основные задачи в области валеологического воспитания социально-дезадаптированных детей и подростков
статья по зож на тему
В материале указаны основные задачи воспитания валеологической культуры у детей и подростков из социально-реабилитационных Центров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osnovnye_zadachi_valeologii.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные задачи в области валеологического
воспитания дезадаптированных детей и подростков»
Воспитатель ГСКУ АО «СРЦ для
несовершеннолетних «Вера»
Серебрякова Елена
Михайловна.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. В связи с этим воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Задачи воспитания валеологической культуры - формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье. Становление валеологической компетентности ребенка, как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания первой медицинской помощи. Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов. Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, представлений детей о себе, как о представлениях человеческого рода, основ безопасности детей и подростков. Этот опыт востребован в педагогическом процессе и нашего учреждения.
Реализация этих задач в нашем Центре связана с определением оптимальных педагогических условий, которые позволяют эффективно воспитывать валеологически культурных детей и подростков; определением особенностей взаимодействия педагога и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков; созданием валеологически развивающей среды в нашем учреждении;
В задачи валеологического воспитания детей и подростков входит изучение этого понятия и формирования валелогических знаний у них.
1. Понятие валеологического воспитания детей и подростков
Экологическая и социальная напряженность в стране, на фоне
-1-
небывалого роста болезней "цивилизации", привели к резкому ухудшению демографических показателей (рост заболеваемости, снижение уровня продолжительности жизни, высокая смертность и др.). Неправильный образ жизни взрослых (увлечение алкогольными напитками, табакокурение, малоподвижный режим, неправильное питание, наркомания и др.) стал причиной нарушения нормального развития детского организма уже в утробе матери, что и послужило поводом увеличения количества детей, поступающих в наш реабилитационный центр с нарушениями в физическом и психическом развитии. Рост болезней настоятельно требует воспитания у детей, начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни.
2. Валеологическое воспитание детей и подростков.
Разрабатывая программу по валеологическому воспитанию дезадаптированных детей и подростков, я поставила перед собой следующие задачи:
1.Сформировать у ребенка целостное представление об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды;
2.Сформировать творческое отношение к себе, к миру, к своей деятельности в этом мире через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии) и умение их применять на практике;
3.Научить объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья;
4.Сформировать у несовершеннолетних отрицательное отношение к вредным привычкам, наркогенным веществам и их употреблению;
5.Стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями.
Решение всех этих задач связано с основными принципами педагогики. А целью валеологического образования является введение в работу нашего Центра системы формирования общей валеологической культуры на основе психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей. Влияние валеологических знаний на формирование и
-2-
становление ребенка, как личности многопланово и рассматривается по следующим аспектам воздействия.
Педагогический аспект: формирование культуры здоровья в тесном контакте с общей культурой ребенка, удовлетворение информационных запросов ребенка; контроль и самоконтроль, ведение дневников и паспортов здоровья. Система непрерывного образования, позволяющая достигать определенных успехов совместными усилиями педагога и ребёнка в создании и реализации мотивации здорового образа жизни через доверительные межличностные отношения и взаимное удовлетворение информационных запросов.
Психологический аспект: стабильность в становлении психических функций за счет обогащения и расширения возможностей ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности.
Социологический аспект: каждый ребенок появляется на свет, имея свои наследственные особенности, и, от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок, зависит формирование новой личности.
Медицинский аспект: получение основ медицинских знаний: анатомии, биологии. Тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними органами. Формирование умений и навыков в закаливании своего организма, способности противостоять заболеваниям. Своевременное выполнение прививок, оказание стоматологической помощи, физиопроцедуры. Составление полноценного рациона питания.
Культурологический аспект: формирование внутреннего мира ребенка, его целостности и гармоничности. В первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного "Я", его ценности не только для себя, но и для своих близких, ребенок должен прийти к пониманию «Мы», как динамичной целостной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию и индивида, и общества в целом.
Система работы нашего учреждения является наиболее благоприятной для формирования и развития личности с ясным
-3-
пониманием общечеловеческих ценностей и коллектива, с уважительным отношением к каждой индивидуальности, так как дети находятся в нашем учреждении от 3-х до 18 лет. Срок достаточный для проявления и укрепления у детей и подростков определенных нравственных черт. На данном этапе работы по программе «Воспитания валеологической культуры у социально-дезадаптированных детей и подростков», я считаю, что основной задачей остаётся формирование у воспитанников отрицательного отношения к вредным привычкам, наркогенным веществам и их употреблению. В связи с этим я использую в своей работе мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек: курения, алкоголизма и наркомании. Это различные интерактивные формы: ролевые игры «Суд над курением, алкоголизмом и наркоманией», дискуссии «Курить или не курить? Вот в чём вопрос», круглые столы на тему «Что нужно знать о наркомании и «токсикомании», «Хочешь быть здоровым, будь им», месячник под названием «Операция подросток», где я демонстрирую детям опыты, которые доказывают пагубное влияние табака и алкоголя на растущий организм. Организую беседы с привлечением медицинских работников: «Кто он, юный наркоман?», «В объятиях табачного дыма». Вместе с детьми мы организовали конкурс плакатов «Здоровым быть здорово», «Шаг за шагом к погибели». Провели мероприятия, посвящённые Международному Дню отказа от курения (3 неделя ноября), Всемирному Дню без табака (31 мая), Всемирному Дню борьбы со СПИДом (1 декабря), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1марта), Всемирному Дню здоровья (7 апреля).
