Доклад. Тема: «Коррекционно - развивающие упражнения для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта на уроках ЛФК».
материал по зож на тему

Букрина Юлия Алексеевна

С первых дней моей деятельности я столкнулась с трудностями в работе с данной категорией детей. В настоящее время очень мало разработанных пособий и методических рекомендаций, помогающих учителю осуществлять коррекционную работу на уроках с детьми, имеющими диагноз глубокая умственная отсталость.  Я разработала  свою программу по  ЛФК. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Коррекционно - развивающие упражнения для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта на уроках ЛФК».

Дети с глубокой умственной отсталостью значительно отстают в физическом и умственном развитии от детей с легкой и умеренной УО. Речь к началу учебной деятельности  у них представлена отдельными словами, редко фразами, причем, произношение далеко от нормы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает общая и мелкая моторика, их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они отстают в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки. У многих нарушена осанка, отсутствуют пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо скоординированы. В отношении силы, быстроты и выносливости они заметно уступают сверстникам с легкой и умеренной умственной отсталостью.  После окончания обучения они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать работу на дом (склеивание коробок, конвертов),  могут справляться  с доступным сельскохозяйственным трудом, но и для этого они должны быть сильными, выносливыми, физически подготовленными.

В своей  работе я ориентируюсь на зону  ближайшего развития каждого ребенка, учитываю реальные достижения, имеющиеся у него, и те важные умения и навыки, которыми он может постепенно овладеть, стараюсь найти индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку. Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу обучения в школе, подразделяются на несколько функциональных областей. К таким функциональным областям относятся:

- мелкая, (тонкая) моторика;

- общая моторика;

- самообслуживание и социальные навыки;

- развитие речи (речевосприятие и речепроизводство);

- развитие восприятия и мышления.

В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на упражнениях, направленных на развитие мелкой моторики рук.

 Еще Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, у детей с тяжелой умственной отсталостью  движения пальцев  не развиты в соответствии с возрастом,  и  их  речевое развитие далеко от  возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие детей, и имеет большое значение.

Все глубоко умственно отсталые учащиеся испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

  Поэтому я считаю проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

Для развития мелкой моторики рук мною разработан комплекс коррекционных упражнений .

№ п п

Упражнения

Коррекционная направленность.

1

С резиновыми массажными мячами. И. п сидя на полу в  позе «лотос»:

а) «Шар»- имитируем круговые движения ладоней, как при лепке из пластилина шара;  

б) «Снежный ком»- имитация лепки комка  из снега;

 в) «  Юла» - закручивание мяча   правой и левой рукой;

г) « Колобок» - мяч по полу катим вокруг себя правой, а затем левой рукой;

д) « Замок» - руки в замок, мяч между ладонями, локти на уровне груди, сжимаем мяч с силой;

е) « Ежик»- Мяч в замке. На счет раз- поднять пальцы  вверх, напрячь  их, на счет два- опустить и расслабить.

ж) «Горка»-самомассаж рук.

Координация движений кисти, согласованность движений рук, концентрация внимания, дифференцировка усилий  и направления движения во времени и пространстве, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой ), точность движений, соразмерность движений кисти и пальцев.

2

Метание в горизонтальную цель (обруч, корзину с дистанции 4-6м.  

Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу.

Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния.  Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение,  скоростно–силовые качества. Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти.

3

С гимнастическими палками. И. п сидя на полу в  позе «лотос»:

а) « Раскатываем тесто». Палка на коленях. Имитируем движения при раскатывании теста.

б) «Лифт». Гимнастическая палка   зажата между голеней ,  стоит на полу вертикально. Обхватить палку в кулак и перемещая кулак за кулаком подняться вверх, затем  скользящим движением спуститься вниз.

в) « На байдарке». Имитируем движения гребцов на лодке.

г) «Вертолет» Палка зажата в кулак, выполнить поворот кисти вправо, влево.

д) «Веретено»-  палка зажата между ладонями, закручиваем ее и раскручиваем.

Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, сопоставление усилий и пространства, способность зрения различать расстояние.

Кроме вышеназванных традиционных упражнений в своей работе я в системе использую элементы упражнений «Йоги», т.к.  данные упражнения стимулируют работу ЦНС, что способствует развитию общей моторики, речи учащихся, внимания, памяти, мышления, улучшают работу  дыхательной, эндокринной  и сердечно сосудистой систем..

