Рабочая программа дополнительного образования.
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Оздоровительное направление. Рабочая программа с тематическим планированием и формами работы. "Здоровячок" 1 класс ( 160 часов в год - 5 ч. в неделю (3 аудит..2 внеаудит.))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Здоровячок" | 96.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Барвихинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор МБОУ Заместитель директора школы На ШМО учителей
Барвихинская СОШ по УВР начальных классов
_______Яковлева Т.В. _____________Шумова Л.Н..
Приказ № 401 от Протокол № 1 от
«29» августа 2014 г. « 28» августа 214 г. «28» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности оздоровительного направления
Ахмедова Марина Алексеевна, учитель нач. классов, 1 категория
"ЗДОРОВЯЧОК "1-й класс
2014-2015 учебный год
Барвиха 2014г.
Пояснительная записка
- Введение
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов, освоению основной образовательной программой начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровичок» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет направлена на формирование здорового образа жизни обучающихся начальной школы.
- Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровичок» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячек» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Таблица №1. Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
предмет | содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Здоровячок» |
Литературное чтение | Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок, сказка «Колобок». Устное народное творчество. | Подбор пословиц и поговорок. |
Окружающий мир | Сезонные изменения в природе. Организм человека. Опора тела и движение. Наше питание. | Экскурсия «У природы нет плохой погоды». Осанка – это красиво. Умеем ли мы питаться. |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Изготовление овощей и фруктов из солёного теста. |
Изобразительное искусство | Мир фантазии. | Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка». |
Физическая культура | Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. | Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше». |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций :Бетховина, Шопен, Штрауса, Глинки и т.д. |
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализациипрограммы «Здоровичок» необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
- Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Таблица №2.
формы проведения занятия и виды деятельности | тематика |
игры | Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим “Я б в спасатели пошел”, «Остров здоровья» «Состояние экологии и её влияние на организм человека» |
беседы | Полезные и вредные продукты. Гигиена правильной осанки «Доброречие», Мой внешний вид –залог здоровья Как питались в стародавние времена и питание нашего времени, Мода и школьные будни, Как защититься от простуды и гриппа |
тесты и анкетирование | Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?», Чему мы научились и чего достигли?, «Что мы знаем о здоровье», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни», «Мои отношения к одноклассникам», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
круглые столы | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений |
школьные конференции | В мире интересного |
просмотр тематических видеофильмов | «Как сохранить и укрепить зрение», «Быстрое развитие памяти» «Человек» , «Мышление и мы», Клещевой энцефалит Вредные и полезные растения. |
экскурсии | «Сезонные изменения и как их принимает человек» «Природа – источник здоровья», «У природы нет плохой погоды» |
дни здоровья, спортивные мероприятия | «Дальше, быстрее, выше», «Хочу остаться здоровым», «За здоровый образ жизни» |
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок | В здоровом теле здоровый дух, «Моё настроение», Вредные и полезные растения, Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка», «Продукты для здоровья», «Мы за здоровый образ жизни», «Нет курению!», Выпуск плакатов «Продукты для здоровья» |
решение ситуационных задач | Культура питания. Этикет. Лесная аптека на службе человека Вредные привычки |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
- Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячек» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение : 160 часов в год (5 часов в неделю). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» состоит из четырёх частей:
- 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
- В разработке: 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
- В разработке: 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
- В разработке :4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности пооздоровительному направлению «Здоровячок» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Здоровячок», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Учебно-тематический план
1 триместр
№п/п | Наименование темы. | Форма работы по теме занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
Проект "Мое здоровье в моих руках" | |||||
1 неделя | 1.Правила безопасного поведения в школе. 2. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке.» 3.Подготовка к празднику «К нам приехал Мойдодыр» | 1.Экскурсия по школе. Презентация. 2.Разучивание физических упражнений под музыкальное сопровождение. +(внеауд.) 3.Репетиция по сценарию праздника. +(внеауд. разучивание стихотворений)
| 1 2 2 | + + + | + + |
2 неделя | 1.Подготовка к празднику «К нам приехал Мойдодыр» 2.Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» 3. «Вкусные и полезные вкусности» | 1.Подготовка декораций.+ (внеауд.) 2. Спектакль
3. Беседа, выставка рисунков + (внеаудит. подбор материала и фотографий по теме: «Вкусные и полезные вкусности (овощи)» | 2 1 2 | + + + | + + |
3 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. «Дорога к доброму здоровью» 3. Викторина – игра «Мы веселые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим» | 1.Составление коллажа. 2.Разучивание физминутки для глаз. Составление памятки.(зрение) 3.Проведение викторины и подвижные игры на улице + (вн. разгадывание и составление ребусов) | 1 2 2 | + + + | + + |
4 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. Витаминная тарелка – каждый день. 3. Ю. Тувим «Овощи» (кукольный театр) «Умеем ли мы правильно питаться?» | 1.Конкурс – выставка ребусов. 2. Лепка. + (вн.) 3. Подготовка к представлению + (вн.)
