« Реализация Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» как направление президентской инициативы « Наша новая школа»»
статья по зож на тему
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokum_vyst.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Глазуновская основная общеобразовательная школа»
Мценского района
Выступление на педагогическом совете по теме:
« Реализация Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» как направление президентской инициативы
« Наша новая школа»»
Воспитатель ГПД: Шемичева Т.В.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
- 14 % детей практически здоровы;
- 50 % детей имеют отклонения в развитии опорнодвигательного аппарата;
- 35 -40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоит специалистов и другие недуги современной
молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
В этом плане на образование ложится, помимо прочих задач, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Задача каждого педагога - показать ребенку пути сохранения здоровья, создать все условия для этого. В уставе ВОЗ ( Всемирная организация здравоохранения) сказано:
«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и соц. благополучия, а не только отсутствие болезни и физ. дефектов». Более понятное определение:
«Ты здоровый человек, если можешь сказать:
-у меня ничего не болит;
- я бодрый и веселый;
- мне хорошо дома и с друзьями».
Выделяются 3 компонента здоровья - физический, психический и социальный. На схеме это можно изобразить равносторонним треугольником, где все находится в равных отношениях.
Для решения задачи по сохранению здоровья у подрастающего поколения Министерство образования Российской Федерации инициировало разработку целостной образовательной программы. Эта разработка была осуществлена группой авторов под руководством д.м.н. профессора Касаткина В.Н.
В 2001 г. эта программа появилась как проект и была опубликована в ЛЬ 12 - 2001г. в «Вестнике образования» и начала Ф
Федеральный эксперимент, который длился 2 года. Он проводился в ряде школ Ивановской области, Республике Татарстан и Москвы.
В 2003 г. состоялась коллегия по теме «Здоровье» и в решении было записано: «Внедрить эту программу»
В 2004 г. Институт усовершенствия Орловской области получил пособие по внедрению Междисциплинарной программы «Здоровье».
Эта программа под редакцией В.Н.Касаткина имеет:
- Содержание по всем разделам.
- Ожидаемые результаты (или требования к желаемому усвоению)
- Психологические рекомендации по усвоению программы.
- Фрагменты элементов уроков, тренингов, занятий по опр. темам.
Программа позволяет работать по ней вариативно, т.е. каждый учитель может выбрать себе тоу что считает нужным.
Структура программы включает в себя 3 блока:
- блок - 1-4 классы
- блок - 5-9 классы
- блок - 10-11 классы
В каждом блоке можно самостоятельно выбрать нужный учителю раздел, учитывая свои возможности, там нет кол- личество часов, поэтому нет общего планирования. Формы работы каждый выбирает себе сам. ( предложить готовые планирования по реализации программы «Здоровье»)
Кроме этой программы на курсах были названы и другие.
Всего 12 - из них 5 больших и 7 малых На каждую программу предлагалось методическое пособие для учителя, рабочие тетради для учащихся, книги для работы с родителями.
Каждая школа может выбрать свою программу по которой будет вести работу, но нельзя работать по методическому пособию или просто по пособию.
Реализация междисциплинарной программы «Здоровье»
Существует 3 формы реализации:
- Когда в школе есть ОТДЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ или факультатив и программа реализуется через него ( очень мало школ имеют отдельный предмет, его надо финансировать)
- Когда вообще нет этого часа в учебном планировании и реализуется программа на МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ УРОВНЕ, т.е. ОУ само решает чрез какие предметы реализовать. Эта форма включает и внеклассную работу.
- СМЕШАННЫЙ вид, когда в отдельной параллели есть отдельный предмет, а в других классах - междисциплинарный путь. Например, 1 кл.- факультатив, а в остальных классах - междисциплинарный путь.
Каждой школе предлагается выбрать свою форму реализации, но больший акцент отдается междисциплинарному уровню.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» для учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Для успешного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни учителю необходимо найти решение трех проблем:
- изменение собственного мировоззрения, отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;
- изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности;
- изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Когда педагог будет ответственен в равной мере не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет реально думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности.
На курсах со мной присутствовали педагоги- предметники, а так же заместители директоров по воспитательной работе. Всем было дано задание разработать свое планирование по реализации программы «Здоровье» на своих уроках, а завучам - контроль за реализацией этой программы. На последнем занятии происходила защита этих материалов. Методист отдела охраны здоровья Инна Ионовна Гольдринг одобрила всю нашу работу и даже поблагодарила за новшество.
Поэтому с моделями по реализации программы может ознакомиться каждый желающий педагог нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". На районном семенаре начальных классов....
Обеспечение здоровья школьников – одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В материале обобщен опыт по сохранению и укреплению здоровья школьников ...
Выступление "Современный урок в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая Школа"
Презентация...
Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа".
«Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа»....
Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: Значение и место предмета ИЗО в условиях национальной инициативы "Наша нова школа"
Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа"....
Организация работы классного руководителя и воспитателя в свете национальной инициативы «Наша новая школа»
Краткое содержание выступления на педагогическом совете....
Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»...