Программа по здоровьесбережению "Я — здоровый человек!"
рабочая программа по зож на тему
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по здоровьесбережению "Я — здоровый человек!"
Паспорт программы
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
Основные разработчики программы: Минзанова Светлана Викторовна-учитель начальных классов, Козлова Татьяна Александровна –учитель начальных классов
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся начальной ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
- отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- создать информационный банк о состоянии здоровья детей;
- организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
- формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
- осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;
Сроки реализации программы: курс начальной школы
Перечень основных блоков:
Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
Психологический (работа педагога-психолога);
Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
Блок двигательной активности (физическое развитие)
Исполнители. Педагоги школы
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы будут:
- снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
- повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус ребёнка;
- апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
- увеличено число детей , соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
- разработана школьная программа по здоровьесбережению;
- разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
- включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
- организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.
Система управления и контроля за реализацией программы.
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.
Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО учителей начальных классов .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
- 14 % детей практически здоровы;
- 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Анализ уровня заболеваемости за период обучения в начальном звене, показал, что у 44 % обучающихся наблюдается предрасположенность к заболеваниям связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом. Еще одним фактором, подтолкнувшим к созданию данной программы, послужило наличие в классах обучающихся с нарушениями осанки и зрения.
Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
- интенсификация учебного процесса и гиподинамия;
- стрессовая ситуация в семье и школе;
- несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная подготовка родителей в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
низкий уровень медицинского обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной, необходимой медицинской помощи;
формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.
В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.
Программа построена на основе принципов:
- Раскрой себя в каждом деле.
- Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.
- Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.
Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.
Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ “Об образовании”; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7; “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02” // Официальные документы в образовании – 2003, №3; приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ” // Официальные документы в образовании 20/2002; письма Минобразования “О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению “Здоровье сберегающие технологии””// Официальные документы в образовании - 2002, №26; письма Минобразования РФ от 21.02.2001 №1 “О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) ОУ”; приказа Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619 “О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде” // Вестник образования – 2000, апрель №8; письма Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков”; санитарных правил “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях” // Вестник образования – 2000, №1; решения коллегии Минобразования РФ от 08.04.1997 г. № 4/2 “Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией”; закона от 29.11.2000 г. №821 “Об образовании в Кемеровской области”; региональной программы “Здоровье и образование”; приказа Минобразования России и Минздрава России от 30.06.98 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”).
Цель программы: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Задачи:
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
- повышение двигательной активности младших школьников;
- формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
- организация мониторинга здоровья и физического развития;
- признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.
Миссия программы — научить “безопасному плаванию по жизни”
Основные блоки программы:
- педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
- психологический (работа педагога-психолога);
- социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
- блок двигательной активности (физическое развитие).
Задача классного руководителя в педагогическом блоке – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.
Социально-профилактическая работа в социальном блоке по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению учащихся “группы риска” поможет педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат. Комплексный психолого-педагогический подход к проблеме позволит аккумулировать эффект от взаимодействия всех специалистов.
Блоки реализуются через основные направления работы, представленные по годам (Приложение 1)
Предполагаемые результаты
- положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
- повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
- валеологическая просвещенность учащихся;
- увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни.
Механизм осуществления программы
Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования детей и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
Средства достижения цели:
- Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
- Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.
Просветительская работа с родителями (законными представителями):
- отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания;
- эффективная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;
- включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы;
- лекции, семинары, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.
Разделы программы | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Гигиена школьника | 5 часов. | 3 часа. | 3 часа. |
Основы безопасности жизнедеятельности | 12 часов. | 15 часов. | 15 часов. |
Разговор о правильном питании | 5 часов | 4 часа | 4 часа |
Экология | 6 часов. | 6 часов. | 6 часов. |
Этикет | 5часов | 5часов | 5часов |
Встреча с мед. работником | 1 час | 1 час | 1 час |
Разделы программы | 1 класс. | ||
Самосознание и саморегуляция | 10 часов | ||
Личная безопасность и профилактика травматизмя | 3 часа | ||
Организм человека и охрана его здоровья | 15 часов | ||
Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья | 3 часа | ||
Встреча с мед. работником | 1 час |
Литература
- Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
- Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
- Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
- Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
- Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
- Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
- Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
- Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
- Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
- .Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
- Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
- Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Программа функциональной экспресс-диагностики и мониторинга состояния здоровья человека на основе системы "Диакомс"
Основой программы является компьютерный комплекс экспресс-диагностики и мониторинга состояния здоровья человека на основе системы "Диакомс"...
Перечень основных мероприятий по реализации программы «Я – здоровый человек»
Приложение к программе по здоровьюсбережению "Я-здоровый человек"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим ...
Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация»
Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация»...
Конспект урока развития речи в 4 классе «Здоровье человека. Понятие о "здоровом образе жизни". Отличие больного человека от здорового. Режим дня школьника. Сон и его значение в жизни человека. Режим питания.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок....