Формирование ЗОЖ
статья по зож на тему

Бугрова Татьяна Владимировна

Формирование здорового образа жизни на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

        На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой – потому, что мы должны немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения. Задумаемся, что лежит в основе таких страшных  явлений нашей жизни, как особая жестокость подростков, которые, собравшись в группы, утрачивают всякое ощущение ценности чужой жизни и здоровья, избивая и убивая только за то, что кто-то не хочет отдать свой телефон, имеет не такой, как у них цвет кожи, разрез глаз, говорит не на таком языке. При кажущейся разнородности этих явлений их причина одна – отсутствие какого бы то ни было уважения к чужому и собственному здоровью, к чужой и своей жизни. Быть может, у этих выросших на компьютерных играх и западных боевиках людей утрачивается чувство реальности и осознание уникальности жизни, складывается иллюзорное ощущение, что у каждого человека, как у компьютерных героев, много жизней?

        Как привить иммунитет против этого заблуждения? Когда начинать эту работу? Думается, что в период младшего школьного возраста, когда ребёнок чувствителен к чужой боли, ищет родства с природой, любит растения и животных, тонко чувствует их красоту. Какие средства помогут сформировать у него потребность заботиться о собственном здоровье и здоровье других людей, вести здоровый образ жизни? На наш взгляд, искать ответы на эти вопросы нужно в арсенале традиционных для школы средств, имеющих огромный здоровье- сберегающий потенциал. Среди них особо выделим содержание естественнонаучного образования. Оно является тем полем, на котором выстраивается процесс формирования здорового образа жизни, взращивается личность и создаются здоровьеформирующие образовательные технологии.  

        На протяжении всего дореволюционного, советского и постсоветского периодов изучение организма человека  строилось на основе анатомо-морфологических подходов, носило ознакомительный характер, а этого, как показывает практика, недостаточно для актуализации санитарно-гигиенических знаний. Наиболее ярко экологическая направленность содержания образования выражена в современных учебных дисциплинах, составляющих предмет «окружающий мир. Однако в настоящее время состояние здоровья детей показывает, что проблема здоровьесбережения ещё далека от решения.

        Анализ образовательных стандартов учебником и школьной практики показывает, что во многих современных учебно-методических комплектах для начальной школы тема «Человек и его здоровье» в курсе «Окружающий мир» занимает весьма скромное место. Работе над изучением этой  важнейшей темы авторы программ отводят слишком мало учебного времени.

        Ещё одна причина низкой эффективности изучения здоровьеформирующих тем в рамках этого школьного предмета состоит в отношении к ним учителей. Традиционно этот материал считается лёгким, менее важным, и педагог, обременённый заботой  о подготовке детей к многочисленным тестам и срезам, стремится перераспределить учебное время не в пользу обучения здоровьесбережению. Кроме того, учителя часто не рассматривают процесс формирования ЗОЖ в единстве обучения, воспитания и развития. Методические приём, широко используемые сегодня в начальном звене школы (словесное описание, монологическое изложение учебного материала  и т.д.), обуславливают одностороннее понимание здоровья и здорового образа жизни человека.

         Попытки разрешить проблемы здоровьесбережения школьников, предпринимаемые на протяжении многих лет, не приводят к желаемому результату, так как большая их часть рассматривает эти проблемы в информационном контексте. Современная валеология связывает эффективность укрепления здоровья детей с формированием их мировоззренческой и социальной активности, развитием мотивационно-потребностной сферы, обуславливающей создание установки на ЗОЖ и воспитание ответственности за собственное здоровье, и здоровье близких людей. Однако эти аспекты проблемы на сегодняшний день в школьной практике наименее разработаны.

        Доказано, что для систематической реализации каких-либо намерений необходима психологическая установка. Под установкой понимается направленность сознания субъекта на определённую активность. Структурными компонентами этой системы выступают элементы образовательно-восптательной  среды. Их можно разделить на  несколько блоков.

  1. Факторы, обеспечивающие экологическую комфортность условий обучения ( соответствие пространства, в котором пребывает ребёнок, санитарно-гигиеническим требованиям  и др.)
  2. Факторы, обеспечивающие социальную комфортность ( отношения  в системе учитель – ученик, ученик – ученик , учитель – родитель и др.)
  3. Интеграция федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана.
  4. Специальные технологии образовательного процесса, способствующие актуализации знаний, полученных в обучении.
  5. Внеклассная работа с детьми.
  6. Работа учителя с семьёй ребёнка.

Хочется верить, что, научившись ценить и беречь своё здоровье, дети будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твёрдо убеждены в неприкосновенности чужого достоинства, комфорта и благополучия.

        

Выступление на тему:

«Формирование здорового образа жизни на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе».

Бугрова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....