| 1 2 2 | + + + | + + |
5 неделя | 1.Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» 2. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке.» 3.Моя работа в проекте | 1.Выставка 2.Подвижные игры. Разучивание физических упражнений под музыкальное сопровождение. +(вн.) 3.Отчет о работе в проекте. + (вн. информационный поиск по временам года «Осень) | 1 2 2 | + + + | + + |
Итого: 25ч. | 15ч | 10ч |
№п/п | Наименование темы. | Форма работы по теме занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
Проект "Питание и здоровье" | |||||
6 неделя | 1.Как и чем мы питаемся.
3.Приглашаем к чаю. | 1.Составление меню «Правильное питание»(коллаж) +(вн)
2.Веселые старты. Викторина
3.Беседа (презентация) +(вн.подбор материала)
| 2 1 2 | + + + | + + |
7 неделя | 1. Чайная церемония. 2. «Вкусные и полезные вкусности» 3. Кукольный театр «Ручеек» | 1.Сервировка стола. Коллаж (Разновидности чая) 2. Беседа, выставка рисунков + (вн. подбор материала и фотографий по теме: «Вкусные и полезные вкусности (фрукты)» 3. Готовим декорации + (вн. разучивание ролей) | 1 2 2 | + + + | + + |
8 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. «Как питались в стародавние времена!» 3. «Мы за здоровый образ жизни!» | 1.Представление. 2.Беседа + (вн. анкетирование) 3.Проведение веселых стартов + (вн. подготовка материала для газеты) | 1 2 2 | + + + | + + |
9 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. «У природы нет плохой погоды» 3. «Сезонные изменения в природе» | 1.Выпуск газеты «Продукты для здоровья» 2. Экскурсия «Сезонные изменения» + (вн. подбор материала для аппликации) 3. Аппликация из природных материалов + (вн. рисование осеннего леса)
| 1 2 2 | + + + | + + |
10 неделя | 1.Конкурс рисунков «Осень в лесу» 2. Вредные и полезные растения 3.Моя работа в проекте | 1.Выставка 2.Просмотр тематического видеофильма +(вн. Разучивание физических упражнений) 3.Веселые старты. Викторина | 1 2 2 | + + + | + + |
Итого:25ч. | 15ч | 10ч |
2 триместр
№п/п | Наименование темы. | Форма работы по теме занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
Проект "Я в школе и дома" | |||||
1 неделя | 1.Правила поведения в школе. 2. Режим дня школьника 3.Динамическая пауза – раздел режима дня школьника | 1. Беседа - презентация . + (вн. рисунки « Я в школе») 2.Дидактическая ира «Я в школе и дома» +(вн. подбор иллюстраций для коллажа к режиму дня ученика)
| 2 2 1 | + + + | + + |
2неделя | 1.« Я и мой режим дня – режим успешной учебы и здровой жизни» 2.Дорога к доброму здоровью. 3. Моя работа в проекте. | 1. Составление коллажа «Правильный режим дня – залог здоровья» 2. Проведение динамической паузы с элементами новых физических упражнений + (вн. подбор и сочинение физминуток для проведения динамических пауз)
3. Выставка рисунков, коллажа «Правильный режим дня – залог здоровья» + (вн. посмотр обучающего фильма «Нехочуха») | 1 2 2 | + + + | + + |
