Здоровьесберегающая среда школы
методическая разработка по теме
Здоровьесберегающая педагогика и технология ее реализации в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesbereg.sreda_shkoly.rar | 602.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Повадинская средняя общеобразовательная школа
«Здоровье сберегающая среда школы»
(из опыта работы)
Сёмкиной Надежды Рафаиловны, учителя начальных классов
2011 г.
I Введение
Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихся
II Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.
2.1.Общее направление учебного процесса.
2.2. Психологическая комфортность урока.
2.3.Уроки здоровья
2.4.Дидактический материал по предметам в начальной школе
Введение.
1.Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихся
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обяза-тельной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. (слайд 2)
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают
- возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования,
- самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Общее направление учебного процесса. Психологическая комфортность урока.
Требования к условиям реализации здоровьесберегающего обучения представлены следующим образом:
- гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- образовательной среды, комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса(требования, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- соблюдение правил организации учебно-вопитательного процесса;
- пожарной и электробезопасности; требований охраны труда (слайд 3)
В современных условиях модернизации образования большое значение
необходимо придавать состоянию здоровья детей, а потому учителю началь-ных классов особое внимание следует обращать на формирование у
школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого
надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в
повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью,
прививать школьникам полезные привычки и навыки. . [2, с.32]
В процессе обучения в начальной школе в соответствии со здоровье-сберегающими технологиями главной целью становится сформировать у детей необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, то есть способствовать формированию у школьников культуры здоровья.
Но реализация действий по сбережению здоровья детей в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется целенаправленная организация учебного процесса на основе задач:
- составить представление о потребностях в гигиене и определить способности каждого ребенка в привитии гигиенических навыков;
- сформировать у детей и их родителей понимание необходимости заботы о здоровье;
- воспитать у младших школьников сознательное отношение здоровому образу жизни;
- формировать понимание значения занятий спортом, уделять внимание развитию двигательной активности детей. (слайд 4)
II. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.
2.1. Общее направление учебного процесса.
Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспо-койства государственных организаций, общества, самих граждан. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле -
здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не
может быть здорового.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двига-тельная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, и родителей.
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу - это та старто-
вая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.
В 2009 году в класс пришли 26 первоклассников. Данные о состоянии их здоровья представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели | 1 класс | |
I группа здоровья | 12 человек | 46,1 % |
II группа здоровья | 13 человек | 50 % |
III группа здоровья | 1 человек | 3,8 % |
Основная физкультурная группа | 26 человек | 100 % |
Подготовительная группа | человек | |
Специальная группа | человек | |
Нарушение осанки, костно-мышечной системы | 7 человек | 26,9 % |
Нарушение зрения | 3 человека | 11,5 % |
Ожирение | 3 человека | 11,5 % |
Сердечно-сосудистые проблемы | 5 человек | 19,2 % |
Только 10 детей, имеющих I группу здоровья практически здоровы. Напрашивается вопрос, как сохранить здоровье учащихся. Познакомилась с основами здровьесберегающих технологий, изучила необходимую литературу по данной теме. На протяжении двух лет веду целенаправленную работу, чтобы создать условия для сохранения и улучшения здоровья детей и обеспечения их успешности в обучении.
Здоровьесберегаюшее обучение ориентировано на обеспечение психоэмоционального, физического и социального здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров:
1) учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);
2) создание благоприятного психологического фона на уроке;
3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению
интереса к учебному материалу;
4) создание условий для самовыражения учащихся;
5) обращение к разнообразным видам деятельности;
6) предупреждение гиподинамии. (слайд 5)
2.2. Психологическая комфортность урока.
Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье не надо ничего придумывать что-то особенное. Необходима рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий. При рациональной организации урока должны учитываться
- творческий характер образовательного процесса;
- психоэмоциональный комфорт каждого ученика;
- применение нестандартных форм урока;
- оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук и др.);
- физкультминутки, музыкальные паузы;
- игровые моменты урока и занимательность;
- соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;
- смена умственной и физической деятельности;
- чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью;
- проветривание кабинета перед началом занятий, гигиенические навыки;
- дыхательные упражнения;
- релаксация (слайд 6, 7)
На своих уроках ежедневно я провожу физкультминутки музыкальные паузы, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоцио-нального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети' становятся более активными, их внимание активизи-руется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята
работают быстрее, с хорошим настроением.
Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. (слайд 8)
Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили - встают, кладут тетрадь и дожидаются остальных.
Уроки русского языка, а особенно письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжитель-ного чтения или письма. А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования.
Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, учитель создает условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущёниям,,переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика. (слайд 9)
Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки- экскурсии, уроки –путешествия, пректная деятельность и т.п. Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа: « «Не навреди!« и «Ребенок, ты – ценность» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Одним из путей сохранения здоровья ребенка является применение деятельностного подхода к обучению
Провожу также активные перемены, которые помогают сплотить коллектив. Необходимо правильно организовать перемены
- подвижные игры малой и средней подвижности;
- музыкальные перемены;
- динамические паузы (как правило проводятся после 3-го урока на школьном дворе в хорошую погоду или в хорошо проветриваемом помещении);
- проветривание и влажная уборка класса (слайд 10)
Большое значение имеет организация двигательной активности во внеурочное время. (слайд 11)
Правильно организованное здоровьесберегающее обучение помогает предотвратить усталость, утомляемость, повышает мотивацию младшего школьника к учебной деятельности и помогает приросту учебных достижений.
2.3.Уроки здоровья
Достаточно важное место в организации здоровьесберегающего обучения занимает внеклассная работа с детьми и привлечение к ней родителей. Учеником, его родителями и учителем должна осознаваться ценность здоровья каждого ребенка, необходимость сохранения и укрепления. Родители вместе с учителем выявили некоторые проблемы нездоровья детей. Была подремонтирована ученическая мебель, для улучшения освещенности установили жалюзи, приобрели для отдыха детей настольные и напольные игры, повесили магнитную доску и экран для проектора. Родители помогают в озеленении класса. Родители моего класса – хорошие помощники. В классе есть уголок охраны здоровья, где представлен материал здоровому образу жизни. В классе проводятся мероприятия по здоровьесбережению:
- Цикл классных часов по профилактике вредных привычек
- Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух»: «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.
- Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности
- Цикл классных часов по ПДД: «Школа пешехода»
- Серия бесед «Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя и окружающих»
- Массовые оздоровительные мероприятия и праздники.
2.4.Дидактический материал по предметам в начальной школе
При рациональной организации урока учитывается
- объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность
- нагрузка дополнительных занятий в школе
- время на активно-двигательные занятия
Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий во многом зависит от состояния учащегося в процессе учебной деятельности. [2] в содержании каждого урока можно использовать задания с элементами здоровьесберегающего характера, которые повысят интерес детей к здоровому образу жизни.
Это могут быть разноуровневые задания, использование пословиц и поговорок, решение примеров-ребусов, различный дидактический материал.
Уровни сформированности системы качеств знаний:
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно
воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Второй уровень - конструктивный, который предполагает
преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного
материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому nрименению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, nрогнозирования и результатов решений, и способов деятельности .
. Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде
карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный,
2 уровень - желтый, 3 уровень - зеленый.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы
качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Пособие может быть использовано в самостоятельной работе, работе в парах.
Пример карточек с разноуровневым заданием.
Задание 2.
Уровень 1.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Ры(б, n)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес'/ный, nоз?но, свисгнул. нахо/д, т) ка,
здра?ствуйте, ла(n, б) ка, сла(т, д) кий, иву(ш, ж) ка.
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы.
Запишите в 3 столбика.
Ры(б, n)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес/ный, nоз?но, свис?нул, нахо/д, т) ка,
здра?ствуйте, ла(n, [ка, сла(т, д) кий, иву(ш, ж) ка.
Уровень З.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы.
Запишите в 3 столбика.
Ры ... ки, бли кий, кро ки, чес ныи, поз ... но, свис ... нул, нахо ... ка, здра ... ствуйте, ла nка, сла кий, иву . ка.
Пример дидактических игр в 1 классе.
Лучшему запоминанию букв способствует и игра "Узнай букву" или "Какие
эти буквы?".
Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем
одному ребенку завязывает глаза и просит его ощупать букву и назвать ее.
После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с у к л слова:
рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает детям не только усвоить
начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.
При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно
читать слоги - слияния с новой буквой можно использовать игру "Дополни
до целого слова".
в гости nрилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка ки ко ку. Дети
учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги
(Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др.),
а Каркуша проверяет, чему научились дети.
