ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по зож (1 класс) на тему

Елистратова Наталья Борисовна

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_zdorovesberegayushchey.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Елистратова Н. Б.

Учитель начальных классов

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 49”

Почетный работник общего образования Российской Федерации

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Мы должны научить детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять свое здоровье.

А. А. Никольской были выделены общие положения о главных чертах детского развития:

  • развитие совершается постепенно и последовательно;
  • между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственно, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;
  • различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы: развитие не может идти средним ходом, либо ускоряться от различных причин;
  • нельзя искусственно формировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать изжить себя.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагоги нашей школы с позиций здоровьесбережения неукоснительно соблюдают в организационных вопросах требования СанПиНов (особенно при формировании учебного плана, составлении расписания занятий, тематическом планировании, подготовки родительских собраний, классных часов, организовали своевременное и сбалансированное питание, обеспечили питьевой режим). В первом классе обязательно проводится динамическая пауза после второго урока, являющаяся профилактикой гиподинамии ученика.

На заседании методического объединения учителей начальных классов обсуждаются вопросы по темам здоровьесбережения:

  • общее представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях;
  • организация физической активности учащихся;
  • сотрудничество с родителями учащихся по вопросам формирования здорового образа жизни.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. для многих это эмоционально-стрессовая ситуация. успехи в психоэмоциональной адаптации облегчают включение первоклассников в здоровьесберегающую программу центра “Здоровье Заводского района”. Результаты исследований состояния здоровья обучающихся по специально разработанным центром программам помогают учителю в создании условий, гарантирующих укрепление физического, психического и социального здоровья наших воспитанников.

Необходимо привлекать родителей к формированию и поддержке здорового образа жизни в семье. В моем классе стало традицией приглашать на родительские собрания специалистов из центра “Здоровье”, ежегодно проводить спортивный праздник “Мама, папа и я – спортивная семья”.

В. А. Сухомлинский справедливо указывал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”. С целью сохранения духовного и физического здоровья моих воспитанников я в течении пятнадцати лет сотрудничаю с педагогами Дома Творчества Заводского района, где мы развиваем детей и духовно, и физически.

Такое сотрудничество развивает умение адекватно оценивать свои поступки и поступки своих одноклассников, грамотно выстраивать свои взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми людьми.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Способствует расширению зрительно-двигательной активности проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров (веселые человечки, пирамидки, цветовые карточки). Проводятся физкультминутки для улучшения осанки.

Тра-та-та, тра-та-та (руки в бока, топаем ногами)

Растворялись ворота,

А из этих, из ворот

Вышел маленький народ (приседаем, руки вниз).

Один дядя вот такой (пальцы – “очки” у глаз),

Другой дядя вот такой (руки “держат газету”),

А четвертый вот такой (сжимаем руки – “держим штангу”),

Одна тетя вот такая (“причесываем волосы”),

А другая вот такая (встаем на носочки – “балерина”),

Третья тетя вот такая (“смотримся в зеркало”),

А четвертая такая (“прыгаем на прыгалках”),

Один дедушка такой (“худой и стройный”),

Другой дедушка такой (с палочкой),

Третий дедушка такой (со сгорбленной спиной),

А четвертый вот такой (прыгает на одной ножке),

Одна бабушка такая (“завязывает платок”),

А другая вот такая (“вяжет на спицах”),

Третья бабушка такая (со сгорбленной спиной),

А четвертая такая (высокая и стройная).

Упражнения для мышц рук

1). Нитку вдеть – для пальца

Непосильный труд,

Но, зато, два пальца

Платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут, хоть куда,

Десять поле пашут,

Строят города.

(Движение для пальцев рук: встряхивание, поглаживание, постукивание, массирование, разминание).

2). Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять

(Движение для пальцев рук по тексту)

Упражнение для глаз.

1). Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали (поморгать глазами),

Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо),

Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками),

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем (посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево),

Вправо-влево повернем,

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз),

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

2). Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться помассировать веки, слегка надавоивая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся (поморгать глазами),

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки),

Встрепенулся, потянулся (руки согнуть в стороны, выдох),

Взвился вверх и полетел (потрясти кистями рук, посмотреть вправо-влево).

Моя ученица Шаламай Милена в течении учебного года занималась исследованием по теме “Использование пальчиковой гимнастики для повышения работоспособности младших школьников” и приняла участие в районной научно-практической конференции, где заняла первое место.

Интересна такая работа, как решение математических задач со здоровьесберегающим содержанием, написанием сочинений о здоровом образе жизни, списывание народных русских пословиц о здоровье: “Чистота – залог здоровья”, “Здоровье разум дарит”, “В здоровом теле – здоровый дух”, чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильном образе жизни и здоровье.

На уроках окружающего мира говорим о лекарственных растениях нашего края. Корнев андрей, ученик моего класса проводил исследование в течении трех месяцев по теме “Влияние витаминов на здоровье детей” и принял участие в школьной научно-практической конференции, где занял первое место. Введение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состояние здоровья моих учеников.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности. Поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа образовательного учреждения «Начальная школаXXI века»

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

Доклад "Основные направления для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в школе"

Рекомендации, цели и задачи при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения....

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения  детей...