3 неделя | 1. «Умею ли я правильно отдыхать?» 2. «Дорога к доброму здоровью» 3. Викторина – игра «Мы веселые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим» | 1.Викторина,беседа + (вн. просмотр обучающего мультфильма «Активный отдых») 2. Подвижные игры на улице + (вн. подбор материала «Любимый вид спорта») 3.Проведение викторины и разгадывание кроссворда «Спорт – ты жизнь!» | 2 2 1 | + + + | + + |
4 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. Здоровая установка. Гигиена одежды. 3. Здоровая установка. Гигиена одежды. | 1. Выпуск стенгазеты «Спорт – ты жизнь!» 2. Презентация + (вн. просмотр мультфильма «Мойдодыр» 3. Составление памятки «Гигиена одежды» + (вн. информационный поиск «Вредные привычки младшего школьника» | 1 2 2 | + + + | + + |
5 неделя | 1.Вредные привычки и как от них избавиться. 2. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке.» 3.Моя работа в проекте | 1.Беседа, презентация 2.Подвижные игры. Разучивание физических упражнений под музыкальное сопровождение. +(вн.) 3.Выставка рисунков, коллажа. Веселые старты. | 1 2 1 | + + + | + |
Итого: 25ч. | 15ч | 10ч |
№п/п | Наименование темы. | Форма работы по теме занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
Проект "Чтоб забыть про докторов" | |||||
6 неделя | 1.Сезонные изменения в природе 2. "Зачем нужна зарядка по утрам?" 3."У природы нет плохой погоды! | 1Викторина"Ах, ты, Зимушка-Зима» + (вн) подбор материала для коллажа
2.Круглый стол
3.Экскурсия по школьному участку
| 2 1 2 | + + + | + + |
7 неделя | 1. Моя работа в проекте. Сезонные изменения в природе 2. "Лучше не рисковать" 3. Спектакль С. Преображенский «Капризка» | 1.Составление коллажа 2. Беседа, презентация "Как бы мне не заболеть"+ (вн. конкурс рисунков по профилактике простудных заболеваний. 3. Готовим декорации + (вн. разучивание ролей) | 1 2 2 | + + + | + + |
8 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. Первая доврачебная помощь 3. «Мы за здоровый образ жизни!» | 1.Выставка рисунков"Как бы мне не заболеть" 2.Беседа + (вн. анкетирование) 3.Проведение веселых стартов на свежем воздухе + (вн.репетиция спектакля) | 1 2 2 | + + + | + + |
9 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. «Нет курению!» 3. «Природа- источник здоровья» | 1. Спектакль С. Преображенский «Капризка» 2. Решение ситуационных задач + (вн. подбор материала для газеты, листовок) 3. Экскурсия с подвижными играми+ (вн. )
| 1 2 2 | + + + | + + |
3 | 1.Моя работа в проекте. 1.Клещевой инцефалит. 2. "Мир моих увлечений" | 1.Выставка газеты и листовок "Нет курению!" 2.Просмотр тематического видеофильма +(вн. Разучивание физических упражнений) 3.Презентация детских портфолио + игра на св. воздухе "Крепость Снежной королевы" | 1 2 2 | + + + | + + |
Итого: 25ч. | 15ч | 10ч |
3 ТРИМЕСТР
№п/п | Наименование темы. | Форма работы по теме занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
Проект "Я и моё ближайшее окружение" | |||||
1 неделя | 1.Моя семья! 2.Соседи - жильцы.
3. Мой класс! | 1.Викторина "Я и моя семья"+ (вн) подбор материала для коллажа(фото и рисунки)
2.Ролевая игра.
