Конспект занятия "Вода - источник жизни"
план-конспект по зож на тему
Цель занятия: расширить представления учащихся о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_o_vode.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Вода - источник жизни"
Цель: Расширение представления учащихся о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к пресной воде и водным ресурсам.
Задачи:
- Показать значение воды в жизни человека.
- Воспитать рачительное отношение к пресной воде.
- Формировать ценностное отношение школьников к своему здоровью.
- Содействовать развитию навыков совместной деятельности.
Ход занятия
1. Самоопределение к деятельности. Орг.момент.
- Здравствуйте! Так люди приветствуют друг друга при встрече. Встаньте, поприветствуйте друг друга, подарите свою улыбку.
Что такое «Здравствуй?»
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй!» –
Значит «Будь здоров!»
– Как вы думаете, почему люди желают друг другу здоровья?(Самое дорогое, что есть на свете – это здоровье.)
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач.
“... , у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...” Антуан де Сент-Экзюпери
- О чём это высказывание Антуана де Сент-Экзюпери?
(о воде)
- Как вы его понимаете?
- О каких свойствах воды говорится в высказывании?
- Что для вас вода?
- Сформулируйте тему нашего занятия.
- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии, сформулируйте вопросы.
- Определите задачи нашего занятия.
3. Обобщение и систематизация знаний.
Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?
Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?
Вода - самое распространенное на поверхности Земли химическое соединение и, вместе с тем, самое удивительное. Она - единственное вещество, встречающееся в природе одновременно во всех трех агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном. Вода - универсальный растворитель, она растворяет больше солей и других веществ, чем любое другое вещество.
- Как вы считаете, каково же значение воды?
- Сельское хозяйство
- Среда обитания
- Бытовые нужды
- Электричество
- Перевозка грузов
- Какое значение имеет вода для человека?
Содержание воды в организме человека можете увидеть на экране.
- Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Для чего же это необходимо?
Функции воды в нашем организме.
- Регулирует температуру тела.
- Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.
- Помогает преобразовывать пищу в энергию.
- Помогает усваиваться питательным веществам.
- Защищает жизненно важные органы.
- Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности. (картинка на экране)
Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит её, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.
- Какое значение имеет вода для сельского хозяйства?
- Знаете ли вы, сколько литров воды необходимо для производства 1 кг говядины?
Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды.
- Знаете ли вы, что для того, чтобы вырастить1 кг пшеницы необходимо 1500 литров воды.
- Какой вывод можно сделать, исходя из данных таблицы?
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.
“Почти четверть мировых запасов воды сосредоточено в России”
- Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?
Около 70% земного шара занимает вода, но 97 % вод — солёные, 3 % - пресные. Из них 2/3 — во льдах Антарктиды. Остается 1 % чистой питьевой воды.
Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер.
Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.
- К чему может привести такое безответственное поведение?
При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И, однажды, мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.
Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше выпадает осадков? Нет! Причин несколько: это возросшая потребность человечества в воде - в древности человек потреблял 12- 18 л. воды в день, сейчас – 400-600л. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Цена на питьевую воду растёт с каждым годом.
- С чем это связано?
А причина всё та же – загрязнение. Воду многих рек пить нельзя. Поэтому в Голландии давно продаются бутылки с обыкновенной водой… из Норвегии, да и в Москве и других городах России вода теперь тоже продаётся.
- Как загрязняются водоёмы?
- Загрязнители попадают в пресную воду различными путями: в результате несчастных случаев, намеренных сбросов отходов, проливов и утечек.
- 80 % заболеваний людей в мире вызваны из-за сброса неочищенных сточных вод в водные источники. В сельской местности проблема качества воды стоит очень остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.
- Большой вред пресной воде наносят фермерские хозяйства, удобряющие почву. Попав в реку, навозная жижа может стать причиной серьёзной экологической катастрофы, так как её концентрация в 100 раз больше, чем у сточных вод, обработанных на очистных сооружениях.
- Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти.
В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Она предусматривает такие меры:
- рациональное использование водных ресурсов;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
- повышение уровня защищённости водных ресурсов;
- принятие законодательных актов.
Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.
- А что можем сделать мы?
Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:
- Закрывайте кран во время чистки зубов.
- Вовремя устраняйте протечки.
- Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
- Не используёте токсичные удобрения в саду.
- Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
- Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды.
4. Творческое применение знаний и умений в новой ситуации. Работа в группе.
Поработайте в группе и составьте знаки, которые помогут нам сохранить водные ресурсы нашей планеты.
Праздники:
22 марта – Всемирный день воды
5 июня – День эколога
24 августа – День Байкала
5. Рефлексия.
Если на занятии всё было понятно и, полученная информация пригодится вам в жизни, прикрепите цветок на наше дерево, а если многое осталось непонятным, прикрепите листочек к дереву.
Если не будет чистой воды,
То погибнут все реки и пруды.
Погибнут все народы.. .
Берегите, люди, воду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода - источник жизни на Земле
Поект подготовили учащиеся 4-го класса. Ребята попытались доказать актуальность темы: " Вода - источник жизни на Земле"....
Вода- источник жизни
Материал к уроку по окружающему миру с расочной презентацией, выполненной вместе с детьми для научной конференции...
Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"
В рамках проекта "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя" был создан проект:"Вода...
Солнце- удивительный источник жизни на Земле! паспорт и конспект
паспорт проекта с конспектом занятия...
Конспект по предмету "Мир природы и человека". Тема "Вода - источник жизни"
Конспект урока по теме :"Вода - источник жизни" разработан для 2 класса (обучающиеся с легкими интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОВЗ. В данной разработке урока предст...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"
Конспект открытого урока по окружающему миру "Вода-источник жизни"...