Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления
статья по физкультуре по теме
Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»
города Губкина Белгородской области
«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления»
Подготовила:
инструктор
по физической культуре
Есакова Т.А.
г. Губкин
2011 год
В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза.
Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровъесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.
В нашем ДОУ разработана модель оздоровления «Здоровый малыш», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий.
Модель оздоровления состоит из трех блоков и решает оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.
1. Оздоровительный блок:
• обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;
• способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);
• содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;
• закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики;
• способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей;
• обеспечить физическую готовность детей к школе.
2. Образовательный блок:
• совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.), развивать скоростные качества, координацию, выносливость;
• формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т.д.
3. Воспитательный блок:
• воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями;
• способствовать развитию воли, целеустремленности;
• формировать позитивные качества характера;
• воспитывать эстетические потребности ребенка, способствовать эмоциональному развитию.
В основу комплексного решения поставленных задач заложено обогащение предметно-развивающего образовательного пространства валеологическим компонентом. Одним из условий является совершенствование материально-технической базы для диагностики, коррекции и реабилитации состояния здоровья ребенка. Решая проблемы повышения компетентности педагогов и родителей, привлекаются специалисты для проведения консультационной работы по вопросам валеологии. Осуществляется медико-педагогический контроль над развитием и здоровьем дошкольников с использованием скринингтестов.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используем мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений. С целью сокращения сроков адаптации и отрицательных реакций у детей при поступлении в дошкольное учреждение организовано медико-педагогическое сопровождение с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка.
Осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, анализ данных обследования используются для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования работы специалистов ДОУ.
Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребенка. Результаты осмотра медицинским персоналом ДОУ используются для формирования базы данных состояния здоровья, индивидуальных особенностей и резервных возможностей детей, определения группы здоровья, разработаны и реализуются индивидуальные карты нагрузок (оздоровление с учетом особенностей психофизического развития).
Детей с хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющих ставим на диспансерный учет с последующим определением в оздоровительные группы детского сада. Формируется группа лечебной физкультуры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Организация жизни детей в адаптационный период предусматривает создание индивидуального комфортного режима. По мере необходимости устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Важно в этот период обеспечить здоровый ритм жизни ребенка через организацию рационального двигательного режима, проведение занятий, режимных моментов с учетом преобладания положительных эмоций и желания детей.
В ДОУ выполняются принципы организации рационального здорового питания: полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приема пищи. В ежедневном меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы (йодированное, кальцинированное молоко, йодированная соль), проводится витаминизация третьего блюда. Регулярно утром и после дневного сна детям предлагается витаминный стол, который включает соки и фрукты. Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей в питание включаем овощные и фруктовые салаты, содержащие растительную клетчатку. Системный подход в организации питания позволяет добиваться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшения физического развития.
Важную роль в организации физкулътурно-оздоровителъной работы отводим развитию скоростных, координационных качеств и выносливости у детей. Для этого в ДОУ созданы все условия: физкультурный зал с современным и нетрадиционным физкультурным оборудованием прогулочные веранды оснащены атрибутами и пособиями для формирования двигательных навыков основных движений; есть спортивная площадка на участке детского сада. В группах, с учетом возрастных особенностей детей, оборудованы «Уголки здоровья».
Физическое воспитание строится с учетом индивидуальной подготовленности детей. Проводится диагностика уровня развития физических качеств для прогнозирования и коррекции воспитательно-образовательной работы,
осуществления дифференцированного подхода. Различные виды физкультурных занятий (традиционные, тренировочные, игровые, сюжетные, интегрированные, занятия-соревнования и т.д.) проводятся три раза в неделю.
Формированию двигательной активности и сокращению времени пребывания детей в статическом режиме помогают:
