Программа внеурочной деятельности "33 силача"
рабочая программа по зож на тему
Программа для начальной школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«33 БОГАТЫРЯ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение. 3
- Пояснительная записка. 4
- Учебный план. 6
- Учебно-тематический план. 6
- Содержание деятельности. 7
- Методическое обеспечение в рамках реализации программы. 8
- Список литературы. 10
1.ВВЕДЕНИЕ.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Объём часов, отпущенных на занятия, составляет 33 часа. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.
Предлагаемая программа «33 богатыря» предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1 – ом классе по разделам «Подвижные игры», «Гимнастика с элементами акробатики», «Лёгкая атлетика» школьной программы.
Структура программы включает пояснительную записку, учебный план, учебно-тематический план по каждому году обучения, содержание по каждому году обучения, методическое обеспечение в рамках реализации программы и список литературы.
В распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их – значит не решать главную задачу образования – подготовку ребёнка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа курса внеурочной деятельности учащихся разработана на основе государственного стандарта основного общего образования и комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (Авторы доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич)
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Лёгкая атлетика занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании школьников. Различные виды ходьбы, бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждое занятие физической культурой, а также во внеклассные мероприятия (оздоровительные и спортивно-массовые). Важное место легкоатлетическим упражнениям отводится и на занятиях в школьных спортивных секциях, а также на занятиях во второй половине дня. В начальной школе (1 – 4 классы) на занятиях во второй половине дня используются отдельные элементы лёгкой атлетики преимущественно в игровой форме.
Большое значение в физическом воспитании и развитии младших школьников имеют общеразвивающие и акробатические упражнения. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно впервые годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования спортивных упражнений. Большое внимание уделяется формированию правильной осанки в процессе занятий раздела гимнастики.
Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Программа «33 богатыря» разработана для учащихся 1-ого класса в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» и рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Цель:
- создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья младших школьников через игровую деятельность.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников;
- пропаганда здорового образа жизни;
- отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств младших школьников;
- формирование этических норм поведения;
- воспитание уважительного отношения друг к другу.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников:
- Приобретение школьником знаний о правилах ведения ЗОЖ, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и бесконфликтного поведения;
- Развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре;
- Приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве;
- Приобретение школьником представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре;
- Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта
3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Распределение учебного времени на различные виды программного
материала
(сетка часов при занятиях 1 раз в неделю) 1 класс
№ п\п | Вид программного материала | 1 класс |
Количество часов | ||
Всего | 33 | |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе занятий. |
2 | Подвижные и народные игры | 19 |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 7 |
4 | Легкоатлетические упражнения | 7 |
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план для учащихся 1 класса
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Подвижные и народные игры | 19 | В процессе занятий. | 19 |
2 | Гимнастика с элементами акробатики. | 7 | 7 | |
2.1 | Формирование навыка правильной осанки | В процессе занятий. | ||
2.2 | Акробатические упражнения. | 4 | 4 | |
2.3 | Игры. | 3 | 3 | |
3 | Лёгкоатлетические упражнения | 7 | 7 |
5.СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Основы знаний о физической культуре.
1.1.Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
- Подвижные и народные игры.
Игры с элементами строя: «Построение в шеренгу», «У ребят порядок строгий», «Быстро встань в колонну», «Класс, смирно!»
Игры с ходьбой и бегом: «Кошки-мышки», «Хитрая лиса», «Ястреб и утка», «У медведя во бору», «Совушка», «Гуси-лебеди».
Игры с прыжками: «С кочки на кочку», « Салки в присяде», «Попрыгунчики воробушки», «Удочка», «Зайцы, сторож, Жучка».
Игры с большими мячами: «Мяч соседу», «Мяч сбоку», «Мяч над головой», «Охотники и утки», эстафеты с мячами.
На комплексное развитие координационных, скоростно-силовых способностей: «Салки – ноги от земли», «Бег сороконожек», «Медведи и пчёлы», «Белые медведи».
