Проект спортивных праздников с элементами логоритмики "Нескучный спорт"
проект по зож на тему
Данный проект предназначен для обучающихся, с легкой степенью умственной отсталости, не вошедших в основную группу для занятий физической культурой и имеющих речевые нарушения. Такие дети не могут проявить себя в основной группе, не способны добиться успеха. В данной группе они чувствуют себя равными. Проект предназначен для учителей-логопедов и учителей ритмики в коррекционных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_prazdnika.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС (К) ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида»
«Нескучный спорт»
(спортивный праздник в образовательной организации)
Проект, описывающий инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности обучающихся
Авторы: Банников Александр Иванович, учитель ритмики
Нелюбина Александра Евгеньевна, учитель-логопед
Актуальность проекта
Нормальному развитию ребенка присуща повышенная потребность в движении. Начинает ли он ходить, лазать, прыгать, каждое движение доставляет ему удовольствие. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, лишенные возможности активного движения, становятся вялыми, апатичными, раздражительными. У таких детей, вследствие перенесенных заболеваний, а также при недостатке двигательной активности снижается уровень адаптации организма к воздействиям окружающей среды, приводящий к негативным изменениям в организме, которые выражаются:
- ослаблении мышечного тонуса, что создает предпосылки для неправильного взаиморасположения костей скелета, образования контрактур и других изменений в суставах и позвоночнике;
- ослаблении или выпадении функций отдельных мышечных групп, в результате чего снижаются двигательные способности ребенка; - нарушении координации движений в самых различных ее проявлениях, что сказывается в т.ч. и на работе речевого аппарата, аппарата восприятия и мышления; - нарушении функциональной и нервной систем.
Последствия ограничений движения проявляются также в нарушении функций тазовых органов и в ряде случаев обречение на полную зависимость от посторонней помощи. Появляются компенсаторные движения: навязчивые движения руками, раскачивание тела, непроизвольные движения конечностями, сопровождающиеся нервными возгласами и прочими патологиями, разрушить такие стереотипы можно только упорными систематическими занятиями, направленными на развитие правильных двигательных актов. Если, несмотря на сложность и характер заболевания, своевременно на протяжении роста и развития ребенка, направлять и учить его правильно выполнять движения (в т.ч. речевым аппаратом), применять обоснованную систему реабилитационных мероприятий, включающую специализированные упражнения, можно добиться значительных успехов. Следует иметь ввиду, что одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие организма ребенка тесно связано с формированием ритма пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов и механизмов восприятия. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, математические и архитектурные конструкции, осваивать просторы креативного интеллекта. Поэтому для детей, (и в первую очередь для детей с умственной отсталостью) просто необходимо проводить занятия логоритмикой. Логоритмика полезна всем детям, рекомендуется вводить логоритмику в программу начальной школы, также детям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы учителя - логопеда и учителя ритмики в работе по коррекции различных нарушений. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с ОВЗ с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, играют в речевые и двигательные игры.
Поэтому в нашей школе необходимы занятия логоритмикой. Разработан проект праздников элементами логоритмики. В ход праздников вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной форм музыкотерапии и сказкотерапии.
Данный проект предназначен для обучающихся, с легкой степенью умственной отсталости, не вошедших в основную группу для занятий физической культурой и имеющих речевые нарушения. Такие дети не могут проявить себя в основной группе, не способны добиться успеха. В данной группе они чувствуют себя равными.
Цель проекта - профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой для дальнейшего перехода в основную группу по физической культуре.
Задачи проекта:
- развитие фонематического восприятия;
- расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
- развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
- развитие творческой фантазии и воображения
Участники, с которыми осуществляется работа по проекту
Учащиеся младших классов с легкой степенью умственной отсталости, с нарушением опорно-двигательного аппарата и имеющие речевые нарушения.
Участники, реализующие данный проект
Специалисты:
Банников Александр Иванович - учитель ритмики
Нелюбина Александра Евгеньевна - учитель-логопед
Старицина Нина Григорьевна – медицинский работник
Речкалова Надежда Анатольевна – учитель музыки
Классные руководители и воспитатели начальных классов.
Концепция проекта
Проект предназначен для учителей-логопедов и учителей ритмики в коррекционных образовательных учреждениях. Учебно-тематическое планирование, а также наличие программных мероприятий помогут педагогам свободно внедрять проект в своих образовательных учреждениях. Спортивные праздники с элементами логоритмики включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.
Спортиный праздник с элементами логоритмики включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На спортивных праздниках с элементами логоритмики совместно с учителем физической культуры, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания
2. выработка продолжительного речевого выдоха
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с ОВЗ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Разработан учебно-тематический план спортивных праздников с элементами логоритмики, рассчитанный на один учебный год ( Приложение 1.)
Сроки и этапы реализации проекта
Данная программа рассчитана на детей школьного возраста 7-12 лет.
Срок реализации программы составляет – 1 год (1 сентября по 31 мая)
Ключевые методики, технологии, инструментарий
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации проекта
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
«Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
«Весёлая логоритмика» Е.Железновой;
«Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.
«Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина
Результаты реализации проекта.
При регулярном проведении спортивных праздников с элементами логоритмики у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной , моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только корригировать, но и предупреждать речевые нарушения, способствуя развитию личности в целом.
Ограничения, особые условия и требования при реализации проекта.
Уникальные особенности проекта и ключевые факторы успеха
Проект носит комплексный характер и включает в себя два направления: логопедию и ритмику. Оба основываются на движении, но в сочетании с музыкой и словом эти занятия развивают физическую подготовку детей, улучшают эмоциональное состояние, а также благотворно влияют на развитие речи у школьников и ее коррекцию. Также инновационным средством является включение в занятия физкультурой объяснение какой-либо темы, показ иллюстраций, разучивание различных считалок, скороговорок, потешек и выполнение не только стандартных, но и занимательных и интересных для детей упражнений на имитацию кого-либо или чего-либо
Приложение 1.
Учебно-тематический план
Рассчитан на 9 спортивных праздников, с элементами логоритмики , по 1 празднику в месяц.
№ п/п | Дата | Тема праздника |
1 | Сентябрь | Золотая осень (см. Приложение 2) |
2 | Октябрь | Верные друзья |
3 | Ноябрь | Веселое путешествие |
4 | Декабрь | Новогодняя елка |
5 | Январь | Снеговик |
6 | Февраль | У меня полно хлопот |
7 | Март | Мамин день |
8 | Апрель | Весна |
9 | Май | Как растили мы капусту |
Приложение 2.
ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида»
Методическая разработка сценария спортивного праздника
с элементами логоритмики на тему:
«Золотая осень»
Составители:
Нелюбина А.Е.
Учитель - логопед
Банников А.И
Учитель ритмики
Каргаполье, сентябрь 2014
Цель: развитие музыкальных способностей и двигательных навыков с использованием элементов логоритмики;
Задачи:
- закреплять навыки разновидностей ходьбы, сохраняя при этом осанку и равновесие;
- развивать внимание, ловкость, глазомер, моторику рук и артикуляционный аппарат;
- воспитывать интерес к занятию и вызвать у детей положительные эмоции.
Оснащение и оборудование: аудиозапись музыки, массажные дорожки, атрибуты для статического равновесия, ленты для корригирующих упражнений, листочки на палочках для дыхательной гимнастики, тренажёр су-джок, канат, мячи, дуги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал. Встают полукругом.
Учитель - логопед: К нам пришли гости поприветствуем их.
– Доброе утро, всем кто проснулся (руки вверх, потянулись)
– Доброе утро, кто улыбнулся (руки развести вперёд)
– Глазки откройте и посмотрите (глазки пальчиками)
– Мы всех вас любим, и вы нас любите (обнять себя за плечи, руки вперёд.)
Учитель - логопед обращает внимание на окно.
– Всюду ходит, бродит осень,
– Вот листву и тополь сбросил.
В зал под музыку входит Осень.
Осень:
Я осень золотая,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я.
Я достала краски,
Мне много покрасить нужно,
Листья жёлтым и красным,
Серым небо и тучи.
Логоритмическое упражнение: «Тучка» (дети выполняют упражнения совместно с учителем ритмики)
Кап-кап-кап тучка
Кап-кап-кап плакучка
День и ночь плачет
Дождь по лужам скачет.
Учитель - логопед приглашает детей в лес (обращая внимание на зал).
Здравствуй, лес, осенний лес
Полный сказок и чудес
Всё открой не утаи
Ты же знаешь, мы свои.
– В лесу прохладно, давайте согреемся.
Массаж спины по кругу «Дождик»
Учитель ритмики (вместе с детьми):
Дождик бегает по крыше (дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга)
Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками).
По весёлой, звонкой крыше (постукивают пальцами)
Бом! Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками).
Дома, дома посидите (разглаживают кулачками круговыми движениями)
Бом! Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками).
Никуда не выходите (растирают рёбрами ладоней)
Бом! Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками).
Почитайте, поиграйте (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
Бом! Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками).
А уйду, тогда гуляйте (поглаживают ладонями и другой стороной ладоней)
Бом! Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками).
I. Вводная часть
Учитель - логопед:
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать (ходьба обычная, дети выполняют упражнения совместно с учителем ритмики)
Мы шагаем по дороге, поднимаем выше ноги (ходьба, высоко поднимая колени руки на поясе)
Руки в стороны расставим, дружно на носочки встанем (ходьба на носках, руки в сторону)
Чок-чок-чок наступлю на каблучок (ходьба на пятках, руки за голову, локти отвести назад)
На носочки встали, по лесу побежали (лёгкий бег на носках, руки согнуты в локтях)
Скачут зайцы прыг да скок на лесной опушке, а у зайчиков торчат ушки на макушке (прыжки с продвижением вперёд, руки на поясе).
Остановились.
Тишина стоит вокруг
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Осень обращает внимание на красивые листочки.
Ветер дует, задувает
С веточек листву сдувает
Листья по ветру кружатся
И под ноги нам ложатся.
