Программа "Наше здоровье - в наших руках" по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по зож по теме
Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил В.А. Сухомлинский - «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье - важнейшая составляющая правильного формирования характера, сильной воли, развития природных способностей, дарований. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки.
Данная программа по формированию здорового образа жизни подростков реализуется в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Летние каникулы- это не только замечательная пора для отдыха детей, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами, позволяющими сформировать физическую, нравственную, культурную и духовную сторону личности ребенка.
Разработка данной программы была вызвана:
- необходимостью привлечь внимание подростков к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;
- повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;
-потребностью развития физической активности подростков, в ходе летнего отдыха.
Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня. Цель программы: формирование представления ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nashe_zdorove_-_v_nashih_rukah.docx | 242.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Саратовской области
Государственное автономное учреждение Саратовской области
«Энгельсский центр социальной помощи семье и детям «Семья»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАУ СО «Энгельсский
центр социальной помощи
семье и детям «Семья»
_____________Г.И. Андреянова
«___»________________20 ___г.
ПРОГРАММА
«Наше здоровье - в наших руках»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАМКАХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
(с использованием современных здоровьесберегающих технологий).
социальный педагог
Валеева Юлия Александровна
Энгельс 2015
Актуальность программы
Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил В.А. Сухомлинский - «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье - важнейшая составляющая правильного формирования характера, сильной воли, развития природных способностей, дарований. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки.
Данная программа по формированию здорового образа жизни подростков будет реализовываться в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Летние каникулы- это не только замечательная пора для отдыха детей, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами, позволяющими сформировать физическую, нравственную, культурную и духовную сторону личности ребенка.
Разработка данной программы была вызвана:
- необходимостью привлечь внимание подростков к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;
- повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;
-потребностью развития физической активности подростков, в ходе летнего отдыха.
Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование представления ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Формирование здоровьесберегающей среды.
- Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.
- Формирование у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности быть здоровыми.
- Развитие у детей потребности в двигательной активности.
- Укрепление психического и физического здоровья несовершеннолетних.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.
Формы работы:
- индивидуальные и групповые занятия с детьми и подростками;
- тематические беседы;
- проведение с детьми спортивных занятий, соревнований, игр, мероприятий;
- проведение конкурса рисунков (на тему здорового образа жизни);
- сотрудничество со специалистами здравоохранения (центр медицинской профилактики), спортивными учреждениями (спортивно технический центр).
Направления деятельности программы:
Разделы программы | Цель занятий | Тематика занятий |
Раздел 1. Уроки здоровья "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу". | Воспитание здорового образа жизни детей через просветительно – воспитательную работу. | 1.Профилактические занятия с привлечением специалистов центра медицинской профилактики: - «Безопасное лето. Профилактика травматизма подростков в летний период». - «Личная гигиена – залог здоровья». - «Секреты здоровья. Витамины и их польза». 2.Проведение тематических занятий: Цикл: «Мы за здоровый образ жизни» - «Твое здоровье» (знакомство детей с приемами точечного самомассажа); - «Вся правда о курении»; - «Похититель рассудка – алкоголь»; - «Мы против наркотиков». Цикл: «Мое здоровье» - «О режиме дня»; - «Наше зрение - в наших руках» (знакомство с гимнастикой для глаз); - «О правилах закаливания». 3. Конкурс рисунков «Мы против наркотиков». |
Раздел 2. Психолого – развивающие групповые занятия. | Создание благоприятных психологических условий пребывания несовершеннолетних в летнем лагере с дневным пребыванием. | Проведение психолого – развивающих групповых занятий педагогом – психологом (по подгруппам): - «Давайте познакомимся»; - «Я – хороший, ты – хороший!»; - «Учимся владеть своими чувствами»; - «Конфликты в нашей жизни». |
Раздел 3. Спортивно- оздоровительные мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух». | Укрепление физического здоровья детей, | 1.Проведение оздоровительных мероприятий: -ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе; - подвижные игры на свежем воздухе. 2.Проведение спортивных мероприятий, игр с привлечением специалистов спортивно технического центра: - «Мой веселый, звонкий мяч» (спортивно - игровая программа); - «Футбольный турнир»; - «Веселые старты»; - «Вместе весело играть» (спортивно – оздоровительное мероприятие). |
Раздел 4. Просветительно – воспитательная работа с родителями. | Воспитание здорового образа жизни детей через просветительную работу с родителями. | Просветительно – воспитательная работа с родителями проводится в форме консультаций индивидуально, а также через буклеты и листовки. - Памятка для родителей по профилактике детского травматизма в летний период. |
Ожидаемый результат:
- создание и поддержание положительного микроклимата в группе летнего лагеря с дневным пребыванием;
- организация разностороннего оздоровительного активного отдыха детей в летний период;
- осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;
- проведение с детьми 10 тематических занятий по программе «Наше здоровье – в наших руках» с привлечением специалистов центра медицинской профилактики;
- проведение с детьми ежедневных спортивных занятий (утренняя зарядка);
- знакомство детей с гимнастикой для глаз;
- знакомство детей с приемами самомассажа;
- проведение спортивных соревнований, игр с привлечением специалистов спортивно технического центра;
- проведение подвижных игр на свежем воздухе;
- проведение конкурса рисунков «Мы против наркотиков»
Раздел 1. Уроки здоровья "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу".
Профилактические занятия с привлечением специалистов центра медицинской профилактики.
Тема: «Безопасное лето.
Профилактика травматизма подростков в летний период».
Цель: - формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью;
-знакомство с видами травм и их последствиями с целью предупреждения травматизма.
Содержание беседы:
- Возрастная специфика детского травматизма.
- Виды травм (бытовые, т. е. полученные во дворе во время игр и развлечений; несчастные случаи на воде; дорожный травматизм).
- Правила поведения детей на дорогах.
- Правила поведения детей на воде.
- Правила поведения на улице и во время игр.
В завершении беседы детям выдается информационная листовка «Памятка для детей по профилактике травматизма в летний период» (приложение 1).
С целью профилактики детского травматизма в летний период, проводится беседа с родителями, выдается информационный материал – «Памятка для родителей по профилактике детского травматизма в летний период» (приложение 2)
Тема: «Личная гигиена – залог здоровья».
Цель: - дать определение понятию «гигиена», убедить ребят в необходимости соблюдать правила личной гигиены, чистоты в доме, на улице, в природе.
- способствовать воспитанию у детей потребности к здоровому образу жизни;
- формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Содержание беседы:
- определение понятия «гигиена»;
- определение понятия «здоровый образ жизни»;
- знакомство детей с правилами ухода за ногтями, волосами, зубами, кожей.
-подведение итогов беседы, выработка правил личной гигиены. Каждому ребенку выдается Памятка «Правила личной гигиены» (приложение 3).
Тема: «Секреты здоровья. Витамины и их польза».
Цель: - формирование у детей представления о здоровом питании,
- воспитание в детях навыков здорового образа жизни.
Содержание беседы:
- определение понятия «здоровое питание»;
- опрос детей «Правильно ли ты питаешься»;
- знакомство с режимом питания;
- проведение игры «Полезные продукты»;
- рассказ детям о витаминах, необходимых для нормальной работы организма;
- определение, что такое «вредные продукты»;
-подведение итогов беседы, выработка правил «здорового питания».
Проведение тематических занятий. Цикл: «Мы за здоровый образ жизни».
Тема: «Твое здоровье».
Цель: - Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни;
- Сформулировать понятие “Здоровье человека”;
- Познакомить с приемами самомассажа;
-Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
Содержание беседы:
- определение понятия «здоровье человека»;
- определение факторов, определяющих здоровье человека, и кто несет ответственность за сохранение здоровья человека;
- обсуждение признаков физического, психического и нравственного здоровья;
- проведение ролевой игры “Специалист”;
- знакомство детей с приемами самомассажа (Приложение 4.)
Тема: «Вся правда о курении»
Цель: - Формирование отрицательного отношения к курению.
- Информирование о причинах и последствиях табакокурения.
- Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать курить.
Содержание беседы:
1.Информационный блок:
- рассказ о химическом составе сигарет, о содержании ядов и отравляющих веществ;
-рассказ о болезнях, которые вызывает курение.
2.Практический блок: Умей сказать «Нет- курению!»
3.Творческое задание «Путь к здоровью»
Тема: «Похититель рассудка – алкоголь».
Цель: - Формирование отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
- Информирование о причинах и последствиях алкогольной зависимости.
- Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать алкогольные напитки.
Содержание беседы:
1.Информационный блок:
- рассказ о влиянии алкоголя на организм подростка, о болезнях, которые вызывают алкогольные напитки.
2. Проведение самодиагностики «Сможешь ли ты устоять?».
3. Игровая пауза «Что толкает людей в пропасть?»
Тема: «Мы против наркотиков».
Цель: уберечь подрастающее поколение от употребления наркотических веществ.
Содержание беседы:
1. Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»;
2. Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков. Обсуждение мифов о наркотиках.;
3. Научить подростков вести себя при давлении сверстников,
«Умей сказать «Нет!».
