РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ
статья по зож на тему
Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_vospitanii_kultury_zdorovya_mladshih_shkolnikov_i_ih_bezopasnosti.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ
Сластен С.В.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровья.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Особая роль при этом отводится школе, как образовательному учреждению, в котором ребенок проводит значительную часть своего времени. Реализуя здоровьесозидающий подход, школа может не только построить образовательный процесс таким образом, чтобы сохранить здоровье ученика за период обучения, но и дать ребенку необходимые знания, умения в области здорового образа жизни, сформировать устойчивые стереотипы поведения. Непосредственное взаимодействие с ребенком в школе осуществляет учитель, поэтому уровень культуры здоровья учителя, его профессиональная компетентность в сфере здоровьесбережения и здоровьесозидания во многом определяют успешность здоровьесозидающей деятельности образовательного учреждения в целом. Развитие профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения возможно при использовании кадровых ресурсов службы здоровья в условиях школы. Такое обучение позволит обеспечить непрерывность процесса развития профессиональной компетентности учителя и гибкость в изменении содержания обучения не только с учетом мировых и региональных тенденций в образовании, но и на основе потребностей конкретного образовательного учреждения, профессиональных интересов педагогов, особенностей контингента детей. Профессиональная компетентность современного педагога ОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
В федеральном государственном образовательном стандарте образования важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим младшим школьникам вести здоровый образ жизни. Учителя проводят «Уроки здоровья» в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы оздоровительной работы позволяют шире вводить элементы занимательности. В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. Педагоги ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. При этом дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Такой опыт социально-позитивного творчества формирует определенные социальные компетенции, что способствует повышению компетентности в сфере здоровьесберегающего стиля жизни младших школьников.
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на школьном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. В связи с такой обстановкой в нашей школе по программе «Доступная среда» действует сенсорная комната, которая оборудована массажными тренажерами, «сухим» бассейном, столиками для песочной терапии, фонарями для цветовой терапии. Дети с огромным желанием посещают эту комнату, где получают релаксацию. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств. В федеральном государственном образовательном стандарте образования важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим младшим школьникам вести здоровый образ жизни. Учителя проводят «Уроки здоровья» в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такой способствует повышению компетентности в сфере здоровьесберегающего стиля жизни младших школьников. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся.
Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на школьном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. В связи с такой обстановкой в нашей школе по программе «Доступная среда» действует сенсорная комната, которая оборудована массажными тренажерами, «сухим» бассейном, столиками для песочной терапии, фонарями для цветовой терапии. Дети с огромным желанием посещают эту комнату, где получают релаксацию. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.
Физическое воспитание в школьном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях(3 часа в неделю), так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогу необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.
Только профессиональная компетентность педагогов школьного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Воспитание культуры здоровья младших школьников как главной человеческой ценности
В своей работе хочу поделиться опытом работы по формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русск...
Воспитание культуры здоровья младшего школьника
Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания....
Воспитание культуры здоровья младших школьников.
Для сохранения здоровья младших школьников педагогу необходимо в организации и проведении уроков учитывать различные факторы, применять разнообразные приёмы и методы обучения младших...
Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе.
ВЫСТУПЛЕНИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МАОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "ЦЕНТР ДЕТСТВА"на тему: «Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе»...
Рекомендации для родителей учащихся по воспитанию культуры здорового питания школьников
Уважаемые родители!Надеемся, что наши рекомендации помогут вам организовать правильное питание ваших детей. Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит...
«Здоровьесберегающее воспитание на уроках как цель формирования культуры здоровья младших школьников»
laquo;Здоровьесберегающее воспитание на уроках как цель формирования культуры здоровья младших школьников» презентация для учителей....