Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроке в учебном процессе.
материал по зож на тему
Ни для кого не секрет, насколько важно сегодня не только научить ребенка учиться, вооружить его необходимой суммой знаний и умений, но и сохранить его физическое и психическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроке в учебном процессе.
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Ни для кого не секрет, насколько важно сегодня не только научить ребенка учиться, вооружить его необходимой суммой знаний и умений, но и сохранить его физическое и психическое здоровье. «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно -
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества», - писал В.А. Сухомлинский. В Концепции Модернизации Российского образования, в нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последнего времени одним из приоритетных направлений в образовании учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Именно поэтому я придаю огромное значение использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. У М.М.Пришвина есть замечательные слова: «Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне – то должно быть и всем хорошо!» Опираясь на этот так называемый «закон», урок я всегда начинаю с эмоциональной зарядки из «Букета добрых слов и дружеских пожатий», а заканчиваю «Чествованием победителей» (пальчиковая гимнастика).
Выполнение санитарно – гигиенического режима, требований САНПИНа – одна из основных задач школы. На уроках математики мы с детьми постоянно используем «руко – ного- тренажер» (верные ответы детей поощряем хлопками, неверные ответы (до полного исправления) отвергаем легким топотом ног). Очень важно на уроке правильно сочетать умственную и физическую нагрузку. Так в течение урока необходимо проводить физкультминутки, которые улучшают внимание учащихся, снижают утомление и предупреждают заболевания опорно-двигательного аппарата. Очень эффективны физкультминутки, которые проводятся стоя, по музыку. Дети любят изображать «Театр кошек», «Танцы дельфинов», «Гимнастику пляшущих под дождём» (это они самостоятельно или с помощью старших с удовольствием подбирают дома музыкальное сопровождение, доверяю им и самим (по группам, парам) сочинять тексты физкультминуток: «Я начну, а вы продолжите…» или «Сами придумайте тему физкультминуики для товарищей»). В первом классе через каждые 10 минут даю отдых детским пальчикам (дети имитируют игру на дудочке, на гитаре, на пианино, на барабане; любят «рисовать» в воздухе движениями рук картины по представлению). Часто в классе проводится конкурс самых – самых физкультминуток: «Если хочешь быть здоров!», «Левой, правой!..» и др.
Исполнение физкультминуток в стихотворной форме всегда нравится детям, укрепляет мышцы, помогает сменить формы деятельности на уроке:
«Приготовься, детвора, начинается игра (ходьба на месте с взмахом рук).
Вы сегодня все собрались (ладонь приставить к глазам «козырьком»),
Вместе хором рассчитались (повороты головой, туловищем налево, направо)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Чур, на месте не стоять! (бодрый шаг на месте)
Получать «четыре – пять». (приседания)
Шесть, семь, восемь, лень отбросим!» (бег на месте)
Увлекают детей на уроке и игры на внимание. Так на уроке математики некоторые задачи решаются с помощью хлопков (найти произведение – один хлопок, частное – два хлопка, сумму – поднимают правую руку, разность – левую: условные знаки записаны на доске, иногда используются сенсорные кресты). Процесс обучения проходит в значительной степени эффективнее, ученики получают знания без лишнего стресса, усталость возникает лишь на последних минутах урока.
Есть у нас в классе и своя «Копилка успехов» (всегда со мной светоотражающие элементы, никогда не забываю мыть руки перед едой, всегда имею сменную обувь, соблюдаю правила пешехода, дружу с Мойдодыром, знаю правила дорожного движения как таблицу умножения и др
Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся - необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении. Следует отметить, что перечисленные выше формы работы на уроке не только помогают укрепить здоровье детей, но и способствуют лучшему усвоению нового материала, что крайне важно в условиях реализации ФГОС НОО при формировании УУД обучающихся.
Коровянская Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Шебекино Белгородской области, Заслуженный учитель РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/20/picture-185685-1377027889.jpg)
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-886886-1705423808.jpg)
Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»
Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/22/picture-1019970-1727006231.jpg)
мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112055-1549270359.jpg)
Использование здоровьесберегающей технологии сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС НОО
В концепции стандартов второго поколения для обучающихся с ОВЗ в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования, совершенствование всей его...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-427493-1396194632.jpg)
Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе в начальной школе
Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформирова...
Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представление педагогического опытаТема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»Автор ...