Доклад. Тема: «Коррекционно - развивающие упражнения для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта на уроках ЛФК».
материал по зож на тему
С первых дней моей деятельности я столкнулась с трудностями в работе с данной категорией детей. В настоящее время очень мало разработанных пособий и методических рекомендаций, помогающих учителю осуществлять коррекционную работу на уроках с детьми, имеющими диагноз глубокая умственная отсталость. Я разработала свою программу по ЛФК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Коррекционно - развивающие упражнения для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта на уроках ЛФК».
Дети с глубокой умственной отсталостью значительно отстают в физическом и умственном развитии от детей с легкой и умеренной УО. Речь к началу учебной деятельности у них представлена отдельными словами, редко фразами, причем, произношение далеко от нормы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает общая и мелкая моторика, их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они отстают в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки. У многих нарушена осанка, отсутствуют пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо скоординированы. В отношении силы, быстроты и выносливости они заметно уступают сверстникам с легкой и умеренной умственной отсталостью. После окончания обучения они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать работу на дом (склеивание коробок, конвертов), могут справляться с доступным сельскохозяйственным трудом, но и для этого они должны быть сильными, выносливыми, физически подготовленными.
В своей работе я ориентируюсь на зону ближайшего развития каждого ребенка, учитываю реальные достижения, имеющиеся у него, и те важные умения и навыки, которыми он может постепенно овладеть, стараюсь найти индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку. Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу обучения в школе, подразделяются на несколько функциональных областей. К таким функциональным областям относятся:
- мелкая, (тонкая) моторика;
- общая моторика;
- самообслуживание и социальные навыки;
- развитие речи (речевосприятие и речепроизводство);
- развитие восприятия и мышления.
В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на упражнениях, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Еще Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, у детей с тяжелой умственной отсталостью движения пальцев не развиты в соответствии с возрастом, и их речевое развитие далеко от возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие детей, и имеет большое значение.
Все глубоко умственно отсталые учащиеся испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Поэтому я считаю проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
Для развития мелкой моторики рук мною разработан комплекс коррекционных упражнений .
№ п п | Упражнения | Коррекционная направленность. |
1 | С резиновыми массажными мячами. И. п сидя на полу в позе «лотос»: а) «Шар»- имитируем круговые движения ладоней, как при лепке из пластилина шара; б) «Снежный ком»- имитация лепки комка из снега; в) « Юла» - закручивание мяча правой и левой рукой; г) « Колобок» - мяч по полу катим вокруг себя правой, а затем левой рукой; д) « Замок» - руки в замок, мяч между ладонями, локти на уровне груди, сжимаем мяч с силой; е) « Ежик»- Мяч в замке. На счет раз- поднять пальцы вверх, напрячь их, на счет два- опустить и расслабить. ж) «Горка»-самомассаж рук. | Координация движений кисти, согласованность движений рук, концентрация внимания, дифференцировка усилий и направления движения во времени и пространстве, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой ), точность движений, соразмерность движений кисти и пальцев. |
2 | Метание в горизонтальную цель (обруч, корзину с дистанции 4-6м. Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу. | Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно–силовые качества. Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти. |
3 | С гимнастическими палками. И. п сидя на полу в позе «лотос»: а) « Раскатываем тесто». Палка на коленях. Имитируем движения при раскатывании теста. б) «Лифт». Гимнастическая палка зажата между голеней , стоит на полу вертикально. Обхватить палку в кулак и перемещая кулак за кулаком подняться вверх, затем скользящим движением спуститься вниз. в) « На байдарке». Имитируем движения гребцов на лодке. г) «Вертолет» Палка зажата в кулак, выполнить поворот кисти вправо, влево. д) «Веретено»- палка зажата между ладонями, закручиваем ее и раскручиваем. | Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, сопоставление усилий и пространства, способность зрения различать расстояние. |
Кроме вышеназванных традиционных упражнений в своей работе я в системе использую элементы упражнений «Йоги», т.к. данные упражнения стимулируют работу ЦНС, что способствует развитию общей моторики, речи учащихся, внимания, памяти, мышления, улучшают работу дыхательной, эндокринной и сердечно сосудистой систем..
«Йога» для школьников с нарушением интеллекта - это не настоящая йога; это всего лишь комплекс статических упражнений (поз) навеянных системой йогов и адаптированных для детей. Эти упражнения необязательно выполнять все за один раз, их можно включать в любой комплекс упражнений. Статические упражнения – это медленные движения в определенных исходных положениях. Их действие основано на миостатическом рефлексе, когда активизация волокон осуществляется в насильственно растянутой мышце. Благодаря йоге дети учится такому тонкому искусству как самоконтроль. Появляется больше спокойствия, эмоционального равновесия и уверенности в своих силах. В ходе занятий дети учатся владеть своим поведением и настроением. Йога позволяет детям развиваться гармонично.
Вывод: Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Литература :
- Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8, стр. 62 –65.
- Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать / С.Е. Гаврина. - «Академия развития», 1998.
- Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. № 10, стр. 94 – 95.
- Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., «Физкультура и спорт», 1992.
- Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах. Пособие для учителя с(к) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра брейн-ринг "Для всех без исключения есть правила движения" для детей с тяжелыми нарушениями речи (видео урок)
Аннотация к интеллектуальной игре Брейн-ринг "Для всех без исключения есть правила движения" Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою ...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.
занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа....
Статья на тему «Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта»
современные требования общества к развитию личности детей, имеющих глубокие нарушения интеллекта, диктуют необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодолени...
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта вариант 1) 2 класс. Тема: «Домашние животные»
Цель: расширение и систематизация знаний детей о домашних животных.Задачи:- Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (особенности поведения, чем пита...
Особенности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Особенности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта....
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»
В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....