нашей Волшебной страной чувств как настоящие короли). Конечно, Королю не обойтись без помощников. И сейчас я познакомлю вас с одним из них – это фея по имени Мера. Обязанности Меры – следить за тем, чтобы все, что делается в Волшебной Стране, было в меру. Мера заботится о Короле. Именно она говорит Королю, когда пора возвращаться с прогулки (если все время гулять, некогда будет заниматься важными государственными делами, кроме того, Король просто устанет, а может замерзнуть и заболеть). Но Мера напоминает Королю и о том, что пора идти гулять (ведь, если все время сидеть без свежего воздуха во дворце тоже заболеть недолго). У Меры есть особый нагрудный знак.
Показ знака Меры – например, красный восклицательный знак на белом фоне.
Знак меры в дальнейшем может быть использован для восстановления дисциплины. В этом случае, показывая знак, ведущий может спросить у участников: «Мне кажется, мы забыли о чем-то очень важным. Как вы думаете, о чем?» Можно наряду с Хранителями групповых правил ввести аналогичную роль – Хранителя Меры.
Когда Король или кто-то из подданных забывает о Мере, знак напоминает, что пора остановиться и подумать, что, возможно, нужно прекратить что-то делать... Когда Король был поменьше, ему иногда казалось, что Мера излишне строга с ним, ведь она не позволяла делать то, что ему хотелось. Например, останавливала его, когда он лез в холодный ручей пускать кораблики, или ограничивала количество мороженного, которое он мог съесть сразу. Маленький Король даже как-то пожаловался своим родителям. Да-да, не удивляйтесь, у Короля, как и у всех нас, есть родители, но в своей стране правит все-таки он сам, также как и мы несем ответственность за свою жизнь, здоровье и благополучие сами. Так вот, однажды Король сказал родителям: «Эта строгая Мера слишком меня контролирует и не дает делать мне все, что я хочу!» В ответ мудрые родители предложили Королю сыграть в одну игру. Давайте и мы поиграем в нее.
6. Игра «До упаду»
Ведущий предлагает детям выполнять различные движения (прыгать, танцевать, бегать и т.д.) и на все предложения остановиться отвечать: «Я хочу прыгать, (бегать, танцевать), пока не упаду». Дети должны выполнять различные движения, пока ведущий не поднимет знак меры.
После игры маленький Король сказал: «Теперь я понял, почему говорят – все хорошо в меру».
Как вы думаете, почему? И что значит – «в меру».
Обсуждение:
Возможный вывод: В меру – это не много и не мало, а так, чтобы быть живым и здоровым, и чувствовать себя хорошо. Мера не дает делать лишнее, то есть то, что уже слишком, больше, чем необходимо...
Что будет с человеком, потерявшим Меру?...Кого мы можем назвать человеком, потерявшим меру? Самый яркий пример, пожалуй, пьяные люди... А может ли быть так, что в меру – это нисколько? Давайте подумаем, яда в меру (т.е. так, чтобы человек себя чувствовал хорошо) – это сколько? А болезней? Поэтому и говорят «в меру курить – совсем не пробовать». Как вы думаете, почему так говорят?...А нам с вами нужна Мера, как вы думаете? Когда нам помогает Мера, которая живет в нашей волшебной стране (у нас в душе)?
7. Завершение занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговые упражнения для работы с родителями (формирование коллектива)
В данной работе содержится теоретический материал, который можно использовать при работе с родителями учащихся, начиная с первого класса. Это различные тренинговые упражнения позволяющие начать знаком...
Тренинговые упражнения для учащихся с нарушением письма, обучающихся в общеобразовательной школе.
Данные тренинговые упражнения можно использовать в дистанционном обучении учащихся с нарушением письма в качестве домашних заданий. Родители детей с нарушением письменной речи, как правил...
Тренинговое занятие с элементами игры "Личностный рост"
Тренинговое занятие с элементами игры проводится с целью приобретение опыта совместной работы всей группы над поиском новых ощущений, восприятий, способов поведения через понимание себя и других. Чере...
Тренинговые упражнения по математике для учащихся 2 класса
З\Упражнения помогут закрепить уменяч решать задачи, вычислительные навыки в пределах 100, преобразованию величин....
Тренинговое занятие "Учимся дружить"
Тренинговое заняие "Учимся дружить"...
Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми.
Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми (возможно использования на совместных родительских собраниях - присутствие родителей вместе с детьми)...
тренинговое занятие для детей из детского дома
тренинговое занятие для детей из детского дома направлено на формиоравание и развитие коммуникативных навыков....