Упражнение на мелкую моторику «Листики летят» (дети выполняют упражнения совместно с учителем - логопедом)
Листики летят, это листопад
Мы их соберём, маме принесём
Подошли к коврикам.
II. Основная часть
Общеразвивающие упражнения (дети выполняют упражнения совместно с учителем ритмики)
1. «Вот ель растёт, стройна, красива, и смотрит на детей игриво»
«Ель»
И.п.– основная стойка.
1 – руки через стороны вверх, подняться на носки;
2 – вернуться в и.п. (повторить 6-8 раз).
2. «Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит»
«Дятел»
И.п. – сесть, ноги вытянув вперёд, руки в упоре сзади.
1 – ноги прижать к животу;
2 – вернуться в и.п. (6-8 раз).
3. «Птички в гнёздышках сидят, они ночью сладко спят»
«Птички в гнёздышках»
И.п.– лёжа на спине, руки вдоль туловища.
1 – согнуть колени, обхватить колени руками, приблизить их ко лбу, сгруппироваться.
2 – вернуться в и.п. (5-6 раз).
4. «Утром глазки открывают, перья чистить начинают»
«Птички чистят пёрышки»
И.п. – лёжа на животе, руки в стороны
1 – руки, ноги и голову приподнять вверх, потрясти руками и «хвостиком».
2 – вернуться в и.п. (5-6 раз).
5. «Забияка и воришка носит серое пальтишко, на лету хватает крошки и боится только кошки»
«Воробей»
И.п. сидя на корточках, руки к плечам согнуты в локтях.
Прыжки вправо, влево (6-8 раз).
6. Упражнение на дыхание.
Выполняет «Осень». Дыхательная гимнастика по Г.А.Волковой (отработка навыков правильного диафрагмального дыхания). Листочки на палочках. Ходьба друг за другом по кругу.
Учитель - логопед: Я знаю в этом лесу одну красивую лужайку, согласны со мной к ней пойти?
– Чтобы попасть на лесную лужайку нужно преодолеть препятствия.
Основные виды движений (дети выполняют упражнения совместно с учителем ритмики)
1. Ходьба по ребристой доске, колючему коврику, коврик с пуговицами.
2. Подлезание под дуги.
3. Ходьба по канату боком, приставным шагом.
4. Прыжки с лентами на одной ноге.
5. Статическое равновесие; стоять на пеньке на одной ноге, одна рука вверх, другая в сторону.
6. Подбрасывание мяча вверх и ловля его.
Учитель - логопед: Вот мы и вышли на лесную лужайку.
Осень: А теперь пришла пора поиграть нам детвора.
Лес гостям сердечно рад!
Угощает он ребят
Лизу, Настю – сыроежкой
Ну, а всех ребят орешками.
Упражнение на мелкую моторику (с мячом су-джок, дети выполняют упражнения совместно с учителем - логопедом )
Мы орешек в руки взяли
Меж ладоней покатали
Будем мы орех катать
И ладошки разминать
– Осень богата не только разноцветьем красок, но и богатым урожаем овощей, фруктов, хлеба.
Осень заглядывает в корзину, хитро улыбается и загадывает загадку.
Загадка:
Он от бабушки ушёл
Он от дедушки ушёл
Покатился по тропинке
Между сосен и берёз. (Кто это?).
Игра малой подвижности под музыку: «Колобок»
Учитель - логопед:
А теперь мои друзья,
Возвращаться нам пора
До свиданья, добрый лес!
Лес загадок и чудес.
Литература:
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
К.К.Утробина «Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале.» 2003 г.
Музыкальная палитра №6 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект спортивного праздника для младших слабослышащих школьников "Малые олимпийские игры".
Пояснительная записка к разработке спортивно – оздоровительного праздника "Малые Олимпийские игры", для учащихся 1 – 5 классов. Данное мероприятие по сп...
Проект спортивного праздника "Обруч, мяч, скакалка и я - дружная семья!"
Пояснительная записка к разработке спортивно – оздоровительного праздника по теме: "Обруч, мяч, скакалка и я – дружная семья!" Данное мероприятие по спортивно...
Проект спортивного праздника "Аты-баты, шли солдаты!" для слабослышащих младших школьников.
Пояснительная записка к разработке спортивно – оздоровительного праздника "Аты-баты, шли солдаты!", для учащихся 1 – 5 классов. Данное мероприятие по сп...
СЦЕНАРИЙ общешкольного спортивного праздника «День здоровья и спорта»
СЦЕНАРИЙобщешкольного спортивного праздника«День здоровья и спорта»...
СЦЕНАРИЙ общешкольного спортивного праздника «День здоровья и спорта»
СЦЕНАРИЙобщешкольного спортивного праздника«День здоровья и спорта»...
Сценарий спортивного праздника «День здоровья и спорта»
Для учащихся 1-2 классов предлагаю разработку спортивного праздника. 2 команды по 10 человек, 6 эстафет....
Сценарий спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья» В рамках краевой акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»
Цели и задачи:Укрепление здоровья детей и их родителей.Приобщение учащихся и их родителей к занятиям физической культурой и спортом.Пропаганда здорового образа жизни....