РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ
статья по зож на тему
Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_vospitanii_kultury_zdorovya_mladshih_shkolnikov_i_ih_bezopasnosti.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ
Сластен С.В.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровья.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Особая роль при этом отводится школе, как образовательному учреждению, в котором ребенок проводит значительную часть своего времени. Реализуя здоровьесозидающий подход, школа может не только построить образовательный процесс таким образом, чтобы сохранить здоровье ученика за период обучения, но и дать ребенку необходимые знания, умения в области здорового образа жизни, сформировать устойчивые стереотипы поведения. Непосредственное взаимодействие с ребенком в школе осуществляет учитель, поэтому уровень культуры здоровья учителя, его профессиональная компетентность в сфере здоровьесбережения и здоровьесозидания во многом определяют успешность здоровьесозидающей деятельности образовательного учреждения в целом. Развитие профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения возможно при использовании кадровых ресурсов службы здоровья в условиях школы. Такое обучение позволит обеспечить непрерывность процесса развития профессиональной компетентности учителя и гибкость в изменении содержания обучения не только с учетом мировых и региональных тенденций в образовании, но и на основе потребностей конкретного образовательного учреждения, профессиональных интересов педагогов, особенностей контингента детей. Профессиональная компетентность современного педагога ОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
В федеральном государственном образовательном стандарте образования важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим младшим школьникам вести здоровый образ жизни. Учителя проводят «Уроки здоровья» в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы оздоровительной работы позволяют шире вводить элементы занимательности. В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. Педагоги ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. При этом дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Такой опыт социально-позитивного творчества формирует определенные социальные компетенции, что способствует повышению компетентности в сфере здоровьесберегающего стиля жизни младших школьников.
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на школьном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. В связи с такой обстановкой в нашей школе по программе «Доступная среда» действует сенсорная комната, которая оборудована массажными тренажерами, «сухим» бассейном, столиками для песочной терапии, фонарями для цветовой терапии. Дети с огромным желанием посещают эту комнату, где получают релаксацию. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств. В федеральном государственном образовательном стандарте образования важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим младшим школьникам вести здоровый образ жизни. Учителя проводят «Уроки здоровья» в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такой способствует повышению компетентности в сфере здоровьесберегающего стиля жизни младших школьников. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся.
Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на школьном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. В связи с такой обстановкой в нашей школе по программе «Доступная среда» действует сенсорная комната, которая оборудована массажными тренажерами, «сухим» бассейном, столиками для песочной терапии, фонарями для цветовой терапии. Дети с огромным желанием посещают эту комнату, где получают релаксацию. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.
Физическое воспитание в школьном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях(3 часа в неделю), так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогу необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.
Только профессиональная компетентность педагогов школьного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...
"Воспитание культуры поведения младших школьников".
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...
Воспитание культуры здоровья младших школьников как главной человеческой ценности
В своей работе хочу поделиться опытом работы по формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русск...
Воспитание культуры здоровья младшего школьника
Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания....
Воспитание культуры здоровья младших школьников.
Для сохранения здоровья младших школьников педагогу необходимо в организации и проведении уроков учитывать различные факторы, применять разнообразные приёмы и методы обучения младших...
Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе.
ВЫСТУПЛЕНИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МАОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "ЦЕНТР ДЕТСТВА"на тему: «Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе»...