Программа внеурочной деятельности "Здоровей - ка"
методическая разработка по зож на тему
Программа разработана для учащихся начальной школы, на основе Дневников здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_zdorovey-ka.docx | 78.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа»
Утверждена:
28 августа 2011 года
Директор школы: ___________
/С.Н.Графкина/
Программа
«Здоровей-ка»
(разработана на основе Дневника здоровья)
Направление внеурочной деятельности:
(спортивно- оздоровительное)
1 – 4 класс
Коротаева Галина Анатольевна -
учитель начальных классов
Омская область, Усть – Ишимский район, с.Никольск , 2011г.
Пояснительная записка
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Данная программа ориентирована на развитие у учащихся интереса к собственному физическому развитию; на формирование устойчивой мотивации к выполнению гигиенических рекомендаций и правил, на соблюдение режимных моментов учебного дня и досуговой деятельности; на формирование готовности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и другими формами активного отдыха.
Реализация программы начинается с сентября месяца с проведения мероприятия «Путешествие по стране Здоровья», чтобы знакомство с «Дневником здоровья» стало для детей еще одним ярким и значимым событием школьной жизни.
Цель программы - формирование у младшего школьника мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
- формировать ответственное отношение к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;
- закреплять гигиенические навыки и привычки;
- приобщать к разумной физической активности;
- ознакомить с режимом дня и правильным питанием;
- формировать навыки наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.
Общая характеристика программы
Программа представляет серию мероприятий, которые организуются и проводятся для того, чтобы заинтересовать учащихся и научить их заботиться о своём здоровье и укреплять его. Для успешной реализации программы необходима совместная деятельность педагогов (классного руководителя и учителя физкультуры), детей и родителей. Программа «Здоровей – ка!» может стать частью комплексной программы по формированию здорового образа жизни обучающихся начальной ступени образования.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности
- кадровое обеспечение программы
- методическое обеспечение программы
- педагогические условия
- материально-техническое обеспечение.
Описание места программы в учебном плане
Программа «Здоровей – ка!» разработана для учащихся начальной школы, ориентирована на достижение первого уровня образовательных результатов. Общая продолжительность 1 класс-18 часов, 2 класс -20 часов, 3 класс – 26 часов, 4 класс – 26 часов. Первое полугодие 1 учебный час в 1 классе – 35 минут, второе полугодие – 40 минут. Во втором, третьем и четвёртом классах – 45 минут. Реализуется классным руководителем, учителем физкультуры, медицинским работником, родителями. Программа реализуется по 1 часу в неделю, начиная с октября месяца.
Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения программы
- В сфере личностных учебных действий формируется умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей здорового образа жизни; самостоятельно формулировать самые простые общие для всех людей правила здорового образа жизни как основы общечеловеческих базовых ценностей.
- В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся определяют цели своей деятельности, последовательность работы по плану; проговаривают последовательность своих действии; отличают верно выполненное и неверно выполненное задание.
- В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся с помощью учителя и сами выдвигать предположения, осуществлять их проверку; ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); пользоваться доступными источниками информации; выстраивают речевое высказывание в устной форме.
- В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся учатся выражать свои мысли, объяснять свою позицию; овладевают навыками сотрудничества в группе; учатся разновозрастному общению, различному ролевому поведению.
