Исследовательская работа «Выявление изменений развития скелета младших школьников в связи с возрастными особенностям»
проект по зож (3 класс) на тему

Цель исследования: выяснить физиологические особенности развития стопы, возможные патологические изменения и, на основе проведенного исследования, сделать вывод о возможных нарушениях в нашем здоровье.

Задачи исследования:

1.      Изучить научную и научно-популярную литературу по данному вопросу;

2.      Выяснить особенности развития стопы в разные периоды роста организма;

3.      Провести эксперимент на выявление степени плоскостопия среди учащихся нашего класса

4.      Сделать соответствующие выводы по результатам работы

5.      Выступить с презентацией наших исследований на родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3  Центрального района Волгограда»

V международная учебно-практическая конференция

«Первые шаги»

«Выявление изменений развития скелета младших школьников

 в связи с возрастными особенностям»

Выполнили:

учащиеся 3 А класса

Ястребова Екатерина Викторовна

Фоменко Мария Игоревна

Роньшина Александра Григорьевна

руководитель: 

Коршунова Ирина Александровна,

учитель начальных классов МОУ гимназии № 3

Волгоград 2016

Оглавление:

Введение_____________________________________________________________       3

      Актуальность исследования___________________________________________      3

      Цель исследования___________________________________________________      3

      Задачи исследования_________________________________________________       3

      Методы исследования________________________________________________       3

      Выдвигаемая гипотеза________________________________________________       4

Основная часть (теоретическое обоснование темы)__________________________       4

Практическая часть____________________________________________________       6

       Выводы по работе____________________________________________________      6

        Общий вывод_______________________________________________________       6

Список использованной литературы______________________________________      7

Введение

Актуальность исследования.

Мы, дети, очень любим подвижные игры. Трудно усидеть на месте, когда вокруг столько нового и интересного. На уроках окружающего мира мы познакомились с опорно-двигательным аппаратом человека, узнали интересные факты о строении скелета и работе мышц. На некоторых уроках нам рассказывали о травмах этой системы, но практически ничего не говорили  о плоскостопии. Почему наши учителя, требуя носить школьную форму, всегда обращают внимание на высоту каблука у девочек? Почему делают замечания, если мы целый день ходим в кроссовках и кедах? А ещё нас интересует вопрос: почему многие взрослые (наши родители и бабушки и дедушки) часто жалуются на специфические боли в ногах?

Цель исследования: выяснить физиологические особенности развития стопы, возможные патологические изменения и, на основе проведенного исследования, сделать вывод о возможных нарушениях в нашем здоровье.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную и научно-популярную литературу по данному вопросу;
  2. Выяснить особенности развития стопы в разные периоды роста организма;
  3. Провести эксперимент на выявление степени плоскостопия среди учащихся нашего класса
  4. Сделать соответствующие выводы по результатам работы
  5. Выступить с презентацией наших исследований на родительском собрании.

Методы исследования:

  • Анализ научной литературы и интернет-ресурсов
  • Проведение индивидуального исследования стопы с помощью метода «мокрого следа»
  • Анализ полученных результатов
  • Составление диаграмм

Объект исследования: стопа школьника

Предмет исследования: наличие или отсутствие плоскостопия.

Выдвигаемая гипотеза: так как в нашем классе нет ребят освобождённых от занятий физкультуры, мы можем предположить, что с опорным аппаратом у нас всё в норме и ни у кого нет плоскостопия.

Практическая значимость: если у кого-то будет выявлено патологическое изменение, то, приняв срочные меры, можно будет исправить данный недуг.

Теоретическое обоснование:

          Работая с разными научными источниками информации, мы выяснили, что плоскостопие – это деформация стопы, приводящая к уплощению ее свода. По статистике этим недугом  страдает около 45% взрослого населения. Случаи врожденного плоскостопия редки, не более 2-3% от всех случаев. Причины врожденного заболевания – нарушения во внутриутробном развитии стопы ребенка [ ]

          В норме детская стопа развивается в несколько этапов. К трем годам должен подняться свод стопы, а к шести — сформироваться правильная ходьба — с носка. К десяти годам стопа ребенка становится похожа на стопу взрослого человека, к 18-ти в ней заканчиваются необходимые процессы окостенения.


