Рабочая программа дополнительного образования.
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Ахмедова Марина Алексеевна

Оздоровительное направление. Рабочая программа с тематическим планированием и формами работы. "Здоровячок" 1 класс ( 160 часов в год - 5 ч. в неделю (3 аудит..2 внеаудит.))

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Здоровячок"96.98 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                      Барвихинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»                                    «Согласовано»                                      «Рассмотрено»

 

             Директор МБОУ                               Заместитель директора школы               На ШМО учителей

             Барвихинская СОШ                         по УВР                                                       начальных классов

            _______Яковлева Т.В.                     _____________Шумова Л.Н..

                  Приказ № 401 от                                                                                               Протокол №  1 от

                «29»  августа 2014 г.                          « 28» августа   214 г.                              «28» августа  2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности оздоровительного направления

Ахмедова Марина Алексеевна, учитель нач. классов,  1 категория

"ЗДОРОВЯЧОК "1-й класс

2014-2015 учебный год

Барвиха 2014г.


                                                     Пояснительная записка

  1. Введение

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов, освоению основной образовательной программой начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровичок» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;

В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе,  на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет направлена на формирование здорового образа жизни обучающихся начальной школы.

  1. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровичок» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячек» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

                       Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  литературное чтение,  окружающий мир,  технология,  изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Таблица №1. Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

предмет

содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Здоровячок»

Литературное чтение

Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок, сказка «Колобок».

Устное народное творчество.

Подбор пословиц и поговорок.

Окружающий мир

Сезонные изменения в природе.

Организм человека.

Опора тела и движение.

Наше питание.

Экскурсия «У природы нет плохой погоды».

Осанка – это красиво.

Умеем ли мы питаться.

Технология

От замысла к результату. Технологические операции.

Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.

Изобразительное искусство

Мир фантазии.

Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка».

Физическая культура

Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению  препятствий.

Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше».

Музыка

Выразительность музыкальной интонации.

Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций :Бетховина,  Шопен, Штрауса, Глинки и т.д.  

Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными  пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка  состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Для реализациипрограммы «Здоровичок» необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:
  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки,  и др.;
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
  • измерительные приборы: весы, часы и их модели.
  1. Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций:компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.

  1. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению   «Здоровячок» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Таблица №2.

формы проведения занятия

и виды деятельности

тематика

игры

Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим

“Я б в спасатели пошел”, «Остров здоровья»

 «Состояние экологии и её влияние на организм человека»

беседы

Полезные и вредные продукты. Гигиена правильной осанки

«Доброречие», Мой внешний вид –залог здоровья

 Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени,

Мода и школьные будни, Как защититься от простуды и гриппа

тесты и анкетирование

Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?», Чему мы научились и чего достигли?, «Что мы знаем о здоровье», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни», «Мои отношения к одноклассникам», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

круглые столы

«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений

школьные конференции

В мире интересного

просмотр тематических видеофильмов

«Как сохранить и укрепить зрение», «Быстрое развитие памяти»

«Человек» , «Мышление и мы», Клещевой энцефалит

Вредные и полезные растения.

экскурсии

 «Сезонные изменения и как их принимает человек»

 «Природа – источник здоровья», «У природы нет плохой погоды»

дни здоровья, спортивные мероприятия

«Дальше, быстрее, выше», «Хочу остаться здоровым»,  «За здоровый образ жизни»

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

В здоровом теле здоровый дух, «Моё настроение», Вредные и полезные растения, Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка», «Продукты для здоровья», «Мы за здоровый образ жизни», «Нет курению!»,  Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»

решение ситуационных задач

Культура питания.  Этикет. Лесная аптека на службе человека

Вредные привычки

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

  1. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Здоровячек» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов,  занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  : 160 часов в год  (5 часов в неделю). Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние  интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» состоит из четырёх частей:  

  • 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
  • В разработке: 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
  • В разработке: 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
  • В разработке :4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

     Содержание программы     внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

    Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в       процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности пооздоровительному направлению «Здоровячок» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения  программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Учебно-тематический план

1 триместр

№п/п

Наименование темы.

Форма работы по теме занятия

Кол-во

часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Проект "Мое здоровье в моих руках"

1 неделя

1.Правила безопасного поведения в школе.

2. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке.»

3.Подготовка к празднику «К нам приехал Мойдодыр»

1.Экскурсия по школе. Презентация.

2.Разучивание физических упражнений под музыкальное сопровождение. +(внеауд.)