3. Круглый стол. "Это я, это я - это все мои друзья!" (вн) подбор материала для коллажа (рисунки одноклассников) | 2 1 2 | + + + | + + |
2 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. «Создание уюта в классной и игровой комнатах» 3."Дом моей мечты" | 1.Составление коллажа 2. Практическое занятие.+ внеауд."Дом моей мечты " - сочинение 3. Беседа. Воплощение мечты (конструктор) + внеауд. (рассказы и стихи о семье) | 1 2 2 | + + + | + + |
3 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. Сезонные изменения в природе -"У природы нет плохой погоды" 3.Деревья нашего двора. | 1.Конкурс сочинений,стихотворений о семье. 2. Экскурсия по школьному двору+ (внеауд. подвижные игры на свежем воздухе) 3. Викторина (тест)+ (внеауд. фотоколлаж) | 1 2 2 | + + + | + + |
4 неделя | 1. Птицы нашего двора 2. Моя работа в проекте. 3. «Мы за здоровый образ жизни!» | 1. Викторина (тест)+ (внеауд. фотоколлаж) 2.Фотоколлаж 3. Соревнования "Папа, мама, я - дружная семья"+ (внеауд. пополнение корма в кормушках для птиц) | 2 1 2 | + + + | + + |
5 неделя | 1. Что такое экология? 2. «Мы за здоровый образ жизни!» 3. «Природа- источник здоровья» | 1. Беседа + презентация 2. Подвижные игры+ (вн.уборка школьного двора) 3. Растения нашего класса + внеауд. составление памятки ухода за домашними растениями | 1 2 2 | + + + | + + |
6 неделя | 1.Моя работа в проекте. 2.Гигиена класса 2. "Мир моих школьных увлечений" | 1.Выставка газеты и листовок "Комнатные растения -выращивание и уход" 2.Просмотр тематического видеофильма +(вн.составление памятки для дежурных в классе) 3.Практическое занятие "Гигиена в классе" + внеауд. "Мир моих школьных увлечений" | 1 2 2 | + + + | + + |
Итого: 30 ч. | 18ч | 12ч |
№п/п | Наименование темы. | Форма работы по теме занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
Проект "Вот и стали мы на год взрослее" | |||||
1 неделя | 1."Я б в спасатели пошел, пусть меня научат" 2.Мое настроение.
3. Закаливание в домашних условиях. | 1.Ролевая игра. Первая доврачебная помощь. 2.Игра "Что значит улыбка!" + внеауд. конкурс рисунков.
3. Просмотр учебного фильма о закаливании +(вн) разучивание песни "если хочешь быть здоров - закаляйся!" | 1 2 2 | + + + | + + |
2 неделя | 1. Мое настроение. 2. Что такое иммунитет? 3. Как сохранять и укреплять свое здоровье. | 1.Выставка рисунков, игра "Отгадай настроение" 2.Беседа(презентация) + внеауд. (Памятка"Правила укрепления иммунитета") 3. Веселые старты + внеауд. (игры на свежем отдыхе) | 1 2 2 | + + + | + + |
3 неделя | 1. Отдых на море(чем полезно и опасно море)
2. Первая доврачебная помощь. 3.Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья | 1.Викторина. "Летом на море" + внеауд. составление плакатов: "Правила поведения на воде в летнее время" 2.Практический урок. "Если я не умею плавать" 3.Подвижные игры на свежем воздухе + (внеауд. разучивание речевок, закличек для игр в летнее время) | 2 1 2 | + + + | + + |
4 неделя | 1. Моя работа в проекте. 2. Я и опасность. 3. Я и опасность. | 1. Плакаты - "Правила и инструкция поведения на воде в летнее время" 2.Чем и как я могу отравиться? (Подготовка к кукольному представлению А. Колобова " Красивые грибы" 3. Чем и как я могу отравиться? (Подготовка к кукольному представлению А. Колобова " Красивые грибы" | 1 2 2 | + + + | + + |
5 неделя | 1.Моя работа в проекте. Я и опасность. 2. Первая помощь при отправлении. 3. «Мы за здоровый образ жизни!» | 1. Кукольное представление А. Колобова " Красивые грибы 2. Беседа и викторина. + внеауд. составление буклета "Эти грибы -ОПАСНЫ!" 3. Подвижные игры+ (вн.разучивание комплекса упражнений по гимнастике) | 1 2 2 | + + + | + + |
6 неделя | 2.День здоровья 2. "Мир моих школьных увлечений" 1.Моя работа в проекте. | 1.Эстафета. "Самый здоровый класс" + внеауд. (фотоколлаж "Наши достижения и успехи"
2. Подготовка к заключительному концерту. "Вот и стали мы на год взрослее" 3.Ваставка успехов и достижений. Концерт. | 2 2 1 | + + + | + + |
Итого: 30 ч. | 18ч | 12ч |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Введение Курс «Здоровячок» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11лет, составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитан на проведение 5 часов в неделю. Данный курс построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста. Содержание курса раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Знать: основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей ;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений длясохранение и укрепление здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков ;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Введение «Вот мы и в школе».
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Питание и здоровье
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Моё здоровье в моих руках
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Я в школе и дома
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Чтоб забыть про докторов
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Я и моё ближайшее окружение
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
«Вот и стали мы на год взрослей»
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
Рабочая программа ( дополнительное образование ) "Тропинками своего Я "
Развивающее занятие для уч-ся 7-8 лет......
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс
Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...