        Если формирование стопы идет не по плану, возможно развитие плоскостопия, а это уже серьёзная проблема. Исправить её можно только в детстве, поскольку скелет ещё не окостенел и сравнительно гибок.

Плоскостопие

         Чаще всего у детей развивается приобретенное плоскостопие. Плоская стопа у ребенка при рождении обусловлена наличием жировой подушечки на своде и не является патологическим изменением стопы. Поэтому точно поставить диагноз «плоскостопие» можно не раньше, чем в возрасте 5-6 лет. К тому же до 5 лет у ребенка еще не окрепший костный аппарат стопы и может растягиваться. По мнению большинства врачей, причинами развития плоскостопия являются: слабость мышечного аппарата, вызванная чрезмерными нагрузками или заболеваниями (например, рахит), травмы стоп, ношение неправильно подобранной обуви, наследственная предрасположенность.

Если диагностировать плоскостопие тяжело, то как можно выявить изменения в организме? Из медицинской литературы мы узнали, что на ранней стадии развития плоскостопия дети начинают жаловаться на боли в ногах, в икроножных мышцах при ходьбе, на усталость ног. Чаще всего дети отказываются играть в подвижные игры, которые связаны с бегом. Со временем боль усиливается, появляются также головные боли, утомляемость ребенка. Внешне может нарушаться осанка, изменяется походка, отмечается уплощение стопы

Плоскостопие

         Чем же опасно плоскостопие? На первый взгляд, это заболевание совсем безобидное и у многих родителей не вызывает никаких опасений за здоровье ребенка. Однако это заблуждение. При плоскостопии нарушается амортизация стопы, что ведет к увеличению нагрузки на кости голени и суставы, а это, в свою очередь, неизбежно приведет к различным заболеваниям суставов (артрозам), сколиозу. Поэтому у детей очень важно проводить профилактику плоскостопия и своевременное лечение.

Практическая часть.

Для выявления плоскостопия мы воспользовались простым методом «мокрого следа».

Каждый учащийся дома вместе с родителями провёл эксперимент.

Оборудование: таз с водой, лист бумаги (А4), фломастер или простой карандаш.

Ход работы: мокрой ногой встать на лист бумаги. Контуры следа обвести фломастером или карандашом. Подсушить лист. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить линией две найденные точки. Если в узкой части след не заходит за линию, плоскостопия нет, а если заходит, - то есть.

В исследовании приняло участие 26  человек ( 14 девочек и 12 мальчиков)

Возрастные категории: 9-10 лет

В ходе эксперимента выявлено плоскостопие  у 3 девочек и 1 мальчика

Выводы по работе:

1) Выдвинутая гипотеза не подтвердилась

2) Анализ проведенного исследования показало, что в классе имеется 4 человека с плоскостопием

3)  Даны рекомендации для лечения и профилактики развития данного заболевания

Общий вывод:

                  Плоскостопие приводит к множественным заболеваниям. Оно  бывает врожденным и приобретенным.   Приобретенное плоскостопие встречается в  любом  возрасте, бывает травматическим, статическим. Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Причин плоскостопия много: это и наследственная предрасположенность, парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек и другие причины.

                В ходе изучения данной темы мы узнали, что такое плоскостопие, каковы симптомы, чем опасно плоскостопие, какие меры профилактики и лечения существуют. Провели исследование по выявлению плоскостопия у наших одноклассников. Дали рекомендации для профилактики развития данного заболевания. Сделали выводы по итогам исследования. Таким образом, цель нашей работы достигнута.

Список использованной литературы:

  1. http://www.prelest.com/deti/zdorovie-rebenka/detskoe-ploskostopie-chem-opasno-prichiny-profilaktika-lechenie   Код доступа: 26.01-05.02.2016
  2. . Биология.Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Колесов В.Д., Маш Р.Д., Беляев И.Н. – М.: Дрофа, 2012.

  1. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. Учеб. пособие для студентов небиолог. спец. пед. ин-тов.М., «Просвещение», 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного воспитательном процессе."

Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников

Статья "Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников" относится к разделу "Окружающий мир". В ней раскрывается роль исследовательской деятельности  в экологическом ...

Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы (Из опыта работы)...

Программа по выявлению и развитию способностей младших школьников"

Программа по выявлению способных детей в начальных классах...