3.Репетиция по сценарию праздника. +(внеауд. разучивание стихотворений)

 

1

2

2

+

+

+

+

+

2 неделя

1.Подготовка к празднику «К нам приехал Мойдодыр»

2.Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

3. «Вкусные и полезные  вкусности»

1.Подготовка декораций.+ (внеауд.)

2. Спектакль

 

3. Беседа, выставка рисунков + (внеаудит. подбор материала и фотографий  по теме: «Вкусные и полезные вкусности (овощи)»

2

1

2

+

+

+

+

+

3 неделя

1. Моя работа в проекте.

2. «Дорога к доброму здоровью»

3. Викторина – игра «Мы веселые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим»

1.Составление коллажа.

2.Разучивание физминутки для глаз.

Составление памятки.(зрение)

3.Проведение викторины и подвижные игры на улице + (вн. разгадывание и составление ребусов)

1

2

2

+

+

+

+

+

4 неделя

1. Моя работа в проекте.

2. Витаминная тарелка – каждый день.

3. Ю. Тувим «Овощи» (кукольный театр) «Умеем ли мы правильно питаться?»

1.Конкурс – выставка ребусов.

2. Лепка. + (вн.)

3. Подготовка к представлению + (вн.)

 

1

2

2

+

+

+

+

+

5 неделя

1.Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

2. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке.»

3.Моя работа в проекте

 1.Выставка

2.Подвижные игры.

Разучивание физических упражнений под музыкальное сопровождение. +(вн.)

3.Отчет о работе в проекте. + (вн. информационный поиск по временам года «Осень)

1

2

2

+

+

+

+

+

                                                                          Итого: 25ч.

15ч

10ч

№п/п

Наименование темы.

Форма работы по теме занятия

Кол-во

часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Проект "Питание и здоровье"

6 неделя

1.Как и чем мы питаемся.

  1. «Красный,желтый, зеленый!

3.Приглашаем к чаю.

1.Составление меню «Правильное питание»(коллаж) +(вн)

 

2.Веселые старты.

Викторина

 

3.Беседа (презентация) +(вн.подбор материала)

 

2

1

2

+

+

+

+

+

7 неделя

1. Чайная церемония.

 2. «Вкусные и полезные  вкусности»

3. Кукольный театр «Ручеек»

1.Сервировка стола. Коллаж (Разновидности чая)

2. Беседа, выставка рисунков + (вн. подбор материала и фотографий  по теме: «Вкусные и полезные вкусности (фрукты)»

3. Готовим декорации + (вн. разучивание ролей)

1

2

2

+

+

+

+

+

8 неделя

1. Моя работа в проекте.

2. «Как питались в стародавние времена!»

3. «Мы за здоровый образ жизни!»

1.Представление.

2.Беседа  + (вн. анкетирование)

3.Проведение веселых стартов + (вн. подготовка материала для газеты)

1

2

2

+

+

+

+

+

9 неделя

 1. Моя работа в проекте.

2. «У природы нет плохой погоды»

3. «Сезонные изменения в природе»

1.Выпуск газеты «Продукты для здоровья»

2. Экскурсия  «Сезонные изменения» + (вн. подбор материала для аппликации)

3. Аппликация из природных материалов + (вн.  рисование осеннего леса)

 

1

2

2

+

+

+

+

+

10 неделя

1.Конкурс рисунков  «Осень в лесу»

2. Вредные и полезные растения

3.Моя работа в проекте

 1.Выставка

2.Просмотр тематического видеофильма +(вн. Разучивание физических упражнений)

3.Веселые старты.

Викторина

1

2

2

+

+

+

+

+

                                                                          Итого:25ч.

15ч

10ч

                                   2 триместр

№п/п

Наименование темы.

Форма работы по теме занятия

Кол-во

часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Проект "Я в школе и дома"

1 неделя

1.Правила поведения в школе.

2. Режим дня школьника

3.Динамическая пауза – раздел режима дня школьника

1. Беседа - презентация . + (вн. рисунки « Я в школе»)

2.Дидактическая ира «Я в школе и дома» +(вн. подбор иллюстраций для коллажа к режиму дня ученика)

  1. Разучивание подвижных игр  

 

2

2

1

+

+

+

+

+

2неделя

1.« Я и мой режим дня – режим успешной учебы и здровой жизни»

2.Дорога к доброму здоровью.

3. Моя работа в проекте.

1. Составление коллажа «Правильный режим дня – залог здоровья»

2. Проведение динамической паузы с элементами новых физических упражнений  + (вн. подбор и сочинение физминуток  для проведения динамических пауз)

 

3. Выставка рисунков, коллажа «Правильный режим дня – залог здоровья» + (вн. посмотр обучающего фильма «Нехочуха»)

1

2

2

+

+

+

+

+

3 неделя

1. «Умею ли я правильно отдыхать?»

