Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы
статья на тему
Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы (Из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_odarennosti_mladshih_shkolnikov.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие одарённости младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Нугаева Людмила Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г. о. Саранск
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.
Интерес к ней в настоящее время очень высок, что может быть объяснено общественными потребностями. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования отмечается, что моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Таким образом, во главу образования в наше время ставится личность и ее потенциальные возможности.
Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одаренности в федеральной целевой программе «Дети России». Фактически это означает, что выявление и развитие одаренности в детстве становятся обязательной задачей любого общеобразовательного учреждения. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Таким образом, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Ведущая роль в развитии одаренности принадлежит учителю. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому именно учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний: период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Существуют различные трактовки понятия «одаренность», мне ближе определение, которое предложено Д. Б. Богоявленской. Она считает, что «одаренность – результат целостного процесса становления личности ребенка по механизму субъектогенеза, а также результат интеграции способностей, мотивационного, эмоционального и волевого развития, проявляющегося в способности к осуществлению деятельности по своей инициативе».
Одаренность является сложным сплавом генетических особенностей и влияний внешней среды.
В самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной из нескольких способностей человека, на основе которых появляется возможность достигать высоких результатов в социально значимых видах деятельности.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
Выделяются следующие типы одарённости в зависимости от вида предпочитаемой деятельности: общая интеллектуальная, специфическая академическая, творческая (художественное и исполнительское искусство), психомоторная, лидерская, социальная.
В. И. Панов классифицировал одаренность по различным критериям:
- широте проявления – общая и специальная;
- типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;
- интенсивности проявления – повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);
- виду проявления – явная и скрытая (непроявившаяся);
- темпу психического развития – одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;
- возрастным особенностям проявления – стабильная или проходящая (возрастная);
- личностным, социально-половым особенностям.
Выявление детей, обладающих особыми способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.
Это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- длительность идентификации;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
- использование тренинговых методов;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом «зоны ближайшего развития»;
- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики.
Мною проведена «Экспериментальная работа по выявлению и развитию одаренности младших школьников», в результате которой апробирована поэтапная методика выявления и развития одаренности младших школьников.
Экспериментальная работа проводилась на протяжении 5 лет («Малышкина школа», 1А, 2А, 3А, 4А классы). Решение поставленных задач осуществлялось в процессе теоретической, опытно-экспериментальной и практической работы.
При выявлении одарённости
- сделана опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой поведения ребенка в реальной ситуации;
- комплексно оценивалось с разных сторон поведение и деятельность детей;
- проанализировано поведение детей в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют их склонностям и интересам;
- дана экспертная оценка продуктов деятельности детей;
- выявлены признаки одаренности детей с учетом зоны ближайшего развития;
- многократно обследованы учащиеся с использованием методик А. И. Савенкова «Оценка одаренности детей», «Интеллектуальный портрет», тест-анкеты выявления потенциала одаренности А. Де Хана и Г. Кафа, шкалы Дж. Рензулли;
- проанализированы реальные достижения учащихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.
Для получения более точных результатов с помощью специальных методик изучался каждый вид одаренности. Была использована «Матрица определения видов одаренности».
Вид одаренности | Методы выявления |
Интеллектуальная | Систематизированное наблюдение, опросники |
Академическая | Систематизация наблюдения, анкетирование, прогрессивные матрицы Дж. Равена |
Творческая | Краткий тест творческого мышления П. Торренса «Закончи рисунок» |
Лидерская | Тесты-опросники, шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли |
Художественно-исполнительская | Опросники, контрольные записи наблюдений |
Психомоторная | Систематизация наблюдений |
Для выявления музыкальной одаренности совместно с МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №4 им. Л. Воинова» проводилось тестирование первоклассников.
По результатам диагностики было выявлено 8 человек, относящихся к разным категориям одаренных детей (что составило 30% учащихся класса).
Склонности к математике проявили 8 учащихся, к русскому языку и литературному чтению – 12 учащихся.
У 9 детей преобладает артистический талант, 8 учащихся имеют незаурядный интеллект, у 7 учащихся есть предпосылки к литературному дарованию.
Полученные результаты использованы при создании индивидуальных образовательных маршрутов.
Рекомендовано посещение спортивных секций - 8 учащимся, музыкальной школы - 3 учащимся, художественной школы - 7 учащимся.
