Уроки ПДД (правил дорожного движения)
план-конспект по зож на тему

Лазарева Светлана Александровна

Данный материал включает "Памятку для детей" о соблюдении правил дорожного движения, "Турнир знатоков ПДД" для младших школьников и урок - закрепления в 3 классе по теме "Правила безопасного поведения на дорогах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_peshehodam.doc675 КБ
Microsoft Office document icon uroki_pdd.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки «Что должен знать пешеход».

1. Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2.Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

3. При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.

4. За городом безопаснее всего пешеходу идти по обочине навстречу движущемуся транспорту.

5. Разрешающий для перехода сигнал светофора – зелёный.

6. Ни сзади, ни спереди не обходи стоящий автомобиль. Подожди, пока он отъедет от остановки.

7. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.

8. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.



Предварительный просмотр:

Турнир знатоков ПДД  для младших школьников.

Тема: «КВН – Клуб «Внимательный пешеход».

Цель:

Закрепить знания и представления младших школьников о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Проконтролировать и обобщить, умения и навыки детей по основным правилам дорожного движения.

Предупредить наиболее распространенные ошибки поведения детей на дорогах.

Проверить и закрепить знание детьми дорожных знаков.

Тип урока: урок – игра.

Методы и приемы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Это начался урок.

Внимание! Внимание!

Вас ожидает состязание!

На лучшее знание и умение

Правил дорожного движения.

Учитель: - Здравствуйте, друзья! У нас сегодня интересный и серьёзный урок.  

  1. Сообщение темы и цели урока.

 Ребята! Сегодня мы в Клубе Внимательных  пешеходов.

Цель сегодняшней игры: проверить, на сколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике!

 «Правил дорожных на свете немало,

Все бы их знать нам не мешало.

Но основные из правил движения

Знать как таблицу умножения!»

Перед нами 2 команды: красные и зеленые игроки.

Я сегодня буду главным заместителем, отгадайте, кого?

«Встаю с краю улицы, в длинном сапоге,

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогаю улицу людям перейти».

Ученики (хором): светофор!

Пети Светофорова и ведущим игры.

-А сейчас послушайте немного из истории о Светофорике: Своё происхождение они ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета - красный и зелёный. Такие семафоры были установлены более сто лет назад в Лондоне. В 1929году в Москве был установлен первый в нашей стране светофор. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Зайдёт стрелка на красный свет – движение запрещено, зайдёт на жёлтый – надо подождать, пока стрелка не перейдёт на зелёный, означающий, что путь свободен. Управлял всем этим специально приставленный человек. Через несколько лет человека заменило электричество.

Послушайте правила игры.

За победу в каждом конкурсе команда получает жетон цвета своей команды. Та команда, которая наберет большее количество жетонов, будет считаться победительницей нашей игры и получит право включить светофор. А теперь пора начинать соревнование.

  1. Этапы игры.

1. Разминка

Учитель: Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

- Что хотите – говорите, в море сладкая вода?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход?

Дети: Да.

Учитель: Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»?

Дети: Да.

2. Задачи Пети Светофорова.

(Поочередно задается по одной задаче каждой команде.)

Задача 1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватил Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы...

Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясните.

Задача 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает ________ . То зеленым светом моргнет, то красным засияет. Объясните, что это за предмет и для чего этот предмет находится на перекрестке.

Задача 3. Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов.

Как вы думаете, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора?

Каким еще автомобилям разрешено двигаться на красный свет?

Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

Задача 4. Под утро приснился Феде сон: будто бы в его комнате послышались сначала незнакомые голоса, а затем один за другим вошли дорожные знаки.

- Вы что, живые? - удивился мальчик. - А я тебя знаю, - сказал Федя дорожному знаку «Пешеходный переход», ты помогаешь мне перейти проезжую часть по дороге в школу. Только вот как же вы помните имена друг друга, вас ведь так много!

- Ну, это просто, - заговорили разом все знаки. - Во – первых, мы делимся на группы. А на некоторых все написано и нарисовано.

И тут зазвенел будильник и Федя проснулся.

На сколько групп делятся дорожные знаки? Назовите их.

Задача 5. Саша не отгадал загадку, может быть, вы поможете ему разгадать ее? Загадка была такая: какой островок находится на суше?

Задача 6. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлекся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним...

Что может случиться с Федей?

Скажите, где можно играть с мячом.

3. Собери знак (мозаика).

Учитель: Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них.

Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.

4. «Подумай и покажи». В стихах потерялись цвета и вы должны их показать (дети поднимают карандаши нужных цветов).