 «Йога» для  школьников с нарушением интеллекта - это не настоящая йога; это всего лишь комплекс статических упражнений (поз) навеянных системой йогов и адаптированных для детей.  Эти упражнения необязательно выполнять все за один раз, их можно включать в любой комплекс упражнений. Статические упражнения – это медленные движения в определенных исходных положениях. Их действие основано на миостатическом рефлексе, когда активизация волокон осуществляется в насильственно растянутой мышце. Благодаря йоге дети учится такому тонкому искусству как самоконтроль. Появляется больше спокойствия, эмоционального равновесия и уверенности в своих силах. В ходе занятий дети учатся владеть своим поведением и настроением. Йога позволяет детям развиваться гармонично.

№ п п

Упражнения

Коррекционная направленность.

1

« Мертвая поза». Лечь на спину, вытянуться, ноги слегка раздвинуть, руки положить вдоль тела, ладони открыты вверх. Спина прямая. Постараться расслабить каждую мышцу от кончиков пальцев ног до затылка. Подбородок опущен, но рот закрыт. Лежать необходимо на твердой поверхности, только тогда положение позвоночника  будет правильным. Оставаться в этой позе можно в среднем  2-5 минут.

В этой позе позвоночник находится в состоянии полного покоя, его кровоснабжение оптимально,  улучшается питание головного и спинного мозга и всех систем организма. Снимается напряжение, накапливается энергия.

2

«Поза плода».  Сесть, поджав под себя ноги, подошвы наружу, стопы и колени вместе. Наклониться вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Постараться расслабиться. Находиться в этой позе можно в течение 2 минут.

В результате сдавливания органов брюшной полости и нижних конечностей  происходит перераспределение крови, вследствие чего улучшается кровоснабжение всего позвоночника и головы. Эта поза способствует  также повышению защитных  сил организма, улучшению зрения, нормализации психических реакций.

3

«Потянись».  Стойка свободная, ноги слегка раздвинуты, руки опущены, спина прямая, глаза смотрят  вперед. Переплести пальцы, поднять руки над головой, вывернуть кисти ладонями вверх, сильно потянуться и задержаться  на несколько секунд.

Коррекционная направленность: равновесие, точность, выразительность, напряжение- расслабление.

4

« Поза льва».  Сесть удобно, выпрямив спину;   либо поджав ноги под себя, либо на скрещенных ногах, либо на стуле. Резким движением сильно высунуть язык вперед и вниз, расширить глаза, сильно вытянуть пальцы вперед. Выдержать позу в течение 5 секунд и медленно выти из этого положения. Повторить 3 раза.

Упражнение улучшает кровоснабжение носоглотки. Это хорошая профилактика тонзиллитов, ОРЗ, ангины, влияние на речевой аппарат.

5

«Дерево». Встать прямо. Поднять правую ногу, сгибая ее в колене и скользя стопой по левой ноге; при этом колено направлено вправо. В конце движения подошва правой ноги упирается в бедро левой.            Вытянуть прямые руки в стороны. Медленно  поднять руки так, чтобы  ладони соприкасались на темени. Задержаться в этом положении не 10 секунд. Сменить положение ног и повторить упражнение два раза. Положение рук можно менять, в стороны, над головой.

Эта поза способствует повышению концентрации внимания, а также развитию вестибулярного аппарата. При ее выполнении снимается нервное возбуждение.

6

« Кобра». Лечь лицом вниз, подбородок на полу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх. Удержать  бедра на полу. Задержаться в этом положении на 10 секунд, затем, медленно выдыхая, возвратиться в И.П. Отдохнуть и повторить упражнение 2-4 раза.

Эта поза способствует правильному формированию грудного отдела позвоночника, органов дыхания, носоглотки, улучшает зрение, слух, внимание, снимает нервное возбуждение.

7

« Натянутый лук».  Лечь на пол на живот, руки вдоль туловища. Медленно выдыхая, захватить правой рукой правую голень.  Левой рукой захватить и удержать левую голень и сделать полный выдох. Прогнуть спину и приподнять бедра. Медленно выдыхая, считать до 10. Медленно опуститься на пол. Повторить еще 2 раза.

Поза улучшает гибкость позвоночника, нормализует работу органов грудной  и брюшной полости, а также носоглотки, улучшает зрение.

8

«Плуг».  Лечь на спину, вытянуться, руки по сторонам. Сделать вдох. Опираясь на прямые руки, поднять  прямые ноги и завести их за голову; делать выдох  по мере сокращения брюшных мышц. Постараться коснуться носками пола за головой. Дышать глубоко и медленно. Остаться в этой позе, пока не возникает ощущение дискомфорта, затем согнуть ноги,  выпрямить их вверх и медленно опустить, возвращаясь в исходное положение, с опорой на руки.  

Эта поза рекомендуется для улучшения кровоснабжения головного мозга, улучшения памяти, внимания, зрения, дыхания.                

9

«Свечка». Лечь на спину, вытянуться, руки вдоль туловища ладонями вниз. Используя руки как рычаги, медленно поднять ноги вверх, заведя их за голову. Упереть руки в спину. Основной упор на плечи, подбородок упирается в грудь. Согнуть ноги и опустить прямые руки на пол. Плавно опустить торс, выпрямить ноги и медленно опустить их на пол.

 «Свечка» помогает тонизировать щитовидные железы, расположенные на шее. Они отвечают за общее здоровье всего тела. Перевёрнутое положение улучшает кровообращение в головном мозге и в верхней части лёгких. Оно противодействует также влиянию гравитационных сил на ноги и внутренние органы тела.

« Стульчик» Расставить ноги на ширину плеч.
и чуть-чуть вперед . Присесть так, чтобы спина оставалась ровной, а ноги были согнуты углом в 90 градусов.
Задержаться в этой позе как можно дольше
.

Эта поза способствует повышению концентрации внимания, а также развитию вестибулярного аппарата, развитию мышц  выносливости.

«Стойкий оловянный солдатик» И.п: стоя на коленях, руки на поясе или вдоль туловища. Отклонить туловище назад, сохраняя прямую     линию от колен до головы; вернуться в исходное положение. Продолжительность упражнения 2-3 минуты.

При И.п. стоя на одной ноге, захватить голень другой ноги спереди обеими руками.

Эта поза способствует повышению концентрации внимания, а также развитию вестибулярного аппарата.

«Замок» И.п. основная стойка. Правую руку поднять вверх и завести за голову, левую за спину. Соединить руки за спиной. Задержаться на 1-2 минуты. Поменять руки.

Эта поза гармонизирует развитие и координацию всех функций организма, стабилизирует вестибулярный аппарат, нормализует все системы организма.

10

«МОРСКАЯ РАКУШКА»
 Сесть прямо в любой удобной позе со скрещёнными ногами.

 Завести руки за спину и захватить запястья рук. Медленно наклоняйтесь вперёд над скрещёнными ногами как можно ниже, но чтобы не ощущать неудобства и не отрывать ягодиц от пола. Закройте глаза и расслабьте голову, шею и плечи.

Время: Выполняйте Морскую ракушку от 30 до 60 секунд.

Примечания: Обращайте внимание на то, чтобы ягодицы не отрывались от пола. Не пытайтесь резко, рывком наклониться вперёд как можно больше. Позвольте, чтобы лишь один ваш собственный вес помогал со временем расслабить мышцы тела и вы могли бы приблизить голову к полу.

 Морская ракушка растягивает мышцы спины и позвоночника, увеличивая гибкость тела. Эта поза улучшает также пищеварение и выделительные функции организма.

11

«РЫБА»
Лягте на спину, ноги держите вместе руки прижмите к бокам.

 Опираясь на локти, поднимите голову и верхнюю часть туловища. Плавно прогнитесь назад, разворачивая грудь, и поместите макушку головы на пол. Придвиньте голову как можно ближе к ягодицам, чтобы хорошо прогнуться назад. Расслабьте плечи и мышцы рта, сохранив улыбку на губах. Медленно и глубоко дышите через нос.

Отдых: Для выхода из позы Рыбы захватите руками боковую часть бёдер и, опираясь на локти, на вдохе снимите давление головы на коврик и садитесь, а на выдохе опустите туловище на пол. Несколько раз поверните голову из стороны в сторону, слегка подвигайте плечами вверх и вниз и положите голову так, чтобы центр затылка касался пола. Руки положите вдоль туловища ладонями вверх. Слегка разведите ноги. Закройте глаза и некоторое время отдохните.

Время: Повторите один-два раза от 15 до 25 секунд.

Можно сопровождать Стойку на плечах позой Рыбы, поскольку они дополняют друг друга влиянием на тело.

.

Поза Рыбы                                                                                                                                              увеличивает способность лёгких поглощать свежий воздух. Она способствует также укреплению мышц спины и позвоночника.

 

    Вывод: Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае  зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Литература :

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8, стр. 62 –65.
  2. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать / С.Е. Гаврина. - «Академия развития», 1998.
  3. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. № 10, стр. 94 – 95.
  4. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., «Физкультура и спорт», 1992.
  5. Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах. Пособие для учителя с(к) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра брейн-ринг "Для всех без исключения есть правила движения" для детей с тяжелыми нарушениями речи (видео урок)

Аннотация  к интеллектуальной игре Брейн-ринг "Для всех без исключения есть правила движения"   Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою ...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.

занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа....

Статья на тему «Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта»

современные требования общества к развитию личности детей, имеющих глубокие нарушения интеллекта, диктуют необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодолени...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта вариант 1) 2 класс. Тема: «Домашние животные»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о домашних животных.Задачи:- Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (особенности поведения, чем пита...

Особенности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Особенности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта....

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»

В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....