Работа с одаренными детьми в условиях школы велась как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Дети с высоким уровнем творческого мышления проходили цикл занятий кружка «Умники и умницы», «Я – исследователь».
В учебной деятельности работа с одаренными детьми основывалась на дифференцированном подходе, использовались активные методы обучения и современные образовательные технологии; реализовывались игровые технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии, применялась проектно-исследовательская деятельность.
Наряду с традиционным подходом построения урока, применяли и нетрадиционные формы: уроки-игры, уроки-путешествия.
Добиваться положительных результатов в развитии одаренности помогла внеурочная и внеклассная работа: олимпиады и конкурсы по предметам, творческие конкурсы, дополнительные занятия по интересам,
предметные недели, театрализованные праздники.
Важным направлением работы с одаренными детьми является создание мотивации. Для этого использовались приемы:
- рейтинг учащихся (Электронный журнал);
- «почетное место» в классе, в классном уголке;
- классные часы по самоопределению;
- создание портфолио с последующей презентацией;
- информация о достижениях на сайте школы (раздел «Наша гордость»).
На заключительном контрольном этапе проведена итоговая диагностика, проанализированы и обобщены результаты развития одаренных детей.
Итоги систематизированного наблюдения представлены на диаграмме.
Диаграмма 1
Итоги систематизированного наблюдения (4 класс)
Анализируя полученные данные, можно заметить значительный рост по всем показателям: инициативность – на 36 %, рискованность – на 17 %, любознательность – на 22 %, креативность – на 24 %, независимость – на 52 %, ответственность – на 38 %, общие способности – на 21 %, самовыражение – на 29 %.
Проведена повторная диагностика характера и показателей направленности интересов и склонностей учащихся 4 класса по методике А. И.Савенкова «Диагностика одаренности детей».
Она показала, что склонности детей, выявленные в первом классе, получили свое развитие. Это можно проследить на примере одного из графиков.
График 1
Характер и показатели направленности интересов и склонностей Марины Т.
На следующем сводном графике также прослеживается увеличение показателей интересов и склонностей по сравнению с первоначальными.
График 2
Характер и показатели направленности интересов и склонностей
учащихся 4А класса
Наблюдался рост активной и успешной деятельности учащихся в спорте.
Росли показатели направленности интересов и в других сферах: интеллектуальной, академической, литературной, творческой. Учащиеся принимали активное участие в олимпиадах, предметных и творческих конкурсах и показали достаточно высокие результаты.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: в начале эксперимента у школьников были выявлены характер и направление интересов и склонностей, предпосылки одаренности, а по итогам эксперимента прослеживается тенденция к росту числа учащихся, проявляющих различные виды одаренности.
К моменту окончания начальной школы количество одаренных детей увеличилось с 8 (30%) до 14 человек (52%). Проведенная работа дала положительные результаты.
(Слайд 18)
Для проявления и развития одаренности можно выделить следующие условия:
- мотивация, воля, познавательная потребность ребенка;
- обязательное включение ребенка в практическую деятельность, только в ней он может осваивать, порождать и применять ее способы;
- эмоциональное отношение к деятельности (положительные эмоции);
- нерегламентированная творческая среда;
- социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей;
- широкий круг общения;
- демократический стиль отношений, доброжелательный климат в семье и школе;
- подражание творческой личности – значимому для ребенка взрослому.
Проанализировав результаты исследования, пришли к выводу, что изучение психолого-педагогических основ одаренности, выявление признаков и критериев работы с одаренными детьми и проведение работы по выявлению и развитию таких детей, способствует успешному решению проблем развития одаренности школьников.
Я продолжаю данную работу со своими новыми учениками данную работу, отслеживаю успехи бывших учащихся, которые подавали надежды в разных направлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы
В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...
Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.
Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....
Исследовательская работа «Выявление изменений развития скелета младших школьников в связи с возрастными особенностям»
Цель исследования: выяснить физиологические особенности развития стопы, возможные патологические изменения и, на основе проведенного исследования, сделать вывод о возможных нарушениях в нашем здоровье...
Обобщение и распространение опыта. Программа городского семинара «Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников в условиях современной школы», 2016 г.
Выступление по теме "Физкультминутка как средство когнитивного развития младших школьников"....
Программа по выявлению и развитию способностей младших школьников"
Программа по выявлению способных детей в начальных классах...
Развитие одаренности младших школьников в условиях современной образовательной среды
Диагностика одарённости обучающихся...