Содержание программы
Соответствует Дневникам здоровья 1, 2, 3, 4 классов
Тематическое планирование
первый год
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды деятельности | Форма представления результата | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Вводное занятие «Путешествие по стране Здоровья» | 1 | 1 | Знакомство с дневником здоровья | Фотогазета по итогам праздника | ||
Это – я! | 2 | 1 | 1 | Любимое занятие, хобби | Проект «Наш класс» | |
Я расту! | 2 | 1 | 1 | Измерение роста учащихся(сентябрь, ноябрь, январь, апрель) | Выпуск журнала «Рекорды класса» | |
Моя двигательная активность | 1 | 1 | Любимые игры на свежем воздухе | Фотогазета о проведённом событии | ||
Конкурс «Быстрее, выше, сильнее» | 1 | 1 | Сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость | Оформление результатов в классном Уголке здоровья | ||
Мой режим дня | 2 | 1 | 1 | Соблюдение режима дня, его значение в жизни | Выпуск листков здоровья (о режиме дня) | |
Моё питание | 1 | 1 | Режим питания, правильное питание (белки, жиры, углеводы, витамины) | Реклама полезных продуктов | ||
Я забочусь о здоровье | 4 | 2 | 2 | Упражнения для улучшения зрения, пальчиковая гимнастика, упражнения для правильной осанки, личная гигиена | Оформление копилки полезных советов | |
Я и другие | 2 | 1 | 1 | Моя семья, мои друзья, мои одноклассники | Проект «Моя семья» | |
Мои достижения | 1 | 1 | Выводы по выполненной работе | Оформление результатов в классном Уголке здоровья | ||
«Праздник Здоровья» | 1 | 1 | Что узнали? Чему научились? | Фотогазета о проведённом событии |
Всего по программе 18 часов (9 часов – теория, 9 часов – практика)
Тематическое планирование
второй год
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды деятельности | Форма представления результата | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Вводное занятие «Мой маршрут игры» | 1 | 1 | Знакомство с дневником здоровья | Фотогазета по итогам мероприятия | ||
Это – я! | 2 | 1 | 1 | Любимое занятие, хобби | Проект «Наш класс» | |
Я расту! Я изменяюсь. | 2 | 1 | 1 | Измерение роста учащихся(сентябрь, ноябрь, январь, апрель); основные органы человека | Выпуск журнала «Рекорды класса» | |
Моя двигательная активность | 1 | 1 | Любимые игры на свежем воздухе | Проект «Моя игра» | ||
Конкурс «Быстрее, выше, сильнее» | 4 | 1 | 3 | Сила, координация, гибкость, быстрота, выносливость | Оформление результатов в классном Уголке здоровья | |
Мой режим дня Календарь каникул | 2 | 1 | 1 | Соблюдение режима дня (и в каникулы), его значение в жизни | Выпуск листков здоровья (о режиме дня) | |
Моё питание | 1 | 1 | Режим питания, правильное питание (белки, жиры, углеводы, витамины). Игра «Магазин полезных продуктов» | Реклама продуктов в магазине | ||
Я забочусь о своём здоровье | 2 | 1 | 1 | Упражнения для улучшения зрения, пальчиковая гимнастика, упражнения для правильной осанки, личная гигиена | Оформление копилки полезных советов | |
Мой день рождения | 2 | 1 | 1 | Моя семья, мои друзья, мои одноклассники | Проект «Мой день рождения» | |
Это мой дом | 1 | 1 | Выводы по выполненной работе | Оформление результатов в классном уголке | ||
Созвездие моих достижений «Праздник Здоровья» | 2 | 1 | 1 | Что узнали? Чему научились? | Фотогазета о проведённом событии |
Всего по программе 20 часов (9 часов – теория, 11часов – практика)
Тематическое планирование
третий год
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды деятельности | Форма представления результата | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Вводное занятие «Весёлые старты» | 2 | 1 | 1 | Знакомство с дневником здоровья | Фотогазета по итогам мероприятия | |
Это – я! | 2 | 1 | 1 | Мои результаты работы | Проект «Я – личность!» | |
У меня есть цель и задачи | 2 | 1 | 1 | Постановка целей и задач на новый учебный год | Оформление своих целей и задач в Дневнике здоровья | |
У меня есть план | 1 | 1 | Разработка плана действий для достижения целей и задач | Оформление плана действий в Дневнике здоровья | ||
Один дома | 2 | 1 | 1 | Предупреждение опасных ситуаций «Берегись бед, пока их нет» | Оформление результатов в классном Уголке здоровья | |
Учимся выбирать продукты | 2 | 1 | 1 | Знакомство с информацией на этикетке | Выпуск памятки «Как сохранить продукты» | |
Учимся читать знаки | 3 | 1 | 2 | Запрещающие и предупреждающие знаки; знаки, указывающие путь к спасению | Картотека дорожных знаков, памятка «Как действовать при пожаре» | |
Безопасная дорога | 2 | 1 | 1 | Опасные дорожные ситуации | Игра «Безопасная дорога» | |
Марафон здоровья | 4 | 1 | 3 | Быстрота, сила, гибкость, выносливость | Оформление результатов в классном Уголке здоровья | |