а) На светофоре … свет!

Для перехода нет пути,

сейчас никак нельзя идти!

б) Пусть запомнят дети твердо:

верно поступает тот,

кто лишь при … свете

через улицу пройдет.

в) Будь внимателен в пути

влево, вправо посмотри,

ничего опасней нет,

чем бежать на … свет.

г) Иди вперед! Порядок знаешь.

На мостовой не пострадаешь,

… свет нам говорит:

«Проходите, путь открыт».

д) … свет – предупреждение,

жду сигнала для движения!

е) Встал на пост … братец,

улыбаясь, говорит:

«Вот теперь стоять вам хватит,

Проходите, путь открыт»!

5. Дорожные знаки в стихах 

(На доске висят дорожные знаки, ребята отгадывают загадку и находят нужный знак).

1.Круглый знак, а в нём окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко:

Что здесь свалка кирпича?

2.Я в кругу с обводом красным,

Это значит – тут опасно.

Тут, поймите, запрещенье

 пешеходного движенья.

3. В голубом иду я в круге,

и понятно всей округе,

Если вдуматься немножко –

Пешеходная дорожка.

4. Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

5.Шли из школы мы домой,

Видим – знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет.

6. Физминутка  на внимание. Я задаю вопросы, а вы показываете движениями. Будьте внимательны.

1. Как живете?

2. Через дорогу как идете?

3. Как на красный свет бежите?

4. А на зеленый свет стоите?

5. На дорогах как шалите?

6. На желтый свет опять бежите?

7. Как по «зебре» вы идете?

8. Как в транспорте шум создаете?

7. Кричалка.- А сейчас я задам вопросы. Если вы согласны с высказыванием, то говорите: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны – молчите:

1.    Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

2.    Кто вперед летит так скоро,

что  не видит светофора?

3.    Знает кто, что красный свет

Означает: хода нет?

4.    Кто из вас, идя домой

Держит путь по мостовой?

5.    Кто из вас в вагоне тесном

уступил старушке место?

6.    Кто из вас без затруднения

знает правила движения?

8.«Да» или «Нет» (детям раздаются листки с вопросами, а они отмечают):

– Правда, что у светофора 4 сигнала?

– Ты переходишь дорогу на красный сигнал?

– Это правда, что дорожные знаки установлены для украшения дороги?

– Говорят, что ты катаешься на лыжах во дворе?

– Правда, что островок безопасности предназначен для игры?

– Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?

– А знаешь ли ты, что тротуар – это дорога для машин?

– КамАЗ – это машина для перевозки пассажиров?

– Говорят, что, торопясь на уроки, ты быстро перебегаешь дорогу. Это правда?

9. «Подскажи словечко»:

1.    Заучи закон простой:

Красный свет зажегся …(стой).

2.    Желтый скажет пешеходу:

Приготовься к …(переходу).

3.    А зеленый впереди,

Говорит он всем … (иди).

4.    И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с … стороны (правой).

5.    А на улицу, коль вышел,

Знай, приятель, наперед:

Всех названий стал ты выше,

Стал ты сразу - … (пешеход).

6.    Под землей коридор

На ту сторону ведет,

Нет ни двери, ни ворот –

это, дети, … (переход).

10. Конкурс-игра для капитанов

«Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора»

Учитель читает стихи, капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг.

Бурлит в движенье мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для пешеходов свет?

(показывают красный сигнал.)

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет – предупреждение!

Сигнала ждите для движения.

Скажите правильный ответ –

Какой на светофоре свет?

(показывают желтый.)

Желтый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения!

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ –

Какой горит при этом свет?

(показывают зеленый.)

Зеленый свет открыл дорогу,

Проходить ребята могут!

11. Физкультминутка.

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

12. Дальше, дальше.

Учитель: Наш следующий этап игры называется «Дальше, дальше, дальше...» Правила этого этапа: надо быстро и четко отвечать на вопросы. Кто правильно ответит за одну минуту на большее количество вопросов, тот получит больше очков. Если вы не знаете, как ответить на вопрос, говорите: дальше.

ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ:

-Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный, желтый, зеленый)

-Что такое перекресток? ( Место пересечения улиц и дорог на одном уровне.)

-Кто регулирует движение транспорта и пешеходов? (Регулировщик.)

-Когда можно начинать переходить улицу? (Когда загорелся зеленый свет светофора, надо убедиться, что все машины остановились, и тогда можно переходить улицу.)

-Где должны ходить пешеходы? (По тротуару.)

-Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки? (Белый круг с красной каймой.)

-По какому номеру телефона вызывают милицию? (02)

-По какой стороне улицы у нас принято движения транспорта? (По правой.)

-Что означает этот знак? (Движение на велосипеде запрещено.)

-Правила движения пешехода по загородной дороге? (Двигаться по обочине навстречу транспорту.)

-Где устанавливается знак «Пункт питания»? (Вблизи столовой, кафе, ресторана.)

-Какие части дороги вы знаете? (Проезжая часть и тротуар.)

-Какая часть дороги предназначена для машин? (Проезжая часть.)

-Что означает этот знак? (Велосипедная дорожка.)

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ:

-Что означает желтый сигнал светофора? (Сейчас будет смена сигнала.)

-Какая часть дороги предназначена для пешеходов? (Тротуар.)

-Чем регулировщик управляет движением? (Жезлом.)

-Где ожидают автобус? (На автобусной остановке.)

-По какому номеру телефона вызывают «скорую помощь»? (03)

-С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге? (С 14 лет.)

-Какую форму и цвет имеют знаки сервиса? (Синий прямоугольник с белым квадратом внутри.)

-Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два: зеленый и красный.)

-Где устанавливается знак «Дети»? (Около школ, детских садов.)

-Что означает этот знак?  (Пункт первой медицинской помощи.)

-Какие машины оборудованы сигналами типа «Сирена»? (Скорая помощь, милицейская, пожарная.)

-Какой перекресток называется регулируемым? (Где стоит светофор или регулировщик.)

-Что означает этот знак? (Телефон.)

-Разрешающий сигнал светофора? (Зеленый.)

13. Минутка поэзии.

Группа детей читает по куплетам стихотворение «Запрещается – разрешается» В. Семерника.

И проспекты, и бульвары,

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

Тут шалить мешать народу

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

Быть примерным пешеходом

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать зайцем, как известно,

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

Уступить старушке место

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

При зеленом даже детям

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Учитель: Наша игра подошла к концу, подведем итоги.

Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

Правила из этой книжки

Нужно знать не понаслышке.

И учить их не слегка,

А всерьез – наверняка!

Молодцы, ребята! Я рада, что вы много знаете и умеете. Я подарю вам памятки «Что должен знать пешеход».

1.Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

3.При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.

4.За городом безопаснее всего пешеходу идти по обочине навстречу движущемуся транспорту.

5.Разрешающий для перехода сигнал светофора – зелёный.

6. Ни сзади, ни спереди не обходи стоящий автомобиль. Подожди, пока он отъедет от остановки.

7. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.

8. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

Учитель: - Ознакомьтесь с ними и выполняйте эти правила всегда. Я хочу пожелать вам всем здоровья, и чтобы всегда, в любую погоду, во все времена года соблюдать  ПДД, не подвергать  свою жизнь и окружающих людей опасности. Спасибо вам! До новых встреч!

Чтоб жить, не зная огорченья,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Ты должен правила движения

Всегда и всюду соблюдать!

 

 

 

Урок – закрепления  в 3 классе

«Правила безопасного поведения учащихся на дорогах»

 Цель: Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.

Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Ход урока:

  1. Организация урока.

 -Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем закреплять знания и умения по ПДД, играть в разные игры, повторять пройденные материалы, а занятие мы начнем игрой “Это я, это я, это все мои друзья”, будьте внимательны.

1– Кто из вас идет вперед

Только там где переход?

2– Кто, из вас идя, домой

Держит путь по мостовой?

3– Знает кто, что красный свет

Это значит, хода нет?

4– Кто прыгал у самого носа машин

Возле сердито надувшихся шин?

5– Кто слушаться старших никак не хотел

И на него грузовик налетел?

2 ЗАДАНИЕ: Мозговой штурм: - Вспомните правила поведения на улицах, которые вы должны знать и обязательно выполнять. (даётся две минуты на подготовку, отвечает каждый ученик)

3 ЗАДАНИЕ: « Отвечай одним словом, но быстро».

Сколько колёс у автомобиля? (4)

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе)

Человек, едущий на транспорте. (Пассажир)

Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход)

Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)

Место ожидания автобуса. (Остановка)

Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай)

Для кого предназначен тротуар? (Для пешехода)

Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка)

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)

4. ЗАДАНИЕ: ТЕСТ по ПДД (каждому ученику даётся тест, дети отмечают правильные ответы, затем правильность проверяется со слайда)

Тест по ПДД

1. Самые строгие дорожные знаки:

а) предписывающие

б) запрещающие

в) указывающие

2.У  пешеходного светофора цветов:  

а)2                б) 4                в) 3

3. Какой свет говорит «ВНИМАНИЕ»

а) красный                б) желтый                 в) зеленый

4. В каком месте на улице опаснее всего:

а) на перекрестке        б) остановке автобуса                в) верны оба ответа

5. Тротуар предназначен для:

а) пешехода                 б) машин                 в) для всех

6. Нет! Движение опасно!!!

Огонек зажегся

а) красный                б) зеленый                 в) желтый

7. Там, где надпись «Переход»,

Шагает смело

а) бегемот                 б) вездеход                 в) пешеход

8. Трамвай обходить:

а) сзади                б) спереди                в) откуда сам захочешь

9. Автобус и троллейбус обходить:

а) спереди                б) сзади                в) откуда сам захочешь

10.По тротуару все должны,

Держаться с_______ стороны.

а) правой                б) любой                в) левой

11.Номер телефона милиции:

а) 01                        б) 02                        в) 03

5 задание «Правила поведения в общественном транспорте» (кто больше правил знает)

Нельзя шуметь, кричать, громко разговаривать.

Нельзя мусорить.

Не прислоняться к дверям.

Не высовываться из окон.

Сесть в автобус или выйти из него только при полной остановке.

Уступай место пожилым людям и детям.

Не отвлекай водителя разговорами.

Автобус нужно ожидать на автобусной остановке.

6  задание: «Зелёный светофорик»

Учитель: - Ребята, перед вами листочки со стихами о светофоре, вместо точек нарисовать  кружочки нужного цвета.

1.    … свет вам скажет: «Нет» сдержанно и смело.

2.    …свет горит: «Проходите, путь открыт».

3.    Будь внимателен в пути влево, вправо посмотри,

Ничего опасней нет, чем бежать на … свет!

4.    Встал на пост … братец, улыбаясь, говорит:

«Вот теперь стоять вам хватит, проходите – путь открыт!»

5.Пусть запомнят дети твёрдо: верно, поступает тот,

Кто лишь при … свете через улицу пройдёт!

1.    На светофоре … свет! Для перехода нет пути,

Сейчас никак нельзя идти!

2.    Иди вперёд! Порядок знаешь, на мостовой не пострадаешь.

… свет нам говорит: «Проходите, путь открыт!»

3.    Вот выходит братец …, он спешит предупредить:

«Стойте, граждане, опасно вам сейчас переходить!»

4.    Заучи закон простой, … свет зажёгся,  стой!

… скажет пешеходу: «Приготовься к переходу!»

А … впереди, говорит он всем: «Проходи!».

7.Задание «Дорожные знаки» (найти среди дорожных знаков правильные и назови, к какому виду они относятся)

а) Пешеходный переход (предупреждающий);

б) Пункт питания (знаки сервиса);

в) Осторожно, дети! (предупреждающий);

г) Движение пешеходов запрещено (запрещающий);

д) Стоянка автобуса (информационно – указательный);

е) Подземный переход (информационно - указательный);

ж) Пешеходная дорожка (предписывающий).

8. Итог урока.

Учитель: Что нового и полезного вы узнали сегодня?

Ответы детей.

8.    Оценивание работ детей, подготовка к домашнему заданию: написать 10 правил безопасного поведения на дорогах со словом НЕЛЬЗЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нескучные правила дорожного движения"

Этот урок пропагандирует изучение правил  дорожного движения у младших школьников. Предупредит детский дорожно-транспортный травматизм, закрепит навыки безопасного поведения детей на улицах....

Конспект урока ОБЖ "Правила дорожного движения" в 3 классе специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

Сокольская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 видаУрок по ОБЖ в 3 классеПравила дорожного движенияУчитель-Толстова Наиля ТагировнаЦели: 1. Уточнить и расширить представления детей о правилах...

Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"

Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и  Автоинспектор вместе с ребятами учат  Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....

«Учите правила дорожного движения» (мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Цель:   расширить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и дорогах;закрепить представление детей о с...

Урок – игра «Правила дорожного движения»/

Сценарий школьного мероприятия в начальной школе "Правила дорожного движения".Целью этого урока является-систематизация и контроль знаний обучающихся по правилам дорожного движения. Задачи поставленны...

Урок-викторина: «Правила дорожного движения с Буратино»

В современном мире существует много опасностей на дороге. Особенно дети зачастую бывают очень невнимательны на проезжей части, при переходе через пешеходный переход, так как они не знают правил дорожн...