ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ
статья по зож на тему
В нашем небольшом городе много заводов, поэтому создается неблагоприятная экологическая обстановка. Количество детей с отклонениями в здоровье увеличивается с каждым годом. На протяжении последних лет работы заметно снижение познавательной активности и учебной мотивации учащихся, ухудшение их здоровья. Поэтому одной из целей педагогической деятельности стало формирование основ здорового образа жизни младших школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ
Шеховцова Л.Д., Прокофьева И.В., Юдкина Л.И.
МАОУ «СПШ №33»
Обязанности каждого образовательного учреждения обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать развитию учащихся, охране их здоровья.
Ухудшение здоровья детей связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисами в стране.
В нашем небольшом городе много заводов, поэтому создается неблагоприятная экологическая обстановка. Количество детей с отклонениями в здоровье увеличивается с каждым годом. На протяжении последних лет работы заметно снижение познавательной активности и учебной мотивации учащихся, ухудшение их здоровья. Поэтому одной из целей педагогической деятельности стало формирование основ здорового образа жизни младших школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Задача педагога — найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и улучшить здоровье детей, сформировать у них основы валеологической грамотности, ценностного отношения к здоровью.
Для достижения поставленной цели необходима диагностическая работа:
- оказание необходимой психолого-педагогической помощи на этапе поступления детей в школу и их родителям;
- ежегодный медицинский осмотр, результаты которого учитываются при организации учебно-воспитательной работы в классе (готовятся карточки с заданиями для детей с ослабленным здоровьем, при рассадке детей в классе учитывается острота зрения каждого, для профилактики миопии каждую четверть меняется расположение детей по рядам, дети с ослабленным слухом необходимо рассаживать на передние парты).
- изучение состава и материального состояния семьи с целью оказания необходимой психологической и материальной помощи.
В нашей школе проводится лечебно-оздоровительная работа:
- организуется всеобуч родителей о необходимости проведения прививок с целью предупреждения инфекций — вакцинопрофилактика, необходимости витаминизации пищевого рациона, о санитарных нормах при просмотре телевизора и работе за компьютером.
Профилактическая работа учителя во время эпидемического подъема заболеваемости (ОРВИ, грипп):
- горячее двухразовое бесплатное питание;
- участие в массовых оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья»; походы, экскурсии);
- двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: выход к доске, выполнение задания с чередованием позы; подвижные перемены;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- гимнастика оздоровительная, пальчиковая;
- специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз по методу Г.А. Шичко: «пальминг», «круг», «квадрат»; упражнения на релаксацию: расслабление мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса; на формирование правильной осанки;
- массаж: поглаживание, растирание, разминание учащиеся делают друг другу;
- тренинги по темам «Болезнь», «Прогулка в лес» проводятся с целью принятия спектра эмоциональных переживаний, формирования положительных эмоций, осознания себя и своих возможностей;
- гимнастика до уроков;
- дети участвуют в создании уголка «Профилактика – лучшая защита от ОРВИ и гриппа».
Особое внимание уделяется учителем физической культуры к детям после болезни, к учащимся подготовительной группы здоровья.
Желательно проведение занятий на свежем воздухе, что способствует повышению работоспособности организма и замедляет процесс утомления.
Большое значение для детей играет их психологический настрой и внутреннее состояние. Для определения психологического настроя можно использовать «Гусеничку настроения». Суть этой методики в том, что каждый ученик, придя утром в школу, показывает свое настроение в цветовом изображении. Таким образом, вырисовывается общая картина настроения класса, в зависимости от которой и строится работа педагога (намеченные учителем накануне виды работы на уроке могут усложняться или упрощаться).
Важно поддерживать здоровьесберегающую среду в классном коллективе: учитель должен стараться, чтобы дети слышали его спокойный, ласковый тон, обращение к себе по имени, видели его улыбку. Важно, чтобы они ощущали уважение к любому мнению, ответу каждого ученика, даже если ответ не совсем верный. Каждый учебный день желательно начинать с «минутки вхождения в день» или приветствия в парах, группах, кругу или какой-то другой форме. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоционального настроя, снимает напряжение, является своеобразным организационным моментом и установкой на урок. Также можно организовать ситуацию прощания и взаимоблагодарения по типу приветствия, таким образом, воспитывается привычка благодарить окружающих их людей за каждую малость.
Для создания определенного настроения и лучшего восприятия материала на уроках следует использовать функциональную музыку.
Ведется информационно-профилактическая работа.
Хороший эффект дает проведение классных часов на темы «Моя семья», «Почемучка — это хорошо или плохо?», «Зачем нужны витамины весной?», «Вредные привычки и как отучить себя от них?», «Лесные доктора».
Для проведения уроков здоровья можно рекомендовать программу Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной «Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья» для I—IV классов: «Как закаляться. Обтирание и обливание», «Что мы знаем о курении» и др.
Организована внеурочная работа на основе факультативного курса «Разговор о правильном питании», программа разработана М.М. Безруких, ТА. Филипповой, А.Г. Макеевой «Две недели в лагере здоровья. Разговор о правильном питании». Цели этого курса: формирование основ культуры питания детей как составляющей здорового образа жизни, формирование основ рационального питания, воспитание культуры здоровья.
В школе необходимо создать целостную воспитательно-образовательную систему, которая включали бы систематические занятия и мероприятия по воспитанию здорового образа жизни; разнообразное, хорошо сбалансированное, учитывающее возраст детей, их здоровье и физические нагрузки питание; сеть разнообразных спортивных секций, позволяющих сделать выбор в соответствии с интересами и возможностями; организацию труда (включая учебу) и отдыха в соответствии с биоритмами детей; работу со школьным психологом (формирование умения управлять эмоциями); профилактику вредных привычек на внеклассных мероприятиях с привлечением специалистов; совместные мероприятия с родителями, выходы на природу, регулярные однодневные походы.
Без этого индивидуальная работа учителя по формированию основ здорового образа жизни принесет мало пользы.
ЛИТЕРАТУРА
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. - М., 2003.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. - М., 2003.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М., 2004.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 1-4 классы. – М., 2006.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М., 2004.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): практ. разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М., 2005.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1-4 классы. - М., 2006.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья (1-4 классы). - М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258144-1369164517.jpg)
Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.
Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-267048-1371404287.png)
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления
Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/26/picture-162848-1472238107.jpg)
Формирование основ здорового образа жизни у детей и подростков
Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших ус...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665894-1441994398.jpg)
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665894-1441994398.jpg)
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1068285-1539241276.jpg)
«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»
laquo;Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»...