Занятие "Беречь воду - беречь жизнь" (1,3 класс)
план-конспект по зож на тему

Конспект занятия научного общества с участием учащихся 1 и 3 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassmnoe_meropriyaie_berech_vodu-berech_zhizn.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Школа здоровья»

Учитель: Воробьёва Валентина Владимировна, Павлова Юлия Сергеевна

Класс: 1 «А», 1 «Б», 3 «Б», 3 «В»

Технологическая карта

Тема: «Беречь воду – беречь жизнь!»

Форма проведения: мастер-класс

Цель: доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человек

Оборудование:

- мультимедиа: 6 слайдов (Приложение № 1)

- раздаточный материал: карточки с текстом, с задачами, со стихотворением, с инструкцией (Приложение № 2)

- полоски картона, «капельки»

- пластмассовые бутылки с чистой и грязной водой

- фильтры

- марля, ткань, ватный диск

- клей

Задачи

Предметные:

1) выявить у учащихся ранее полученные знания о воде

2) дать представления о роли воды в жизни человека

3) научить фильтровать воду в быту

Метапредметные:

1) понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

2) работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы

Личностные:

1) выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

2) воспитывать бережное отношение к воде как бесценному дару природы

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент. Эмоциональный настрой (слайд № 1)

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались на открытое заседание Научного Школьного Общества. Ребята, работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах (слайд № 2)

Учащиеся читают правила работы в группах.

Введение в тему.

-  Отгадайте загадку:

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

- Начнём наше заседание с просмотра фильма.

- Вы увидели, что вода может находиться в разных состояниях. Иногда вода даже может приносить вред. Но всё равно мы постоянно говорим о её сбережении. Почему?

- Тема нашего заседания «Беречь воду – беречь жизнь» (слайд № 3)

- Сегодня нам предстоит доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека.

Актуализация знаний.

- Мы с вами уже два раза посетили Музейный комплекс «Вселенная воды». Как называется проект, над которым вы работаете?

- Что вы уже узнали о воде?

- Какие задания выполняли?

- Сейчас мы проверим ваши знания. Поиграем в игру, которая называется «Да – нет». Я буду читать утверждения, а вы, если согласны с этим утверждением, хлопаете в ладоши, а если не согласны, топаете ногами.

Игра «Да – нет».

  • Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
  • Вода превращается в лед при температуре  + 10 градусов.
  • Лед – вода в твердом состоянии.
  • Снег при таянии превращается в лёд.
  • Вода имеет запах и цвет.
  • Источником загрязнения воды являются фабрики и заводы.
  • Морская вода имеет кислый вкус.
  • В реке вода пресная.

Учащиеся называют отгадку: вода.

- просмотр фильма, обсуждение

выражение своих мыслей

Фронтальный опрос.

Учащиеся формулируют ответы.

Ответы учащихся (вопросы 1, 3, 6, 8 – да; вопросы 2, 4, 5, 7 – нет)

 Открытие нового знания.

- На ваших столах лежат конверты. Достаньте из конверта карточку под номером 1. На ней написан текст. Вам нужно внимательно прочитать текст и найти доказательство той проблемы, которая написана на вашей карточке. Эти предложения подчеркните маркером.

 Беседа:

- Что важное вы узнали из этих текстов?  

- Как думаете, надолго ли нам хватит чистой воды, если мы будем её постоянно загрязнять?

- А как вы считаете, что делается у нас в стране, чтобы решить данную проблему?

- Как такую проблему решают в вашей семье?

- Представьте, что вы пошли в поход. Фильтра с собой у вас нет, чистая вода, которую вы взяли с собой, уже закончилась. Рядом река, но можно ли из неё пить? Что делать?

- Можно ли самим приготовить фильтр в походных условиях?

- Давайте попробуем.

Учащиеся работают с текстом, озвучивают результат работы.

выражение своих мыслей

Практическая работа.

- Сейчас каждая группа изготовит фильтр, а потом мы все вместе посмотрим, какой из этих фильтров лучше очищает воду. Достаньте карточку под номером 2. Внимательно прочитайте инструкцию по сборке и применению фильтра.

- Как думаете, как можно использовать отфильтрованную через ватный диск воду?

- Можно ли её уже пить?

- Что нужно ещё сделать, чтобы эта вода стала пригодной для питья?

- Оцените свою работу в группах. Напротив каждого пункта правил нарисована капелька. Закрасьте её в голубой цвет, если вы считаете, что выполнили этот пункт, работая в группах.

Учащиеся делают выводы, и один представитель от каждой группы, рассказывает, что они наблюдали.

Выводы: 1) сетка пропускает крупный мусор, но остаются песчинки и соринки;

                2) ткань пропускает песчинки и соринки, но вода мутная;

                3) ватный диск не пропускает даже самые мелкие соринки.

выражение своих мыслей

промежуточная рефлексия

- Пора немного освежиться. Давайте отдохнём.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Продолжение работы.

- Вы научились фильтровать воду и делать её пригодной для питья. Но, как вы уже знаете, пресной воды становится всё меньше.

- Можете ли вы сами экономить воду? Как это можно сделать?