2. «Дорога к доброму здоровью»

3. Викторина – игра «Мы веселые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим»

1.Викторина,беседа + (вн. просмотр обучающего мультфильма «Активный отдых»)

2. Подвижные игры на улице + (вн. подбор материала «Любимый вид спорта»)

3.Проведение викторины и разгадывание кроссворда «Спорт – ты жизнь!»

2

2

1

+

+

+

+

+

4 неделя

1. Моя работа в проекте.

2. Здоровая установка. Гигиена одежды.

3. Здоровая установка. Гигиена одежды.

1. Выпуск стенгазеты «Спорт – ты жизнь!»

2. Презентация + (вн. просмотр мультфильма «Мойдодыр»

3. Составление памятки «Гигиена одежды» + (вн. информационный поиск «Вредные привычки младшего школьника»

1

2

2

+

+

+

+

+

5 неделя

1.Вредные привычки и как от них избавиться.

2. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке.»

3.Моя работа в проекте

 1.Беседа, презентация

2.Подвижные игры.

Разучивание физических упражнений под музыкальное сопровождение. +(вн.)

3.Выставка рисунков, коллажа. Веселые старты.

1

2

1

+

+

+

+  

                                                                          Итого: 25ч.

15ч

10ч

№п/п

Наименование темы.

Форма работы по теме занятия

Кол-во

часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Проект "Чтоб забыть про докторов"

6 неделя

1.Сезонные изменения в природе

2. "Зачем нужна зарядка по утрам?"

3."У природы нет плохой погоды!

1Викторина"Ах, ты, Зимушка-Зима»  + (вн) подбор материала для коллажа

 

2.Круглый стол

 

3.Экскурсия по школьному участку

 

2

1

2

+

+

+

+

+

7 неделя

1. Моя работа в проекте. Сезонные изменения в природе

 2. "Лучше не рисковать"

3. Спектакль С. Преображенский «Капризка»

1.Составление коллажа

2. Беседа, презентация "Как бы мне не заболеть"+ (вн.  конкурс рисунков по профилактике простудных заболеваний.

3. Готовим декорации + (вн. разучивание ролей)

1

2

2

+

+

+

+

+

8 неделя

1. Моя работа в проекте.

2. Первая доврачебная помощь

3. «Мы за здоровый образ жизни!»

1.Выставка рисунков"Как бы мне не заболеть"

2.Беседа  + (вн. анкетирование)

3.Проведение веселых стартов на свежем воздухе + (вн.репетиция спектакля)

1

2

2

+

+

+

+

+

9 неделя

 1. Моя работа в проекте.

2. «Нет курению!»

3. «Природа- источник здоровья»

1. Спектакль С. Преображенский «Капризка»

2. Решение ситуационных задач + (вн. подбор материала для газеты, листовок)

3. Экскурсия с подвижными играми+ (вн. )

 

1

2

2

+

+

+

+

+

3

1.Моя работа в проекте.

1.Клещевой инцефалит.

2. "Мир моих увлечений"

 1.Выставка газеты и листовок "Нет курению!"

2.Просмотр тематического видеофильма +(вн. Разучивание физических упражнений)

3.Презентация детских портфолио + игра на св. воздухе "Крепость Снежной королевы" 

1

2

2

+

+

+

+

+

                                                                          Итого: 25ч.

15ч

10ч

                             3 ТРИМЕСТР

№п/п

Наименование темы.

Форма работы по теме занятия

Кол-во

часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Проект "Я и моё ближайшее окружение"

1 неделя

1.Моя семья!

2.Соседи - жильцы.

 

3. Мой класс!

1.Викторина "Я и моя семья"+ (вн) подбор материала для коллажа(фото и рисунки)

 

2.Ролевая игра.

 

3. Круглый стол. "Это я, это я - это все мои друзья!" (вн) подбор материала для коллажа (рисунки одноклассников)

2

1

2

+

+

+

+

+

2 неделя

1. Моя работа в проекте.

2. «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

3."Дом моей мечты"

1.Составление коллажа

2. Практическое занятие.+ внеауд."Дом моей мечты " - сочинение

3. Беседа. Воплощение мечты  (конструктор) + внеауд. (рассказы и стихи о семье)

1

2

2

+

+

+

+

+

3 неделя

1. Моя работа в проекте.

 2. Сезонные изменения в природе -"У природы нет плохой погоды"

3.Деревья нашего двора.

1.Конкурс сочинений,стихотворений о семье.

2. Экскурсия по школьному двору+ (внеауд. подвижные игры на свежем воздухе)

3. Викторина (тест)+ (внеауд. фотоколлаж)

1

2

2

+

+

+

+

+

4 неделя

1. Птицы нашего двора

2. Моя работа в проекте.