• разумное уменьшение продолжительности образовательных занятий;
• физкультминутки, динамические паузы между занятиями;
• смена позиций, использование игровых заданий с движениями во время проведения образовательных занятий;
• проведение пеших переходов во время прогулки;
• динамический час.
Двигательная активность детей, гармоничное развитие, тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем в ДОУ обеспечиваются регулярным проведением:
• утренней и вечерней гимнастики;
• ритмики;
• оздоровительного бега;
• дыхательной гимнастики.
На протяжении нескольких лет является популярной среди детей секция лыжной подготовки «Снежинка».
Особо отмечаем регулярно организованный активный отдых, детей: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья, каникулы, туризм. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни. При планировании учитываются интерес, увлеченность и настроение каждого ребенка, соответствие нагрузки уровню физического развития и подготовленности. Поощряется проявление двигательной инициативы и творчества, навыки самостоятельной активности.
Через эффективные закаливающие и оздоровительные процедуры обеспечиваем тренировку защитных сил организма ребенка и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды. Специальные реабилитационные мероприятия и профилактика заболеваемости в ДОУ:
• максимальное пребывание детей на свежем воздухе (прогулки должны быть ежедневными во все времена года, так как дети имеют биологическую потребность в движении, которая не удовлетворяется лишь организованными физическими занятиями);
• свето-воздушные ванны (обеспечивают световой, температурный режим и чистоту воздуха);
• водное закаливание (обширное умывание после дневного сна, игры с водой);
• хождение босиком по «дорожкам здоровья» (стимулирует подошвенную рефлексогенную зону, очень важную для адаптации организма к факторам внешней среды).
Специалисты ДОУ используют оздоровительные технологии в режиме дня:
• упражнения и игры с массажерами и в сухом бассейне (рефлексотерапия, профилактика плоскостопия);
• самомассаж рук и ног по методике известного физиолога Ю. Ф. Зма-новского;
• гимнастика для глаз (пропедевтика зрения) проводится 2—3 раза в течение дня;
• пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Важным условием является проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий только при положительных эмоциональных реакциях ребенка.
Формирование невосприимчивости к определенным инфекциям и стимуляцию неспецифических факторов защиты организма ребенка проводим через лечебно-оздоровительную работу.
• оздоровление фитонцидами: ароматизация помещений (чесночные букетики), чесночно-луковые закуски;
• полоскание горла по схеме специальными растворами (ромашки, солевого, шалфея, йодно-солевого, эвкалипта, солено-содового) с целью профилактики заболеваний горла и носа. Растворы готовит медицинская сестра ДОУ. Процедура проводится после обеда, после гигиенического полоскания горла водой. Рекомендуется перед сном — с целью более длительного контакта раствора с поверхностью зева. Во время сна остатки раствора способствуют уничтожению микробов и бактерий в горле;
• стимулирующая терапия: лечебное смазывание носа оксолиновой мазью, люголизация зева — по показаниям врача проводит медицинская сестра;
• фитопитание по схеме (травяной коктейль; сбитень — травяной чай с медом; дрожжевой напиток) предлагается детям за час до обеда в зимний и весенний периоды;
• природные адаптогены: экстракт элеутерококка в чередовании с настойкой женьшеня (добавляем в третье блюдо по 1 капле на год жизни ребенка — 2 раза в год по 20 дней);
• витаминотерапия: «Ундевит», «Поливит», настойка шиповника;
• витаминный стол (сок, фрукты через час после завтрака);
• физиопроцедуры: тепловые прогревания лампой «Соллюс», ингаляции — ПО показаниям врача проводит медицинская сестра; •:
Корректируя познавательные процессы и эмоциональную сферу детей, педагоги используют комплекс приемов охраны психическою здоровья ребенка.
• игры в сенсорной комнате — элементы аутотренинга и релаксации;
• минутки тишины;
• фитодизайн помещений;
• элементы арттерапии;
• психогимнастика по методике Чистяковой;
• элементы сказкотерапии, смехотерапии;
• элементы музыкотерапии — музыкально-игровые минутки.
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. Из опыта знаем, что решить задачи этого направления путем простой передачи знаний невозможно. Поэтому мы сознательно отошли от назидательного обучения и используем проблемный и игровой методы. Педагогами ДОУ разработана серия занятий познавательного цикла «Как стать Неболейкой», которая состоит из разделов:
• «Я человек» (представление о своем внешнем облике).
• «Нас много, мы разные» (понимание эмоционального состояния других людей).
• «Мое имя. Моя семья» (представление о себе и своей семье).
• «Движение — это жизнь, а жизнь — это движение» (о пользе физкультуры и закаливания).
• «Здоровое питание, полезные витамины».
• «Чистота — залог здоровья» (о гигиене тела, полезных и вредных привычках).
Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.
Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....

Формирование основ здорового образа жизни у детей и подростков
Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших ус...

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...

«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»
laquo;Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»...