Месячник под названием “Операция подросток”.
Цель месячника: через ролевую деловую игру, медицинскую профилактику сформировать позитивное мышление у воспитанников в отношении употребления алкоголя, табака.
Задачи:
- Дать информацию воспитанникам о вредном влиянии никотина на организм.
- Рассказать о социальных последствиях употребления алкоголя и табака.
- Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
- Приобретение несовершеннолетними навыка сказать “нет”.
-4-
1 неделя. Подготовительный этап.
- Проводится анкетирование среди воспитанников по данной проблеме.
- Объявляется конкурс на:
- лучшее сочинение о вреде курения и алкоголя;
- рисунки, плакаты;
- доклад, сообщение.
- Оформляется выставка “Здоровье – наше богатство”.
2 неделя. Деловая ролевая игра “Скажи “нет” табакокурению”. Воспитанники разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, писатели, психологи, пресс-центр, отражающий работу групп, социологи, статистики. Каждая группа готовит сообщение о вреде курения и выступает перед другими воспитанниками Центра.
Рабочая группа историков говорит о том, как табак завоевывает мир. Медики рассказывают о заболеваниях, вызванных постоянным курением. Химики рассказывают о физико–химическом механизме курения, содержании химических веществ. Писатели приводят пример Тома Сойера, описанный в “Приключениях Тома Сойера” Марка Твена, об ощущениях ребят от первой затяжки и неприятностях последствиях курения. Социологи - данные анкетирования по Центру. Статистики - статистические данные о смертности, связанной с курением.
Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации по отказу от курения.
Пресс-центр освещает работу каждой группы, рисует на плакате зачеркнутую сигарету, каждая группа должна на листе написать “нет” с аргументами и прикрепить к плакату.
3 неделя. Деловая ролевая игра “Скажем “нет” алкоголю”. Подростки разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, юристы, психологи.
Принимают участие также юные журналисты, отражающие работу групп, социологи, статистики.
На каждом столе лежит раздаточный материал и листки с вопросами.
Ведущий начинает игру: “Наверное, вы знаете о пагубном влиянии
-5-
алкоголя на организм человека. Он сказывается и на воспитании детей, разрушает семьи, человек может потерять работу. Но ведь пьяницами не рождаются, ими становятся, если их вовремя не предупредить и не остановить руку, тянущуюся к рюмке. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том социальном зле, которое приносит алкоголизм человеку. Слово предоставляется нашим социологам, которые приведут данные анкетирования, и статистикам”. Затем начинается самостоятельная работа в группах, после которой ребята рассказывают об истории возникновения алкогольных напитков, почему и что пьют люди, с чего начинается пьянство, медики рассказывают о стадиях и формах опьянения и алкоголизма. Юристы - о преступлениях в состоянии алкогольного опьянения. Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации по отказу от алкоголя.
Пресс-группа освещает работу каждой группы, рисует плакат с изображением зачеркнутой бутылки с вином, на листе каждая рабочая группа пишет обоснование своего “Нет!” алкоголю и прикрепляет к плакату.
Ведущий обобщает ответы, благодарит всех за участие.
4 неделя Круглый стол : “Алкоголь и курение. Здоровье и заболеваемость. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии алкогольного опьянения”.
Приглашаются врачи – специалисты и инспектор по делам несовершеннолетних.
В ходе профилактической работы о вредном влиянии алкоголя, табака и наркотиков на подрастающий организм, не надо бояться преувеличений. Борьбу с этими вредными привычками, которые со временем перерастут в зависимость, необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого все средства беседы, лекции, видеофильмы, плакаты, чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к ним, а лучшими средствами борьбы с ними являются физкультура и спорт, воспитание воли и характера.
-6-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.
Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...
Нравственное воспитание детей и подростков
Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моде...
Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков
Введение1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы и семьи2. Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей и школой3. Взаимодействие общественности с семьей и школо...
Труд как основное средство воспитания детей и подростков в педагогической системе А.С.Макаренко
Содержание.1. Введение 2. Применение технологий А.С. Макаренко в современной школе 3. Заключение 4....
Воспитание стрессоустойчивости у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья.
В статье рассматриваются причины возникновения стрессов, виды, результаты стрессовых ситуаций. Рассматривается вопрос о предупреждении депрессий и стрессов., некоторые моменты выхода из "острого ...
"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"
Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...
Коррекционно-развивающая область и основные задачи содержания в условиях ФГОС
Описание основных задач коррекционно-развивающей области в условиях ФГОС...