3. «Мы за здоровый образ жизни!»

1. Викторина (тест)+ (внеауд. фотоколлаж) 

2.Фотоколлаж

3. Соревнования "Папа, мама, я - дружная семья"+ (внеауд. пополнение корма в кормушках для птиц)

2

1

2

+

+

+

+

+

5 неделя

1. Что такое экология?

2. «Мы за здоровый образ жизни!»

3. «Природа- источник здоровья»

1. Беседа + презентация

2. Подвижные игры+ (вн.уборка школьного двора)

3. Растения нашего класса + внеауд. составление памятки ухода за домашними растениями

1

2

2

+

+

+

+

+

6 неделя

1.Моя работа в проекте.

2.Гигиена класса

2. "Мир моих школьных увлечений"

 1.Выставка газеты и листовок "Комнатные растения -выращивание и уход"

2.Просмотр тематического видеофильма +(вн.составление памятки для дежурных в классе)

3.Практическое занятие "Гигиена в классе" + внеауд. "Мир моих школьных увлечений"

1

2

2

+

+

+

+

+

                                                                          Итого: 30 ч.

18ч

12ч

№п/п

Наименование темы.

Форма работы по теме занятия

Кол-во

часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Проект "Вот и стали мы на год взрослее"

1 неделя

1."Я б в спасатели пошел, пусть меня научат"

2.Мое настроение.

 

3. Закаливание в домашних условиях.

1.Ролевая игра. Первая доврачебная помощь.

2.Игра "Что значит улыбка!" + внеауд. конкурс рисунков.

 

3. Просмотр учебного фильма о закаливании +(вн) разучивание песни "если хочешь быть здоров - закаляйся!"

1

2

2

+

+

+

+

+

2 неделя

1. Мое настроение.

2. Что такое иммунитет?

3. Как сохранять и укреплять свое здоровье.

1.Выставка рисунков, игра "Отгадай настроение"

2.Беседа(презентация) + внеауд. (Памятка"Правила укрепления иммунитета")

3. Веселые старты + внеауд. (игры на свежем отдыхе)

1

2

2

+

+

+

+

+

3 неделя

1. Отдых на море(чем полезно и опасно море)

 

2. Первая доврачебная помощь.

3.Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

1.Викторина. "Летом на море" + внеауд. составление плакатов: "Правила поведения на воде в летнее время"

2.Практический урок. "Если я не умею плавать"

3.Подвижные игры на свежем воздухе + (внеауд. разучивание речевок, закличек для игр в летнее время)

2

1

2

+

+

+

+

+

4 неделя

1. Моя работа в проекте.

2. Я и опасность.

3. Я и опасность.

1. Плакаты - "Правила и инструкция поведения на воде в летнее время"

2.Чем и как я могу отравиться? (Подготовка к кукольному представлению А. Колобова " Красивые грибы"

3. Чем и как я могу отравиться? (Подготовка к кукольному представлению А. Колобова " Красивые грибы"

1

2

2

+

+

+

+

+

5 неделя

1.Моя работа в проекте.

 Я и опасность.

2. Первая помощь при отправлении.

3. «Мы за здоровый образ жизни!»

1. Кукольное представление А. Колобова " Красивые грибы

2. Беседа и викторина. + внеауд. составление буклета "Эти грибы -ОПАСНЫ!"

3. Подвижные игры+ (вн.разучивание комплекса упражнений по гимнастике)

1

2

2

+

+

+

+

+

6 неделя

2.День здоровья

2. "Мир моих школьных увлечений"

1.Моя работа в проекте.

 1.Эстафета. "Самый здоровый класс" + внеауд. (фотоколлаж "Наши достижения и успехи"

 

2. Подготовка к заключительному концерту. "Вот и стали мы на год взрослее"

3.Ваставка успехов и достижений. Концерт.

2

2

1

+

+

+

+

+

                                                                          Итого: 30 ч.

18ч

12ч

                                   УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  КУРСА

Введение Курс «Здоровячок» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов,  занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11лет, составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитан на проведение  5 часов в неделю. Данный курс  построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста. Содержание курса раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

             Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков конструктивного общения;

потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

          Знать: основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление  здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей ;

соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений длясохранение и укрепление здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

          Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков ;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Введение  «Вот мы и в школе».

 Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

        

Питание и здоровье

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.

                                                   Моё здоровье в моих руках

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

Я в школе и дома

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Чтоб забыть про докторов

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".

Я и моё ближайшее окружение

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

 «Вот и стали мы на год  взрослей»

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс

Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...