Нравственное воспитание детей и подростков
методическая разработка по теме
Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственное воспитание детей и подростков | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
"Нравственное воспитание детей и подростков»
на 2009-2012 годы
1. ПАСПОРТ
Наименование Программы | Нравственное воспитание детей и подростков |
Государственный заказчик Программы | Администрация МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1» |
Исполнитель Программы | МОУ «ВСОШ № 1» |
Основные разработчики Программы | Речкалова М. Г |
Цель Программы
Задачи Программы
Важнейшие целевые показатели | Создание системы нравственного воспитания детей и подростков, направленной на формирование нравственно развитой и практически деятельной личности Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Важнейшими целевыми показателями будут:
|
Сроки реализации Программы. | 2009 - 2012 г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
2. Общие положения
2.1. Объект, предмет регулирования Программы:
Объектом программы являются учащиеся МОУ «ВСОШ № 1».
Предметом регулирования программы является нравственное воспитание учащихся в рамках единого образовательного пространства школы
2.2. Понятия и термины, используемые в Программе:
Программа нравственного воспитания детей и подростков - выстроенная система организационно-педагогических мер и действий участников воспитательного процесса, направленных на обретение детьми и подростками опыта нравственного поведения и мышления;
Духовно-нравственное воспитание личности - процесс непрерывного восхождения личности к высшим ценностям человеческого бытия;
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа разработана на 2009-2012 годы, которые во многих отношениях могут стать решающими для развития традиций нравственно - эстетического и гражданско - патриотического воспитания детей и подростков.
Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.
В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Динамические изменения в экономической и социокультурной ситуации в Российской Федерации вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на нравственное развитие общества.
Резкое изменение требований к растущему человеку со стороны модернизируемого общества вызвало противоречивую реакцию со стороны молодого поколения. Это и синдром социальной дезадаптации, и депрессия, агрессивность в молодежной среде. Резко возрос и уровень социогенных заболеваний. При оценке нынешнего состояния нравственного воспитания детей и подростков можно выделить основные проблемы:
- утрата нравственных идеалов, размывание традиционных ценностей общественного бытия,
- необходимость содержательной и структурной перестройки культурно-образовательной сферы жизнедеятельности детей и молодежи, приобретение опыта эффективной работы в современных финансово-экономических условиях;
- В основу Концепции воспитательной системы лежат идеи личностно-ориентированного гуманистического подхода, целевым ориентиром которого является «Образ выпускника».
Мы полагаем, что образ выпускника может складываться из пяти потенциалов: познавательного, нравственного, коммуникативного, художественного и физического.
В качестве принципов, определяющих цели, стратегии, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:
* Принцип гуманизации образования;
* Принцип культуросообразности;
* Принцип природосообразности;
* Принцип системности;
* Принцип успешности и адаптивности, которые становятся ведущими.
Таким образом, школа включает в себя комплекс воспитательных задач, определяющих содержание воспитательного процесса в каждой возрастной группе:
1 СТУПЕНЬ начальное воспитание и образование ( 1-4 классы)
Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.
Задачи:
- оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
- развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности;
- формирование потребности в творческой деятельности;
- развитие художественно-эстетической деятельности;
- воспитание общительности, желание оказывать помощь друг другу;
- способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям,
- воспитание любви к природе, к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат
Выпускник 1 ступени
Нравственный (ценностный) потенциал. Познавательный потенциал. Эстетический потенциал. Физический потенциал. | Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как: «Родина», «доброта», «природа», « милосердие», «гуманность». Умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать правила поведения в обществе. Приобщение к русской национальной культуре, создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем их мире. Что такое семья. Отношения в семье. Православные традиции семьи. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру. Пропаганда здорового образа жизни. Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня», «вредные привычки». |
2 СТУПЕНЬ воспитание и образование в среднем звене (5-9классы)
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой в отдельности личности.
Задачи:
- оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки;
- оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;
- создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
- создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся;
- формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
- Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
Выпускник 2 ступени
Нравственный потенциал. Познавательный потенциал. Эстетический потенциал. Физический | Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение». Более широкое раскрытие и понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, проявление таких качеств, как: доброта, честность, порядочность, вежливость. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру. Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу. |
3 СТУПЕНЬ воспитание и образование в старшем звене (10-11 класс)
Цель: воспитание духовно богатой , свободной , физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
- обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся;
- создание условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки.
Выпускник 3 ступени
Нравственный потенциал. Познавательный потенциал. Эстетический потенциал. Физический потенциал. | Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «творчество», наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину и ответственности за ее благосостояние. Понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, проявление таких качеств, как: доброта, честность, порядочность, вежливость. Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности. Мотивация на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенству. |
Ожидаемые результаты:
1. Подготовка выпускников школы к труду, выполнению гражданских обязанностей, непрерывному образованию, семейной жизни, рациональному проведению досуга.
2. Формирование потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных сферах деятельности.
3. Воспитание адекватной самооценки, активной жизненной позиции.
Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программ
- Учебные предметы
- Лекции, беседы, круглые столы
- Экскурсии
- Олимпиады
- Праздники
- Социально-значимые дела
- Классные часы, школьные мероприятия нравственной направленности
Педагогические технологии:
- Проектно – исследовательская деятельность.
- Коллективно- творческое дело.
- Деятельностный подход в обучении.
- Педагогика сотрудничества
- Технология проблемного обучения
- ИКТ
4. Этапы реализации программы
- Подготовительный этап (2009 г)
- Проанализировать работу и результаты по нравственному воспитанию школьников, выявить проблемы.
- Наметить план для начального этапа осуществления программы.
2.Основной этап (2010 г – 2011 г)
- Составить план мероприятий по нравственному воспитанию
- Организовать для педагогического коллектива школы семинары по проблеме нравственного воспитания школьников.
- Разработать материал для классных часов и внеклассных мероприятий.
3.Заключительный (2012г)
- Анализ проделанной работы и подведение итогов.
Критерии эффективности реализации программы
- Формирование созидательной нравственной позиции учащихся , основанной на принципах национальной духовной культуры.
- Умение и желание проектировать строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры.
- Совершенствование духовно- нравственного просвещения, образования и воспитания.
- Знание родословной своей семьи.
- Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Наименование мероприятия |
Начальная школа | |
1 | Линейка «Первый звонок» |
2 | Россия – Родина моя |
3 | Правила поведения в школе |
4 | О братьях наших меньших |
5 | О дружбе и друзьях |
6 | Школа вежливости |
7 | Мамины глаза + папина улыбка …. |
8 | Необычные истории обычного школьного дневника |
9 | О вредных и невредных привычках |
10 | Доброе слово, что ясный день |
11 | Мамин праздник |
12 | День защитников Отечества |
13 | Добрые дела моей жизни |
14 | Все профессии нужны, все профессии важны |
15 | О мальчиках и девочках войны |
16 | Этот праздник со слезами на глазах |
17 | Нас песня вела к победе |
18 | Люби книгу |
19 | Друг познается в беде и радости |
20 | Кем быть или каким быть?! |
21 | Места России, в которых мне хотелось бы побывать |
22 | Праздник вежливых ребят |
23 | «Твой подвиг бессмертен – солдат» |
24 | Дружба начинается с улыбки |
25 | Щедрость, бережливость, скупость, жадность и зависть |
26 | В мире очевидного и невероятного |
27 | Путешествие к Лесовичку |
Средняя школа. Старшая школа | |
5-й класс | |
1. | Игра «Кто я? Какой я?» |
2. | Путешествие в детство родителей «Дверь в детство» |
3. | Экскурсия «Я через 5 лет» |
4. | Праздничное представление «Архив 5-го класса» |
6-й класс | |
1. | Час общения «Мои интересы, мои увлечения» |
2. | Интерактивная игра «Я- дома, я- в школе, я- среди друзей» |
3. | Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат» |
4. | Беседа «Иметь свое мнение – это важно» |
7-й класс | |
1. | Диспут «Мои «хочу» и мой «могу» |
2. | Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и …» |
3. | Беседа «Вверх по лестнице жизни» |
8-й класс | |
1. | Аукцион мнений «Умею ли я любит?» |
2. | Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко» |
3. | Дискуссия «Ответственность и безответственность. что прячется за этими словами?" |
4. | Классный час "Страна, в которой мне хотелось бы жить" |
9 – 11 класс | |
1. | Диспут «О дружбе и друзьях» |
2. | Беседа «О товариществе и дружбе» |
3. | Праздник «Всему начало любовь» |
4. | Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы» |
5. | Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни» |
Мероприятия с презентациями | |
1. | Классный час «Ценности. Вверх по лестнице жизни» |
2. | Вред алкоголя |
3. | Классный час «Вежливость» |
4. | «Я и мои права» |
5. | Кл. час «Права ребенка» |
6. | «Мода и здоровье» |
МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа
«Нравственное воспитание детей и подростков»
р. п. Варгаши, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.
Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...
Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков
Введение1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы и семьи2. Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей и школой3. Взаимодействие общественности с семьей и школо...
Особенности формирования нравственного статуса детей и подростков.
Основу нравственного статуса человека составляют высшие чувства....
Труд как основное средство воспитания детей и подростков в педагогической системе А.С.Макаренко
Содержание.1. Введение 2. Применение технологий А.С. Макаренко в современной школе 3. Заключение 4....
"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"
Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...
«Новые формы работы патриотического воспитания детей и подростков»
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние духовного, нравственного и патриотического воспитания детей: формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравстве...