Игровые оздоровительные технологии на уроках обучения грамоте.
консультация по зож (1 класс) на тему
Игровые оздоровительные технологии в начальной школе.
Автор: Виноградова Ольга Евгеньевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ№147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
« Высокоразвитый человеческий интеллект
берет свое начало в человеческих движениях».
Г. Доман
Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это запрет на движение. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его ценнейшим чувством- чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность - одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. Вместе с тем, работая мышцами. Ребенок не только расходует. Но и копит энергию, которая дают ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для развивающегося организма является костно – мышечная система , а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и самый совершенный в природе мыслительный аппарат – головной мозг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья на тему " Игровые оздоровительные технологии в начальной школе". | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые оздоровительные технологии в начальной школе.
Автор: Виноградова Ольга Евгеньевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ№147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
« Высокоразвитый человеческий интеллект
берет свое начало в человеческих движениях».
Г. Доман
Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это запрет на движение. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его ценнейшим чувством- чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность - одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. Вместе с тем, работая мышцами. Ребенок не только расходует. Но и копит энергию, которая дают ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для развивающегося организма является костно – мышечная система , а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и самый совершенный в природе мыслительный аппарат – головной мозг.
В современной начальной школе умственная деятельность по – прежнему относиться к числу самых трудных для детей, чьи клетки коры головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, и поэтому большие нагрузки могут вызвать их истощение .Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга, а младшим школьникам свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах внутреннего торможения .При интенсивной и длительной умственной деятельности у ребенка начинает развиваться утомление. О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:
- снижение продуктивности учебного труда ( увеличивается число ошибок, время выполнения заданий);
-ослабление внутреннего торможения ( наблюдается двигательное беспокойство ,частые отвлечения, рассеянность);
-ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
- появление чувства усталости.
Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения домой. Однако при неблагоприятных гигиенических условиях, при несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в поведении и деятельности учеников .Для большинства случаев характерны:
-резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
- функциональные нервно- психические расстройства ( потеря аппетита, нарушение сна);
-стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма( аритмия и др.);
-снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Указанные признаки уже не исчезают после кратковременного отдыха и даже после ночного сна. Для полного восстановления работоспособности необходим не только длительный отдых, но и в ряде случаев – комплексное лечение с применением медикаментозных средств.
Средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет не менее 12-16 часов в неделю. Но анализ суточной, недельной и сезонной двигательной активности показал ,что необходимого для нормального роста и физического развития объема двигательных нагрузок младшие школьники недополучают вполовину.
Ограничение двигательной активности, таким образом, противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост. Ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития учащихся.Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания.
Свой важный вклад в поддержании двигательного режима младших школьников призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.
В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные игры, спортивные и специальные – оздоровительные ( коррекционно – оздоровительные) игры.К подвижным относятся игры, направленные приемущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных ,разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.
К спортивным играм относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники.
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние особого психологического комфорта.
Современному педагогу и воспитателю необходимо включать в свою работу игровые оздоровительные технологии.
Используемая литература: Сикорский И. А. « Психологические основы воспитания и обучения»- Киев, 1909г.;
Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. «Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов»-1996г.;
Лесгафт П. Ф. Изданные педагогические сочинения.-М.: Издательство АПН РСФСР, 1951г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Данная проект формирует систему работы с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте....
Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"
Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....
Игровые технологии на уроках обучения грамоте
Презентация к докладу "Игровые технологии на уроках обучения грамоте"...
Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте и русского языка.
Значение игровых технологий в повышении интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте и русского языка....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ
Мультимедиа технологии являются широко распространенным вариантом интенсификации образовательного процесса. Появление систем мультимедиа привело к революционным изменениям в образовании. Самым распрос...
Приемы ТРИЗ технологии на уроке обучения грамоте.
Предмет: Обучение грамоте (букварный период). Тема: "Буква Ъ"...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обучения грамоте.
Актуальность данной темы. Один из важнейших этапов в жизни ребенка-это поступление в школу. На этот период у ребенка еще не в полной мере развиты важные для школьно...