Конспект по предмету "Мир природы и человека". Тема "Вода - источник жизни"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Голубева Екатерина Алексеевна

Конспект урока по теме :"Вода - источник жизни" разработан для 2 класса (обучающиеся с легкими интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОВЗ. В данной разработке урока представлены различные приёмы и формы работы с детьми с ЛИН. Данный урок поможет учащимся обобщить и закрепить полученные знания о таком объекте неживой природы, как вода, а учителям построить так свои уроки, где дети смогут усвоить учебный материал в полном объёме, развивать мыслительную деятельность, вступать в коммуникацию с педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._voda_-_istochnik_zhizni.docx395.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Мир природы и человека                              Дата: 05.10.2022 г.                             Класс: 2 Г класс

             Учитель: Голубева Е.А.

Тема: Вода – источник жизни.

Цельформирование представлений об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы

Задачи:

Образовательные: 

  • показать использование свойств воды в жизни человека;
  • формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании.

Коррекционно-развивающие: 

  • способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;  умению работать в группе, рассуждать и обосновывать свои суждения, обобщать, делать выводы;
  • формировать исследовательские умения в практической деятельности.

Воспитательные: 

  • создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
  • развивать чувства взаимопомощи, поддержки. 

Планируемые результаты:

Базовые учебные действия:

Личностные:

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;

- адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Предметные:

- получить представление о свойствах воды;

- сформировать умение сравнивать воду с другими жидкостями по различным признакам;

- ориентироваться в учебном материале, уметь находить нужную информацию;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- отвечать на итоговые вопросы.

Личностные: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; оценивание себя в роли ученика; понимание ценности учёбы; выработка своей жизненной позиции в отношении мира.

Регулятивные: постановка целей, составление плана, осуществление контроля и коррекции своих действий.

Познавательные: научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания.

Коммуникативные: умение правильно выражать свои мысли, умение слышать, слушать и понимать собеседника, умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Межпредметные связи: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности( речевая практика, русский язык).

Ресурсы для учителя:

- Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основне общеобразовательные программы. В 2 частях. Ч. 2 / [Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. –М.: «Просвещение», 2018. – 79 с.: ил.

- И.М. Бгажнокова Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы). – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

Ресурсы для учащихся:

- Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: «Просвещение», 2018.

- видеофильм «Берегите воду»;

- материалы для изучения свойств воды: стаканы с водой, молоко, сок, лук, пластилин, монеты, карточки с названиями свойств воды.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Формирование эмоционально-положительного настроя обучающихся на учебную деятельность, проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, пенал, дневник).

Прозвенел звонок. Начался урок.

Проверьте, всё ли приготовили к уроку? А чтобы наша работа была успешной, вспомним некоторые правила успешной работы на уроке:

Игра: «Доскажи словечко».

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … (внимательным).

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … (понятно).

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … (руку) поднимать.

- Чем мы занимаемся на уроке «мир природы и человека»?

- Где нам могут пригодится эти знания?

Настраиваются на урок. Встают у парт, приветствуют учителя. Выполняют задание учителя, проверяют готовность  уроку.

2. Актуализация знаний, мотивация

Посмотрите на классный уголок.  Какое сейчас время года?

- Какой сегодня месяц?

- Какой сегодня день недели?

- Отгадайте мои загадки! Напоминаю, что на уроке ученики отвечают не выкрикивая, а поднимают руку.

В речке я бегу, журчу,

К морю я попасть хочу.

Я прозрачна и быстра,

Кто такая я? ____________

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Вода.

- Сейчас запишем отгадку. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число – 5 октября, и тему – Вода – источник жизни.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадки учителя.

Ответ: ВОДА 

Учитель вывешивает на доске слово «Вода»

3. Основная часть

–Сегодня на уроке мы узнаем новое о воде, будем учится относится к ней бережно. Вода будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков.

- Что вы знаете о воде?

- А что же такое свойства?

- Свойства – это признаки, которые будут отличать воду от других предметов.

- Напомните мне, вода к какому объекту природы относится?

- Для того, чтобы узнать какими же свойствами обладает вода, мы проведём опыты. Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.

- Что такое лаборатория?

- На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными-исследователями.

- Кто такой исследователь?

- Чем занимаются ученые-исследователи?

- Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово.

- Какие правила будем соблюдать во время работы?

Правила ТБ (картинки)

-Чётко следовать моим инструкциям.

-При выполнении опыта быть аккуратными.

-Запрещается пробовать на вкус любые вещества без разрешения учителя.

- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Журнале исследований», которым послужит наша рабочая тетрадь.

- Ничто не знакомо нам так хорошо, как эта жидкость. Ведь вода есть повсюду. Для чего вы используете воду?

- Может ли быть жизнь без воды?

- Кому нужна вода на земле?

- Могут ли растения и животные обходиться без воды?

- Вода – самое распространенное вещество на планете Земля. Вода среда обитания для морских животных и рыб. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней.

- Сделайте отметку в нашем «Журнале исследований» Кто не может жить без воды?

(Учитель вывешивает слова: человек, животные, растения)

- Какой вывод можно сделать о значении воды?

Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.

-Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?

Запись в тетради

Ответы детей

-Лаборатория – это специальное оборудованное помещение для научных исследований.