- Кто из вас выполнил задание, узнав, за какое количество времени накапает вода из крана в стакан?  

- Хотите узнать, сколько воды тратится, а иногда даже напрасно? Для этого будем решать задачи. Достаньте карточку под номером 3. Внимательно прочитайте и решите задачу.

- Вас впечатлили эти цифры? Представьте, что эту воду нельзя уже использовать ни для питья, ни для приготовления пищи.       

 - Доказали ли мы, что воду надо беречь? Достаньте карточку под номером 4. Соберите стихотворение, призывающее беречь воду.

выражение своих мыслей

Учащиеся решают задачи, напечатанные на карточках.

проверка (слайд № 4)

Учащиеся работают со стихотворением.

проверка (слайд № 5)

Итог.

- Подведём итоги нашей работы. Какую цель ставили в начале нашего заседания?

- Какой вывод можем сделать?

- Каким способом очищали воду?

- Как можем сами беречь воду?

- Скоро мы с вами снова посетим Музейный комплекс «Вселенная воды», где нам расскажут о том, как вода попадает в дома горожан, о том, сколько воды необходимо каждому жителю в день и сколько её расходует город.

- Готовы узнать новые тайны о воде?

Фронтальный опрос.

Рефлексия деятельности

- Оцените свои достижения на сегодняшнем заседании с помощью капелек. Если вы считаете, что знания, полученные на занятии, полезны и пригодятся в жизни, приклейте на полоску картона голубую капельку. Если вы считаете, что знания, полученные на занятии, вам в жизни не пригодятся, приклейте белую капельку.

- Как думаете, как вы можете использовать эти изделия?  

- На этом наше заседание подходит к концу. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь…» (слайд № 6) 

Учащиеся производят самооценку своей деятельности, у них получаются закладки.

Приложение № 1:

Слайд № 1:

Заседание Научного Школьного Общества

Слайд № 2:

                  Правила работы в группах:

1. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
2. Уважаем мнение собеседника.

3. Работаем дружно, помогая друг другу.

Слайд № 3:

Беречь воду – беречь жизнь!

Слайд № 4:

Задача 1: В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?

Ответ: 24 стакана.     

Задача 2: При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер наберется за неделю?

Ответ: 7 вёдер.

Задача 3: 1 литр сточных вод, попадая в водоёмы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды. Сколько литров хорошей воды испортят 10 литров сточных вод?

Ответ: 1000 литров.

Слайд № 5:

Воду попусту … ,                         кран

Дорожить водой … !                    океан     

Закрывай покрепче … .                не лей 

Чтоб не вытек … !                         умей

Слайд № 6:

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь…

                                                                   Антуан де Сент-Экзюпери.

Приложение № 2:

Карточка № 1:

Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом на нём изображают воду. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в океанах и морях, но морская солёная вода непригодна для питья. Пресной воды существенно меньше, на сегодняшний день она составляет около 3% от всего объёма воды на земле. 

        При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные также гибнут от недостатка воды. Человек может прожить без воды всего лишь несколько дней. Острый недостаток в пресной воде испытывает треть населения. Есть места, куда воду привозят на машинах, в цистернах. Воды недостает в Нью-Йорке, Токио, Париже и многих других городах.

        Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери  - все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания.

        Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Проблемы:         

1. Вода – источник жизни.

2. Запасы пресной воды небезграничны.

3. Вода в опасности!

Карточка № 2:

Инструкция по сборке и применению фильтра.

I. Соберите фильтр:

  1. Вставьте конус в пластмассовый стакан.
  2. В конус первого фильтра положите марлю. В конус второго фильтра положите ткань. В конус третьего фильтра положите ватный диск (вату).

II. Налейте в каждый фильтр небольшое количество грязной воды.

III. Понаблюдайте, что происходит с водой.

IV. Сравните полученную воду с чистой водой.

V. Сделайте вывод.

Карточка № 3:

Задача: В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?

Задача: При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер наберется за неделю?

Задача: 1 литр сточных вод, попадая в водоёмы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды. Сколько литров хорошей воды испортят 10 литров сточных вод?

Карточка № 4:

Воду попусту … ,                        кран

Дорожить водой … !                   океан     

Закрывай покрепче … .               не лей 

Чтоб не вытек … !                        умей

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект занятия кружка "Движение - это жизнь" в 1 классе по ПДД

Занятие было проведено для первоклассников и их родителей,  мероприятие проходило весело и поучительно....

«Почему воду надо беречь?» Урок в 3 классе. Окружающий мир

Урок  о причинах загрязнения водоемов.Знакомит детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учит бережно относиться к воде и экономить воду....

Конспект занятия "Беречь воду - беречь жизнь!"

На занятии дети совместно с учителем доказывают необходимость бережного отношения к воде...

Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс.

Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс. ...

Беречь воду- значит беречь жизнь

Беречь воду- значит беречь жизнь...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему нужно беречь воду?" УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование представления о причинах загрязнения воды; обобщение правил по сохранению чистой воды. Задачи урока Планируемые ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Почему нужно беречь воду", УМК «Школа России», 3 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о причинах загрязнения воды; обобщение правил по сохранению чистой воды. Задачи урока:Ди...