ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»
план-конспект урока по зож (1 класс) на тему
Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_shahmatnye_figury.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по шахматам по теме:
«Шахматные фигуры »
Педагог допобразования Ондар Д.Д.
МБОУ СОШ №3 имени
Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола
г.Кызыла РТ
2014 - 2015 учебный год
Тема занятия: Шахматные фигуры.
Цели занятия:
- Закрепление пройденных тем: названия шахматных фигур, названия горизонтальных и вертикальных линий, диагоналей;
- На практике закрепляются названия фигур, их свойства;
- Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к шахматной игре;
- Развитие наблюдательности, внимания, умения думать и составлять план действий, расширение кругозора учащихся;
Оборудование, дидактическое оснащение урока:
- Демонстрационная магнитная доска;
- Наборы шахматных фигур;
- Комплекты учебников, автор И.Г. Сухин «Шахматы» 1 год обучения;
- Дидактические игры «Чудесный мешочек», задания Шахматного Короля из «Шахматной шкатулки».
- Фигура шахматного короля из плотного картона.
СЛОВАРЬ: пешка, ладья, конь, слон, ферзь, король, белые и чёрные фигуры.
Введение в тему урока
–Сегодня на уроке мы закрепляем ранее пройденные темы, а также узнаем очень многое о шахматных фигурах, с которыми мы познакомились на предыдущем занятии.
- Повторение пройденного материала.
–Сегодня к нам на урок пришёл Шахматный король. Он принёс к вам на урок очень интересные задания, и тем, кто будет хорошо отвечать на уроке будет давать призы.
И первое его задание: что это? (Учитель показывает поле, затем шахматную доску). А что больше поле или шахматная доска?
–А как показать пальчиками поле? (Дети показывают, соединив четыре пальца в виде квадрата).
–А теперь покажите горизонтали (вертикали и диагонали).
–А теперь покажите руками горизонталь (Дети имитируют самолёт,
размахнув руки в стороны)
–А теперь диагональ (Самолёт наклоняется, чтобы сделать поворот)
–А теперь покажите вертикаль (Дети поднимают руки вверх).
(Шахматный король поощряет хорошо отвечавших детей)
2)Работа над новым материалом.
А) Задания Шахматного короля:
–Отгадайте загадку: «Маленькая, удаленькая много полей вперёд прошла и фигуру нашла»
–Конечно, Пешка! Именно она, смелая, храбрая Пешка.
–Что ещё можете сказать о пешках? Они стоят на переднем строю,
закрывают своим строем всех больших фигур. И ходят только вперёд и не могут перешагивать сразу через несколько полей. Потому что это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. И них приказ: «Только вперёд! Ни шагу назад!». И они же первыми вступают в бой и многие из них погибают в поле сражения. Но если с боем, с «синяками» и «шишками» прорвётся пешка до последней линии горизонтали шахматной доски, в награду Пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру, кроме короля.
Песня пешек:
Мы – шахматные пешки,
В бою не любим спешки. Шагаем лишь вперёд,
Назад не знаем ход.
За нами «офицеры»,
За нами Короли,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки.
Наискосок: налево и направо
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски придём, Фигуру новую берём.
Б) Игра «Чудесный мешочек»
–Король вам задаёт новую загадку «Стою на краю, откроют путь–
я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу» (Дети отгадывают)
–Это Ладья.
Учитель:
–Вы должны на ощупь достать из чудесного мешочка эту фигуру. (Дети достают).
–В каждом войске по две ладьи. Оценивается ладья в 5 очков, т.е. по силе приблизительно равна пяти пешкам. При записи обозначается буквой «Л». Где стоят ладьи до начала сражения? (Дети показывают: до начала шахматной битвы белые ладьи располагаются на полях а1 и h1, чёрные—на а8 и h8)
–Кто сильней, ладья или восемь пешек? (Восемь пешек). Король задаёт следующую загадку:
«Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит».
–Это слон, –отвечают дети.
Учитель: Теперь достаем из нашего чудесного мешочка на ощупь слонов. ( Дети показывают всем фигуры слонов).
Учитель:
Раньше слонов называли офицерами. Но сейчас их называют только слонами.
–А почему фигура называется слон, если нисколечки не похожа на него? –часто спрашивают дети.
–Шахматы возникли много столетий тому назад в древней стране –Индии. А там раньше воевали на слонах. Поэтому это название и сохранилось в шахматной игре. Когда-то эта фигура вырезалась из слоновой кости (из бивня) в виде миниатюрного, маленького слоника. Но потом ее стали изображать по-иному. И хотя сейчас эта фигура по внешнему виду не похожа на слона, название за ней закрепилось прежнее–слон.
При краткой записи эта фигура обозначается большой буквой «С» (эс). До начала игры слоны располагаются на 1-й и 8-й горизонталях, на следующих полях: белые–Сс1 и С f1, чёрные Сс8 и Cf 8. Есть чернопольные и белопольные слоны и перемещаются они по полям (диагоналям) своего цвета. Слон стоит 3 очка.
Учитель: Слушаем следующую загадку-вопрос:
«Какая самая могучая и сильная фигура в шахматах?» (Ферзь)
–В чем заключается сила ферзя?
–Он может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон–по горизонталям и вертикалям и по диагоналям. Ферзь оценивается в 9 очков, т.к. он один соединяет в себе свойства сразу двух фигур: ладьи и слона.
Учитель:
–Слушаем следующую загадку Шахматного короля: «Какая фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?»
–Конь, –отвечают дети.
–Да, слон и конь примерно равны по силе. Конь обозначается буквой
«К». Это очень подвижная, коварная фигура. Его стремительные, неожиданные, лихие ходы-наскоки весьма опасны для противника. Учитель:
–В шахматном войске есть самая главная фигура, кто это?
Дети:
–Это Король. Но как это понимать?
–Это значит, что ферзь хотя и сильная фигура, но без него игра может
продолжаться. А без короля ни в коем случае. Король руководит сражением и он должен находится в самом безопасном месте под надежной охраной своих телехранителей.
А теперь, давайте по порядку назовём всех шахматных фигур. А на следующем уроке мы научимся правильно расставлять фигуры в начале игры, т.е. в начальном положении.
3) ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Вопросы из шахматной шкатулки:
–У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
–Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону?
(Шахматное поле.)
–Отгадываем эхо-загадки:
Кто сидит у окошка? (Кошка)
Что может пироги печь? (Печь)
Кто побил виноград? (Град)
Кто родился l-го июля? (Юлия)
Литература
1)Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;
2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;
3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;
4) А. Сокольский «Ваш первый ход» М., 1966г.
5) Подготовка юных шахматистов II разряда Издательство «Советская Россия» М., 1979г.
6) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год, Тетрадь для проверочных работ Обнинск «Духовное возрождение» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по математике на тему "Площадь фигур" 4 класс
Данный урок разработан для учащихся 4 классов с учетом возрастных особенностей и пройденного материала, а также был использован познавательный материал, направленный на расширение кругозора учащ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»
Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....
ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»
Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....
ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Ничья. Пат.»
Урок для первого года обучения федельного курса "Шахматы - школе"...
Урок по шахматам на тему "Шахматная нотация"
Урок на тему "Шахматная нотация", 1-й год обучения...
Конспект занятия по теме Шахматные фигуры 1 класс
Конспект занятия по теме Шахматные фигуры 1 класс...
Внеклассное занятие по теме "Шахматные фигуры"
Цель: знакомство с шахматными фигурами.Задачи:Повторить направления на шахматной доске: горизонталь, вертикаль, диагональ; познакомить с шахматными фигурами.Выработать навык работы с шахматной доской....