Игра "Дополни до целого слова" способствует обогащению словарного
запаса детей, развивает их мышление.
Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях: "Кто больше? ",
. "Чей ряд быстрее?".
При проведении игры "Кто больше?" учитель предлагает детям составить
слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице.
Например, на уроке, посвященном закреплению букв "Т" и "т", учитель
даёт детям слоги и буквы, расположенные на магнитной доске:
са ки ко ни ты ти с но т
Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани,
киты, коса, кисти, кони.
А вот другой вариант игры "Кто больше?".
В игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям
приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много
других слов.
Незнайка принес детям слово: с т о р о н а.
А в заключение хочется сказать словами Жана – Жака Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и зоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Литература
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования
- «Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе» Н.А.Будаева – журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/11, с.32-36
- «Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образованию в аспекте изменения позиции учителя» Е.В.Погребняк - журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/10, с.26-28
- «Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей технологии» Л.В.Середина – журнал «Начальная школа» №11/201 ,
с. 61-63
Приложение 1.
Оздоровительные минутки
Гимнастика для глаз
Если глаза устали, выполните упражнения:
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- Круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево – вниз . Повторите 1 О раз.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отведите обратно.
. Повторите 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Переведите взгляд на потолок над доской. «Нарисуйте» глазами восьмёрку. Повторите 5 раз.
Держи осанку
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 с). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
Самомассаж ушей
Учитель показывает, учащиеся растирают уши, повторяя слова:
. Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Сотвори солнце себе
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце для себя. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направьте лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звездочка стала еще больше. Теперь направьте к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Руки в стороны перед собой. Опустите руки, встряхните их.
Массаж пальцев рук
Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного
мозга, указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечника и позвоночника, безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца.
Такой же массаж делайте дома со стопами.
Этюд души
Приветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье. Опустите ладони вниз горизонтально полу и произнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, поверните их к небу: «Я приветствую тебя, солнышко!»
Деревце
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, держите их ладонными друг к другу, потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх представьте крепкое, сильное деревце, стройный ствол тянется к солнцу. А наш организм, как деревце, наливается силой, крепостью, бодростью, здоровьем.
Опустите руки и расслабьтесь. Выполняется 15-20 сек.
Приложение 2
Виды рефлексии
Рисуем настроение
На общем листе бумаги с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает своё настроение в виде полоски, облака, пятнышка. Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга, дополнить его, дорисовать. Так продолжается до тех пор, пока лист не вернется к первому ученику.
Метод пяти пальцев
М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?
Б (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Солнышко
Мое настроение похоже на:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
Радуга
Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного цикла. Все учащиеся выставляют свои оценки - приклеивают цветные полоски на трафарет радуги.
Состояние моей души
Д
Г Комфортно
В Уверен в своих силах
Б Хорошо
А Плохо
Скверно
Учащиеся берут изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.
Мишень настроения
День - это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок - попадание в одну из цветовых зон. Внутри - дата и мотивация. В конце недели - вся мишень, простреленая днями.
Выбери утверждение
Все понял, могу помочь другим. Запомню надолго.
Все понял. Однообразный.
Могу, но нужна помощь. Неинтересный.
Ничего не понял. Скучный.
Интересный. День.
Хороший. Урок.
Отличный. Праздник.
Ощущаю себя:
Хорошо уверенно смело комфортно
гордо глупо неуверенно испуганно
грустно
Поза покоя
(особенно полезна для непоседливых учеников, не умеющих ни на чем сосредоточиться)
Дети находятся в удобных позах. Педагог медленно, тихим голосом говорит:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая,
Замедляется движенье, исчезает напряженье …
И становится понятно, расслабление приятно!
21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...
Здоровьесберегающая среда в школе
Здоровье подрастающего поколения никого не оставит равнодушным,будь то родитель или педагог. Причин , ведущих к ухудшению здоровья множество. Способов укрепления здоровья в наше время предостаточно......
Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся
Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе...
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Данная статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды школы, формированию культуры здоровья школьников....
Использование здоровьесберегающей среды школы в работе учителя.
В статье содержится обоснование использования здоровьесберегающей среды...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ШКОЛЫ Увеличение объема знаний, а так же общего числа учебных предметов в общеобразовательной школе приводит к перегрузке учащихся, снижению активности, следовательно, к боль...