- Гимнастика с элементами акробатики.
3.1.Формирование навыка правильной осанки.
Игровые упражнения в различных и.п.: у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с предметами. Игры: «Замри», «Исправь осанку!»
3.2. Акробатические упражнения.
Стойка на лопатках, мост, перекаты, соединение элементов. Игровые упражнения: «Самолет», «Колечко», «Мостик», «Берёзка», Ласточка».
3.3. Игры.
Игры с развитием координационных способностей «Ловцы обезьян», «Салки крабами». Игры на внимание «Карлики, великаны», «Летает, не летает», «Шишки, жёлуди, орехи».
Игры на формирование правильной осанки: «Замри», «Исправь осанку!». Игры с лазаньем и перелезанием: «Выше ноги от земли», «Преодолей скамейку», полоса препятствий «Разведчики».
- Легкоатлетические упражнения.
- Игры преимущественно с бегом:
«К своим флажкам», «Пустое место», «Вызов номеров», «Два мороза».
- Игры преимущественно с прыжками в высоту, в длину и с высоты:
«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву»
4.3 Игры с метанием мяча на дальность и в цель:
« Кто дальше бросит?», «Метко в цель», «Подвижная цель»
4.4. Комплексное развитие физических и личностных качеств учащихся:
«Быстро по своим местам», «Космонавты», «Кот идет», «Отгадай, чей голосок?», «Передача мячей в колоннах», «Земля, воздух, вода»
Организационные условия реализации программы.
Программа предназначена для детей 6-7 лет. Продолжительность реализации программы один год.
Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия 35 минут. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.
Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Формы организации занятий:
- теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные)
- проведение турниров, соревнований, малых олимпиад по подвижным играм.
2. Приёмы и методы обучения на занятиях.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии).
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
- беседы о культуре народов мира, их подвижных и спортивных играх;
- практические занятия по разучиванию игр;
- организация творческих мастерских;
- организация соревнований или чемпионатов по проведению игр.
В процессе работы на занятиях педагогу целесообразно как можно чаще опираться на уже имеющийся опыт школьников, создавать атмосферу творческого содружества, успешной коллективной деятельности, воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело, терпимого и уважительного отношения ко всем членам группы. Оценкой творческих начинаний должно быть только поощрение, которое не исключает пожеланий изменить или улучшить что-либо.
3.Дидактические материалы для организации занятий.
Целесообразно иметь комплекты разноуровневых тематических заданий, дидактических карточек, комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим упражнениям, аудиозаписи для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям, проведения спортивных занятий и физкультурных праздников.
4.Техническое обеспечение в процессе занятий.
Для большей эффективности занятий рекомендуется использовать ТСО (магнитофон), музыкальные инструменты (бубен, колокольчики и т.д.).
5.Список оборудования.
Для организации занятий по программе целесообразно иметь простейшие спортивные снаряды: скакалки, мячи, обручи, гимнастические палки, мешочки с песком и т.д.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Адашкявичене Э.И. Подвижные игры для детей. Просвещение. 1993.
2.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2006.
5.Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах. –
М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
6. Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М. Физкультура и спорт, 1982 год.6. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе, 2004 год.
7. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2000..
8. Васильева О.Н., Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1990. - № 114.
9. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом - М.: Астрель, 2002.
10. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. - М.: АСТ, 2003.
11. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций. // Теория и практика физической культуры. 1995.- №11.
12. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003.
13. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста. - Минск, 2002.
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. Просвещение. 1989.
- Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы:Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М.:ВАКО, 2004.
- Ковалько В.И. Методические рекомендации по физической культуре 1 – 4 класс,2005год.
- Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре. 1 класс: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М.:ВАКО, 2008.
- Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре. 2 класс: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М.:ВАКО, 2008.
19. Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре. 3 класс:
Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М.:ВАКО, 2008.
20. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
21. Самборский А.Г., Никифоров А.А. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры. Сборник материалов для учителей физической культуры Белгородской области, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...