Здоровьесберегающая среда
статья по зож на тему

Лисицкая Анна Олеговна

В материале представлен опыт работы по сохранению здоровья школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_sreda.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

     

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи.

       Начиная с прошлого года мы стали работать над комплексом мероприятий по здоровьесбережению ,и вот что у нас получилось:

  • Уголки здоровья
  • Уроки здоровья
  • Разработаны заповеди

"Как быть здоровым? "

  1. Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины (у нас в школе 3 урока).
  2. Не забывай спортивной формы.
  3. Работай на уроке, не мешая другим.
  4. Оказывай взаимопомощь.
  5. Главное на уроке - здоровье и развитие, а не оценка.
  • Используем музыкотерапию с 1 класса 2011

Интереснейшее и перспективное направление, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый бы вечер засыпали бы под колыбельную музыку. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности - Бетховен, успокоительное - Брамс. Музыка обладает силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. Подбираем звуковое сопровождение к урокам:

  • "Звуки природы";
  • "Голоса птиц";
  • " Шум моря"
  • "Песнь дождя";
  • Классические музыкальные произведения.

  • 2 кружка совместно с ОДОД (« Я и мои эмоции»,кружок по ПДД)
  • Регулярно проводятся спортивные игры с детскими садами и между учащимися нач.классов,также наша давняя традиция спортивный праздник «Папа,мама,я-спортивная семья»
  • Горячее питание
  • Беседы с родителями мед.работником
  • Физкультминутки

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, мы проводим физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием  утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяем и фиксируем психологический климат на уроке, проводим эмоциональную разрядку, строго следим за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением.

"Солнечный зайчик". (Цель — снятие эмоционального напряжения.)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

(Цель упражнения — координация Движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти.)

Дружат в нашем классе  девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять!

Начинаем счет опять.

Один, два, три, четыре, пять!

Вот и кончили считать.                          

    Игра "Воздушный шарик". (Цель — развитие у детей способности расслабления мышц живота.)

Посмотрите, как я буду его надувать... А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы его должны надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик... Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох-выдох, еще один вдох-выдох. Молодцы!

 Запомните, что когда я хлопну в ладоши, вы должны будете быстро сесть на свои места.

Мы танцуем возле сливы (3 раза) — солнечным осенним днем. Так мы кружимся на месте (3 раза) — солнечным осенним днем. Так мы топаем ногами (3 раза) — солнечным осенним днем. Так мы хлопаем руками (3 раза) — солнечным осенним днем. А вот так мы моем руки (3 раза) — солнечным осенним днем. Так мы руки вытираем (3 раза) — солнечным осенним днем. Так мы руки вытираем и бежим скорее к маме.

Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Здоровьесберегающая среда школы

Здоровьесберегающая педагогика и технология ее реализации в начальной школе....

Здоровьесберегающая среда образовательного пространства гимназии

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации учебно-воспитательной работы становится гармоничное развитие личности учащихся и укрепление здоровья.Развитие ...

Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...

Здоровьесберегающая среда в школе

Здоровье подрастающего поколения никого не оставит равнодушным,будь то родитель или педагог. Причин , ведущих к ухудшению здоровья множество. Способов укрепления здоровья в наше время предостаточно......

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

Создание здоровьесберегающей среды.

Создание здоровьесберегающей среды....