Цикл: «Мое здоровье»
Тема: «О режиме дня»
Цель: - Познакомить детей с понятием «режим дня». Для чего нужно соблюдать режим.
- Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.
Содержание беседы:
1.Знакомство детей с правилами составления режима дня.
2. Совместная работа по составлению режима дня школьника.
3. Проведение игр на развитие чувства времени.
4. Подведение итогов занятия.
Тема: «Наше зрение - в наших руках» (знакомство с гимнастикой для глаз)
Цель: - Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека и некоторых животных.
2. Познакомить со строение глаза – веки, ресницы, брови, белок, радужная оболочка, зрачок.
3. Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приёмами первой медицинской помощи при травме глаз.
4. Воспитывать желание бережно относиться к своему зрению. Знакомство с гимнастикой для глаз.
Содержание беседы:
- Роль глаз в жизни человека. Предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают.
- Игра «Кто как видит» (ознакомление с органами зрения животных, птиц, насекомых).
- Игра «Что полезно и вредно для глаз?»
- Знакомство детей с гимнастикой для глаз (Приложение 5)
Тема: «О правилах закаливания»
Цель: - познакомить ребят с формами закаливания, убедить в необходимости закаливания;
- формирование у детей установки на здоровый образ жизни
Содержание беседы:
- Познакомить детей с формами закаливания.
- Обсуждение Правил закаливания, с чего начинать закаливание, как проводить закаливание зимой, как принимать воздушные и солнечные ванны. Почему закаленный человек болеет редко.
- Игра «Кроссворд «Здоровье».
- Подведение итогов занятия.
Раздел 2. Психолого –развивающие групповые занятия
Занятие 1. «Давайте, познакомимся!»
Цель: выработка правил взаимодействия; создание положительного психоэмоционального настроя и благоприятных условий для работы в группе; формирование адекватной самооценки у ребят; развитие умения понимать и принимать друг друга в совместной деятельности; сплочение детского коллектива.
Содержание беседы:
1.Принятие правил взаимодействия в группе.
2.Проведение упражнений - «Разрешите представиться», «Представление в парах», «Говорю, что вижу», «Досье», «Мост симпатий», «Мое эхо».
3. Рефлексия.
Занятие 2. «Учимся владеть своими чувствами»
Цель: научить детей правильно выражать свои чувства, свое положительное отношение к другим людям; уметь оказывать и принимать знаки внимания.
Содержание беседы:
1.Упражнение «Здравствуйте, мне очень нравиться…». Рефлексия.
2. Упражнения «Найди себя», «Хорошо или плохо», «Паутина». Рефлексия.
3.Упражнения «20 Я».
4. Рефлексия.
Занятие 3. «Я - хороший, Ты - хороший».
Цель: осознание понятий «сотрудничество», «согласованность», «атмосфера в группе»; развитие умений и навыков владения диалога, цивилизованных способов убеждения другого.
Содержание беседы:
1.Разминка -упражнение «Мяч- кому хочу».
2.Упражнения «Азбука качеств», «Список качеств, важных для установления диалога». Рефлексия.
3. Упражнение «Обмен ролями». Рефлексия.
4. Коллективное составление «Памятки диалога».
3.Упражнения «20 Я».
4. Рефлексия.
Занятие 4. «Путешествие в будущее».
Цель: активизация двигательных навыков и фантазии у детей; научить «строить» свое будующее, используя планирование и фантазирование, объединение его с настоящим; активизировать речевые высказывания; формировать установку на положительное принятие собственных изменений.
Содержание беседы:
1.Упражнение «Смешное приветствие», «Я- взрослый», «Мое будующее», «Маленький принц». Обсуждение по вопросам.
2. Рефлексия.
Раздел.3. Спортивно – оздоровительные мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель: Укрепление физического здоровья детей, развитие двигательной активности, ловкости, координации движений.
Воспитание любви к занятиям физической культурой.
Проведение оздоровительных мероприятий: ежедневная утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия способствуют эмоциональной разгрузке, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Подвижные и спортивные игры -подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения
Подвижные игры
- Групповые игры: "Коршун и наседка", "Найди себе пару", "Успей занять место", "Выше ноги", "Мяч в воздухе", "Третий - лишний" и т. д.
- Командные игры: "Успей взять кеглю", "Сбей мяч", "Бег с флажками", "Перемена мест" и т.д.
- Игры - эстафеты: "Бег по кочкам", "Эстафета с обручами", "Скорый поезд" и т. д.
В помещении подвижные игры:
- Музыкальные игры:
"Успей передать", "Кто успел, тот и сел", " Неуловимый шнур ", " Нос - ухо – нос» и т. д.
Практика работы по здоровьесбережению показала, что сочетание умственной деятельности с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес.
Приложение 1.
Памятка для ребёнка по профилактике травматизма в летний период
- не бегай по дому;
- не лазь по деревьям, крышам сараев и гаражей;
- соблюдай осторожность, катаясь на качелях;
- занимаясь в секциях и кружках, выполняй требования тренера,
- не залезай на турники без разрешения и не прыгай с них;
- находясь дома, не балуйся с газовой или электроплитой, со спичками;
- не играй с огнеопасными предметами, а также вблизи костра без присмотра
взрослых;
- не пытайся самостоятельно отремонтировать неисправные электроприборы;
- не играй на стройплощадках, не подходи к работающей или
оставленной без присмотра строительной технике
- переходи дорогу только на зелёный свет светофора и только по
пешеходному переходу; в местах, где нет светофора, не забывай посмотреть,
нет ли машин, сначала – слева, затем – справа;
- не катайся на велосипеде по проезжей части дороги;
- играя в футбол или другие подобные игры, не выбегай за мячом на дорогу.
Приложение 2.
Памятка для родителей по профилактике детского травматизма
в летний период
Уважаемые родители, в связи с наступлением летнего периода возрастает
опасность получения травм.
Побеседуйте с детьми, обратите внимание на безопасность при провождении
свободного времени на улице и дома, отдыхе у водоемов.
Постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице.
- не разрешайте ему уходить далеко от своего дома, двора,
- что- то брать у незнакомых людей,
- рекомендуйте обходить компании незнакомых подростков,
- не разрешайте гулять до позднего времени суток,
- говорите о необходимости избегать безлюдных мест, заброшенных домов,
чердаков, подвалов.
- не входить с незнакомым человеком в подъезд, лифт,
- не открывать дверь людям, которых не знаешь,
- не садиться в чужой автомобиль и не стесняться звать людей на
помощь на улице, в транспорте и подъезде.
Необходимо помнить о правилах безопасности вашего ребёнка дома.
- не оставляйте ребёнка одного в квартире с включенными электроприборами,
заблокируйте доступ к розеткам,
-избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками,
-не оставляйте открытыми оконные и балконные рамы,
- ограничьте и сделайте подконтрольным общение ребенка в Интернете,
- во время оздоровительного отдыха детей в летних лагерях, обратите их внимание
на сохранность ими личного имущества (сотовые телефоны, планшеты),
- проведите с детьми разъяснительные беседы о недопустимости самовольных
уходов из лагеря.
Помните! ребенок берёт пример с Вас – родителей. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев.
Приложение 3.
Правила личной гигиены
- Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать.
- Когда моешь руки, потри щёткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей.
- Ноги мой перед сном каждый день.
- Чисти зубы утром и на ночь.
- Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.
- Вернувшись с улицы, обязательно мой руки.
- Научись сам следить за ногтями и стричь их.
- Ежедневно расчесывай волосы, если длинные — то заплетай их.
Приложение 4
Приемы самомассажа.
Точечный массаж – простая
и безопасная терапия.
Необходимо объяснить ребенку
серьезность процедуры и дать детям
элементарные знания о том, как
не нанести вред своему организму.
Массирование производится
надавливанием на определённые
точки. При простудных
заболеваниях и для повышения
иммунитета необходимо
массировать определённые
точки на лице (№1, №2,№3 ).
Приложение 5
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
Упражнения для тренировки наружных мышц глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке (4 — 6 раз).
3. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. Частые моргания в течение 15— 30 с. закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
5. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Родничок"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Космические приключения"
Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионно-туристической и досуговой деятельности. П...
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием «СПОРТ.КРУИЗ»
Данная программа является документом, регламентирующим деятельность МОУ "СОШ №121" при организации и проведении летнего лагеря.Проблема, на решение которой направлена программа: снижение уровня здоров...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.
Методические рекомендации по организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневн...
Презентация. Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей: «Я - Гражданин России!»
Обеспечить качественный отдых, занятость детей; создать условия для развития личности ребенка в каникулярное время, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты ...
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя сказка»...
Программа «Научный городок», посвященная Году науки и технологий, летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Непоседы»
2021 год объявлен президентом России В.В.Путиным Годом науки и технологий. Смена летнего лагеря МКОУ «Возовская СОШ» посвящена проведению опытов и экспериментов с обязательным объяснением ...