- Человек, который изучает разные предметы и вещества.

Смотрят на картинки по ТБ и слушают правила ТБ и инструкцию по выполнению заданий.

4. Физкультминутка

Давайте с вами немного отдохнём. Встаньте рядом со своими партами, спины держите ровно.

Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (тянут вверх руки)

И их лучики согрели. (обнимают себя)

Вдруг на встречу волк идет (крадутся)

Хитро смотрит, спинку гнет (выгибают спинку)

Мы волчишку обхитрим

На носочках побежим (бег на носочках)

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились. (сели)

Выполняют упражнения физкультминутки (по показу учителя), проговаривая слова (повторяют за учителем).

5. Практическая работа, работа в тетради

- Итак, приступим к нашим опыта с водой и узнаем ее свойства, которые занесем в таблицу на доске и в свой журнал исследований.

- Я предлагаю вам подойти к столу, где мы будем проводить наши исследования.

На доске: (слова прикрыты полосками бумаги)

Цвет

Текучесть

Запах

Вкус

Учитель открывает первое свойство «цвет»

-Однажды мне стало интересно, есть ли у воды цвет. Давайте узнаем.

Опыт № 1. Вода прозрачная.

Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, монеты.

- Посмотрите, что у нас на столе?

-  Что в них видите?  

- Возьмите монетки, и положите их в каждый стакан.  

- В каком стакане нам видны монетки: с молоком или водой?

- Почему?

- О чем это говорит?

- Какое свойство воды мы увидели?

- Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Учитель размещает картинку-ассоциацию (прозрачная картинка)

-  Давайте отметим это свойство в таблице.

- Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).

Опыт № 2. Вода текучая.

Оборудование: вода, блюдца, стакан, бумажные полотенца.

(учитель «случайно» опрокидывает стакан с водой)

- Ой! Что произошло?

- И что же с ней произошло на подносе?

- Почему перевернутый стакан стал пустой?

- Попробуйте взять в ладошки воду.

- Получилось у вас? Почему?

- Как вы думаете, какое свойство воды мы наблюдали? 

- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.

(учитель открывает – текучесть)

-  Вода текучая.

Учитель размещает картинку-ассоциацию (с краном из которого течет вода)

- Сделайте отметку в нашем «Журнале исследований»

- Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).

- Продолжим наши опыты.

Учитель открывает след. свойство «запах»

-А потом мне стало интересно, есть ли у воды запах. Давайте узнаем.

Опыт № 3. Вода не имеет запаха.

Оборудование: стаканы с водой, лук в стакане

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. (2 стакана непрозрачные: лук, вода)

- Глаза мы завяжем. Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать.

- Что нам помогло определить запах?

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха?

- А теперь и вы понюхайте в стакане воду и попробуйте определить чем она пахнет?

- Какой сделаем вывод?

- И это ещё одно свойство воды - ни я, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали. Значит, вода не имеет запаха. 

- Сделайте отметку в нашем «Журнале исследований»

- Продолжим наши исследования.

Учитель открывает след. свойство «вкус»

- И еще один вопрос меня беспокоил, есть ли у воды вкус. Давайте узнаем.

Опыт № 5. Вода не имеет вкуса.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

- Мы пьем воду, сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.  Что для этого нужно сделать, чтобы узнать, есть ли у воды вкус?

- И это ещё одно свойство воды - Вода не имеет вкуса.

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

Ответы учащихся с опорой на практический материал и иллюстрации.


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

6. Итог урока.

- Итак, с какими свойствами воды мы познакомились?

-О чём мы сегодня говорили на уроке? Чему учились? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?

Молодцы! Вы сегодня хорошо работали на уроке!

Выставление оценок.

Домашнее задание – учебник с.60-62, читать, отвечать на вопросы.

Вода – прозрачная, без вкуса, без запаха, текучая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока мир природы и человека во 2 классе. Тема: Весна

Тема: Весна. (Слайд 1)Цель: Обобщить знания учащихся о сезонных изменениях в природе.Задачи:Образовательные: дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной.  Коррекционно-раз...

Конспект урока мир природы и человека "Земля и солнце"

Цели урока: познакомить с планетой Земля и звездой - Солнцеразвивать умение рассуждать, внимание, память, устную речь;воспитывать бережное  отношение к окружающему нас миру....

Конспект урока мир природы и человека "Домашние животные"

Урок живого мира по теме: «Домашние животные» в 1 классе Тема: «Домашние животные»...

Конспект урока "Мир природы и человека" в 1 классе "Одежда и занятия людей зимой"

Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....

конспект рока мира природы и человека по теме "Транспорт. Мы-пассажиры".

Конспект урока мира природы и человека по теме "Транспорт. Мы-пассажиры"....

Конспект урока «Мир природы и человека» Тема: Свойства воды (вода прозрачна, течет, не имеет формы, без вкуса и запаха).

1 класс «Мир природы и человека»Тема: Свойства воды (вода прозрачна, течет, не имеет формы, без вкуса и запаха)....

Конспект урока мир природы и человека в 4 классе на тему "Зима. Изменения в природе зимой"

Конспект урока мир природы и человека в 4 классе на тему "Зима. Изменения в природе зимой"...