Школа юного туриста | 3 | 1 | 2 | Как развести костёр, поставить палатку, вязать узлы, оказывать первую помощь | Правила безопасного поведения у источника воды | |
Учимся распознавать опасности. Итоги года | 3 | 1 | 2 | Подозрительный предмет, чужая собака, незнакомый человек | Правила безопасной работы на компьютере |
Всего по программе 26 часов (11 часов – теория, 15часов – практика)
Тематическое планирование
четвёртый год
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды деятельности | Форма представления результата | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Вводное занятие Поход «Лесными тропами» | 4 | 1 | 3 | Знакомство с дневником здоровья | Фотогазета по итогам мероприятия | |
Это – я! | 2 | 1 | 1 | Мои результаты работы | Проект «Я и мои достижения» | |
Учимся разрабатывать проект | 3 | 1 | 2 | Знакомство со сказкой С.Михалкова «Три поросёнка» | Правила успешной совместной деятельности. План реализации проекта «Дом- крепость» | |
Учимся разрабатывать исследовательский проект | 4 | 1 | 3 | Анкета «Моя двигательная активность» Результаты развития моих физических качеств (таблица) | Представление результатов в Уголке здоровья | |
Учимся разрабатывать конструкторский проект | 4 | 1 | 3 | Проект «Спортивно- игровая площадка «Стартуют все!»» Составление плана и макета площадки | Требования «Какой должна быть площадка» План и макет в Дневнике здоровья | |
Учимся разрабатывать социальный проект | 4 | 1 | 3 | Проект «МЫ- здоровое поколение Сибири» Акция «Я научу тебя играть» | Сборник подвижных народных игр, фотогазета | |
Радуга успеха | 3 | 1 | 2 | Самооценка своих действий, знакомство с инструкцией | Результаты по самооценке в Дневнике здоровья | |
Итоговое занятие по работе с Дневником здоровья | 2 | 1 | 1 | Выводы по проделанной работе | Результаты в Уголке здоровья, в Дневнике здоровья, фотогазете |
Всего по программе 26 часов (8 часов – теория, 18 часов – практика)
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение
программы
- Дневник здоровья: 1 класс / Авт.- сост.: Е.И.Кривополенко, Л.А.Кучегура, Е.И.Рыбченко, Н.В.Васильева; науч. рук.: Т.С.Горбунова – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011г.
- Дневник здоровья: 2 класс / Авт.- сост.: Е.И.Кривополенко, Л.А.Кучегура, Д.О.Замотина; – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012г.
- Дневник здоровья: 3 класс / Авт.- сост.: Е.И.Кривополенко, Л.А.Кучегура, В.В.Дзюба; – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2013г.
- Дневник здоровья: 4 класс / Авт.- сост.: Е.И.Кривополенко, Л.А.Кучегура, науч. рук.: Т.С.Горбунова – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014г.
- Игры с пальчиками О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова Москва, АСТ: «Астель, 2002 г.
- Школа здоровья: Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников / Авт.- сост.: Л.А.Кучегура, Е.И.Кривопаленко, Н.В.Васильева – Омск: БОУДПО «ИРООО», - 2011 г.
- Оздоровительные основы физических упражнений: Л.Д.Назаренко – Москва: Владос – Пресс, 2002 г.
- К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений / Авт.- сост.: В.Ф.Феоктистов, Л.В.Плиева. – Волгоград: Учитель, 2010 г.
- Лучшие спортивные игры для детей и родителей Ю.А.Антонова – Москва, ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом 21 века», 2006 г.
- 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.П.Фатеева – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
- Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, силомер, секундомер, гимнастические коврики)
- Школьные принадлежности (цветные и простые карандаши, ручки, резинки , линейки, ватман, альбом, краски)
- Часы, весы, ростомер.
Планируемые результаты изучения программы
В результате освоения программы учащиеся начальной школы
Узнают:
- основные сведения о здоровом образе жизни;
- о позитивных факторах, влияющих на сохранение здоровья младшего школьника;
- о правильном (здоровом) питании, его режиме;
Получат опыт:
- рациональной организации режима дня и двигательной активности;
- позитивного межличностного общения с одноклассниками и ребятами других классов;
- исследовательской, проектной деятельности;
- приобщатся к здоровьесберегательной деятельности.
Смогут:
- анализировать состояние своего организма при отборе релаксационных упражнений для физической и эмоциональной разгрузки;
- придерживаться режима дня;
- выполнять правила личной гигиены;
- анализировать свои поступки, поведение с целью сохранения и укрепления здоровья;
- принимать активное участие в подвижных играх со своими сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...