Исследовательская работа «Выявление изменений развития скелета младших школьников в связи с возрастными особенностям»
проект по зож (3 класс) на тему
Цель исследования: выяснить физиологические особенности развития стопы, возможные патологические изменения и, на основе проведенного исследования, сделать вывод о возможных нарушениях в нашем здоровье.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и научно-популярную литературу по данному вопросу;
2. Выяснить особенности развития стопы в разные периоды роста организма;
3. Провести эксперимент на выявление степени плоскостопия среди учащихся нашего класса
4. Сделать соответствующие выводы по результатам работы
5. Выступить с презентацией наших исследований на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа учащихся по выявлению плоскостопия у учащихся класса | 78.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»
V международная учебно-практическая конференция
«Первые шаги»
«Выявление изменений развития скелета младших школьников
в связи с возрастными особенностям»
Выполнили:
учащиеся 3 А класса
Ястребова Екатерина Викторовна
Фоменко Мария Игоревна
Роньшина Александра Григорьевна
руководитель:
Коршунова Ирина Александровна,
учитель начальных классов МОУ гимназии № 3
Волгоград 2016
Оглавление:
Введение_____________________________________________________________ 3
Актуальность исследования___________________________________________ 3
Цель исследования___________________________________________________ 3
Задачи исследования_________________________________________________ 3
Методы исследования________________________________________________ 3
Выдвигаемая гипотеза________________________________________________ 4
Основная часть (теоретическое обоснование темы)__________________________ 4
Практическая часть____________________________________________________ 6
Выводы по работе____________________________________________________ 6
Общий вывод_______________________________________________________ 6
Список использованной литературы______________________________________ 7
Введение
Актуальность исследования.
Мы, дети, очень любим подвижные игры. Трудно усидеть на месте, когда вокруг столько нового и интересного. На уроках окружающего мира мы познакомились с опорно-двигательным аппаратом человека, узнали интересные факты о строении скелета и работе мышц. На некоторых уроках нам рассказывали о травмах этой системы, но практически ничего не говорили о плоскостопии. Почему наши учителя, требуя носить школьную форму, всегда обращают внимание на высоту каблука у девочек? Почему делают замечания, если мы целый день ходим в кроссовках и кедах? А ещё нас интересует вопрос: почему многие взрослые (наши родители и бабушки и дедушки) часто жалуются на специфические боли в ногах?
Цель исследования: выяснить физиологические особенности развития стопы, возможные патологические изменения и, на основе проведенного исследования, сделать вывод о возможных нарушениях в нашем здоровье.
Задачи исследования:
- Изучить научную и научно-популярную литературу по данному вопросу;
- Выяснить особенности развития стопы в разные периоды роста организма;
- Провести эксперимент на выявление степени плоскостопия среди учащихся нашего класса
- Сделать соответствующие выводы по результатам работы
- Выступить с презентацией наших исследований на родительском собрании.
Методы исследования:
- Анализ научной литературы и интернет-ресурсов
- Проведение индивидуального исследования стопы с помощью метода «мокрого следа»
- Анализ полученных результатов
- Составление диаграмм
Объект исследования: стопа школьника
Предмет исследования: наличие или отсутствие плоскостопия.
Выдвигаемая гипотеза: так как в нашем классе нет ребят освобождённых от занятий физкультуры, мы можем предположить, что с опорным аппаратом у нас всё в норме и ни у кого нет плоскостопия.
Практическая значимость: если у кого-то будет выявлено патологическое изменение, то, приняв срочные меры, можно будет исправить данный недуг.
Теоретическое обоснование:
Работая с разными научными источниками информации, мы выяснили, что плоскостопие – это деформация стопы, приводящая к уплощению ее свода. По статистике этим недугом страдает около 45% взрослого населения. Случаи врожденного плоскостопия редки, не более 2-3% от всех случаев. Причины врожденного заболевания – нарушения во внутриутробном развитии стопы ребенка [ ]
В норме детская стопа развивается в несколько этапов. К трем годам должен подняться свод стопы, а к шести — сформироваться правильная ходьба — с носка. К десяти годам стопа ребенка становится похожа на стопу взрослого человека, к 18-ти в ней заканчиваются необходимые процессы окостенения.
Если формирование стопы идет не по плану, возможно развитие плоскостопия, а это уже серьёзная проблема. Исправить её можно только в детстве, поскольку скелет ещё не окостенел и сравнительно гибок.
Чаще всего у детей развивается приобретенное плоскостопие. Плоская стопа у ребенка при рождении обусловлена наличием жировой подушечки на своде и не является патологическим изменением стопы. Поэтому точно поставить диагноз «плоскостопие» можно не раньше, чем в возрасте 5-6 лет. К тому же до 5 лет у ребенка еще не окрепший костный аппарат стопы и может растягиваться. По мнению большинства врачей, причинами развития плоскостопия являются: слабость мышечного аппарата, вызванная чрезмерными нагрузками или заболеваниями (например, рахит), травмы стоп, ношение неправильно подобранной обуви, наследственная предрасположенность.
Если диагностировать плоскостопие тяжело, то как можно выявить изменения в организме? Из медицинской литературы мы узнали, что на ранней стадии развития плоскостопия дети начинают жаловаться на боли в ногах, в икроножных мышцах при ходьбе, на усталость ног. Чаще всего дети отказываются играть в подвижные игры, которые связаны с бегом. Со временем боль усиливается, появляются также головные боли, утомляемость ребенка. Внешне может нарушаться осанка, изменяется походка, отмечается уплощение стопы
Чем же опасно плоскостопие? На первый взгляд, это заболевание совсем безобидное и у многих родителей не вызывает никаких опасений за здоровье ребенка. Однако это заблуждение. При плоскостопии нарушается амортизация стопы, что ведет к увеличению нагрузки на кости голени и суставы, а это, в свою очередь, неизбежно приведет к различным заболеваниям суставов (артрозам), сколиозу. Поэтому у детей очень важно проводить профилактику плоскостопия и своевременное лечение.
Практическая часть.
Для выявления плоскостопия мы воспользовались простым методом «мокрого следа».
Каждый учащийся дома вместе с родителями провёл эксперимент.
Оборудование: таз с водой, лист бумаги (А4), фломастер или простой карандаш.
Ход работы: мокрой ногой встать на лист бумаги. Контуры следа обвести фломастером или карандашом. Подсушить лист. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить линией две найденные точки. Если в узкой части след не заходит за линию, плоскостопия нет, а если заходит, - то есть.
В исследовании приняло участие 26 человек ( 14 девочек и 12 мальчиков)
Возрастные категории: 9-10 лет
В ходе эксперимента выявлено плоскостопие у 3 девочек и 1 мальчика
Выводы по работе:
1) Выдвинутая гипотеза не подтвердилась
2) Анализ проведенного исследования показало, что в классе имеется 4 человека с плоскостопием
3) Даны рекомендации для лечения и профилактики развития данного заболевания
Общий вывод:
Плоскостопие приводит к множественным заболеваниям. Оно бывает врожденным и приобретенным. Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим, статическим. Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Причин плоскостопия много: это и наследственная предрасположенность, парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек и другие причины.
В ходе изучения данной темы мы узнали, что такое плоскостопие, каковы симптомы, чем опасно плоскостопие, какие меры профилактики и лечения существуют. Провели исследование по выявлению плоскостопия у наших одноклассников. Дали рекомендации для профилактики развития данного заболевания. Сделали выводы по итогам исследования. Таким образом, цель нашей работы достигнута.
Список использованной литературы:
- http://www.prelest.com/deti/zdorovie-rebenka/detskoe-ploskostopie-chem-opasno-prichiny-profilaktika-lechenie Код доступа: 26.01-05.02.2016
- . Биология.Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Колесов В.Д., Маш Р.Д., Беляев И.Н. – М.: Дрофа, 2012.
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. Учеб. пособие для студентов небиолог. спец. пед. ин-тов.М., «Просвещение», 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного воспитательном процессе."
Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....
Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного возраста в учебно - воспитательном процессе."
Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....
Презентация к научно-исследовательской работе по теме: "Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
Презентация поясняет исследовательскую работу ....
Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"
В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....
Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников
Статья "Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников" относится к разделу "Окружающий мир". В ней раскрывается роль исследовательской деятельности в экологическом ...
Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы (Из опыта работы)...
Программа по выявлению и развитию способностей младших школьников"
Программа по выявлению способных детей в начальных классах...