Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе в начальной школе
статья
Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В работе с детьми начальных классов используются здоровьесберегающие технологий всех трех групп:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
Обеспечение гигиенически-оптимальных условий образовательного процесса начинается с подбора школьной мебели, ее маркировки в соответствии с особенностями роста детей. Эта работа проводится в начале каждого учебного года.
Размеры мебели и ее маркировка
Вторая группа здоровьесберегающих технологий – это технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Здесь особенно большое значение имеет воспитание у обучающихся правильной посадки в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык. Для выработки навыка правильной посадки я повседневно контролирую правильность позы обучающихся во время занятий, примерно 7-8 раз за урок, практически каждые 5 минут.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
При подготовке любого урока необходимо оценивать качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. В этом может помочь памятка «Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения».
Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.
2. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.
3. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.
4. Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).
5. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.
6 Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз
В состав упражнений для физкультминуток можно включать упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук; упражнения для укрепления «мышечного корсета».
Гимнастика для глаз проводится как дополнение к физкультминутке или отдельно как вторая физкультминутка. Для этого есть специальные упражнения. Можно проводить такую гимнастику с помощью офтальмотренажёра В. Ф. Базарного, который представляет собой расположенные в пространстве классной комнаты ориентиры и траектории, по которым дети «бегают» глазами. С этой целью лист ватмана с изображением цветных фигур (овалов, прямых линий, «восьмёрок») помещается на потолке или на стене.
В основных требованиях к организации урока с позиций здоровьесбережения есть и такой пункт: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Здоровьесберегающие технологии мы применяем на каждом уроке. Я покажу несколько приемов:
Русский язык и чтение.
1.Вежливые слова о здоровье. Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Дети должны подумать, что общего между этими словами, и продолжить список аналогичных слов.
Учитель: Слова, которые вы написали, называются волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу такие слова. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем: "Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я буду здоровым!"
2. Списывание текста о здоровье. Учитель предлагает правильно списать с доски текст
"Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. Пропущенный час годом не догонишь. Поживи подольше, так увидишь побольше. Что посеешь, то и пожнёшь".
3. На уроке Чтение мы обсуждаем прочитанное и делаем выводы о правильной жизни и сохранении своего здоровья.
"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", читая эту сказку, дети легко и охотно приходят к заключению: "Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить". При обсуждении произведения можно задать следующие вопросы: "Если вода прозрачная, красивая, она чистая?" и т.д.
"Красная шапочка", читая эту сказку, дети приходят к выводу, что с незнакомыми людьми лучше не разговаривать.
Математика.
1. Математический разбор пословицы. Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу: "Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживёшь 99".
Учитель: Через сколько часов после подъёма рекомендуется завтракать работающему человеку?
Ученик: 9-5=4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъёма.
Учитель: За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?
Ученик: 9-5=4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.
Учитель: Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
Ученик: 9 часов вечера = 21 часу; 24-21=3; 3+5=8 часов нормальная продолжительность сна.
2. Задачи.
"Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 70% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?"
Ответ: в 2 раза.
Таким образом, использование здоровьесберегающех технологий на уроке не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени, но даёт при этом хороший результат:
1. Снижение утомляемости.
2. Повышение продуктивности, работоспособности.
Основные направления здоровьесбережения в начальной школе:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
5. Привлечение семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе
Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...
Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...
Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.
Данный отчёт выполнила Хитрова Е.Н. при подготовке к аттестации для профессионального портфолио, где поделилась опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. во внеурочной д...
Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (по материалам курсового исследования)
Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (по материалам курсового исследования)...
Использование здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» на уроках в начальной школе
Актуальность проблематики связана с тем, что постоянно растет количество детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Это ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм профилактик...
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ"
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший ...