Программа по выявлению и развитию способностей младших школьников"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа по выявлению способных детей в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по выявлению и развитию способностей младших школьников | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Выявление и развитие способностей у учащихся в начальных классах»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.
Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе – педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.
Одаренность бывает:
1.Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.
2.Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.
3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.
4.Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
5.Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Портрет одаренного ребенка:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Цель: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.
Портрет одаренного ребенка:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Задачи:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- накопление литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные мероприятия по реализации программы:
Диагностика:
Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
Развитие творческих и познавательных способностей:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).
Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.
Формы работы с одаренными и способными детьми:
- Олимпиады;
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с сильными обучающимися;
- Проектная деятельность;
- Предметный кружок;
- Творческие мастерские;
- Конкурсы различного уровня;
- Внеурочная деятельность;
Ожидаемые результаты:
1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися.
2. Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
6. Повышение качества образования.
Примерный план работы по выявлению и развитию способностей обучающихся
№ п/п | Мероприятия |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | |
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | |
Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей. | |
Психологическая диагностика по выявлению одарённых детей. | |
Создание банка данных по одарённым детям. | |
Проведение работы с родителями одарённых детей. | |
Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам. | |
Дополнительные занятия обучающихся на платформах «Учи.ру» и «ЯндексУчебник». | |
Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ», «ЧИП». | |
Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов. | |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | |
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | |
Подготовка учащихся к городским интеллектуальным конкурсам. | |
Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах. | |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов. | |
Участие в предметных неделях. | |
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. | |
Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы. | |
Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Выявление изменений развития скелета младших школьников в связи с возрастными особенностям»
Цель исследования: выяснить физиологические особенности развития стопы, возможные патологические изменения и, на основе проведенного исследования, сделать вывод о возможных нарушениях в нашем здоровье...
Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы (Из опыта работы)...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся...
Программа по выявлению и развитию способностей обучащихся 1-4 классы
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природн...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время
программа...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время
Цель программы:выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального ...