Программа внеурочной деятельности "Будем Здоровы!"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Никонова Любовь Юрьевна

Программа расчитана на учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budem_zdorovy.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

               

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному  направлению

«Будем здоровы!»

(разработана для учащихся1 класса, возраст 7-8 лет, срок реализации: 1 год)

«Теньковская средняя общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского муниципального района РТ

Автор-составитель:    Л.Ю.Никонова, учитель начальных классов

.

2014-2015

Пояснительная записка

       Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса.

       Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте ученики чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить воспитательно-образовательный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.  

        В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, быть успешным в жизни.        

        Они направлены на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению психо-эмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.

                Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.

       Цель данной программы – систематическое ознакомление обучающихся начальной школы со способами сохранения и укрепления здоровья. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- познакомить с основными составляющими здорового образа жизни;

- обучать способам сохранения здоровья;

- способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;

- развивать культуру двигательной активности;

- воспитывать нравственную культуру учащихся;

- изучить подвижные игры родного края, страны, народов мира

Программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» предназначена для обучающихся 1 классов. Данная программа рассчитана на проведение 5 ч в неделю. Количество часов: 165ч.

         Продолжительность занятия в 1 классе – 35 минут

      Программа «Будем здоровы!» тесно связана с такими учебными дисциплинами: окружающий мир, литературное чтение, физическая культура. Уроки здоровья не являются отдельным звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры.  Во время проведения уроков здоровья ребята читают сказки, загадки, пословицы и поговорки о здоровье, а также разыгрывают сценки. Для этого необходимы умения, полученные на уроках литературного чтения.

      Для проведения уроков здоровья необходимы: помещение (это может быть классная комната), спортивный зал, спортивная площадка, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. На уроках используется наглядность: презентация, видеоролики, мультфильмы. Время  использования компьютера и проектора не превышает допустимые санитарные нормы.

      Организация и проведение уроков не требует специального оборудования. При его использовании педагог может внести  изменения и реализовать свои творческие идеи. Для более эффективного проведения занятий учитель начальных классов может   привлечь к этой работе  медицинского работника,  родителей, имеющих медицинское образование.

          Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.

         Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная форма работы. Формы проведения теоретических занятий: беседы, просмотр видеопрезентаций, игры, викторины. Формы проведения практических занятий: экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования, путешествия, тренинги, заочные путешествия, проекты и т.п.

                               Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-и разделов:

  • «Уроки Мойдодыра»: правила личной гигиены;
  • «Как живёт наш организм»: особенности строения организма человека и его органов, формировать умение ухаживать за своими органами и развивать бережное отношение к ним;
  • «Правильное питание – залог здоровья»: правила здорового питания;
  • «Растём здоровыми»: влияние здорового образа жизни на здоровье человека;
  • Игры на развитие психических процессов
  •  «Спортивные игры»: повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо-эмоционального  напряжения у детей,  развитие двигательной активности учащихся, формирование осознанной мотивации к занятиям физической культурой.

       В содержании программы все разделы возобновляются на протяжении  4-х лет обучения в школе, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, применению знаний о здоровом образе жизни на практике.

Планируемые результаты освоения учащимися

 программы внеурочной деятельности

          В процессе обучения по программе «Будем здоровы!» у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

          Программа  предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

У учащихся будут сформированы личностные УУД:

  • различать основные нравственно-этические понятия;
  • соотносить поступок с моральной нормой;
  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

У учащихся будут сформированы регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

У учащихся будут сформированы познавательные УУД:

  • выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);
  • анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • сравнивать различные объекты;
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.

У учащихся будут сформированы коммуникативные УУД:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • слушать и понимать речь других;
  • применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
  • составлять устные небольшие монологические высказывания.

          В результате освоения программы внеурочной деятельности «Будем здоровы!» учащиеся начальной школы  должны знать:

- правила личной гигиены;

- основы рационально питания;

- как работают органы человека и зачем они нужны;

- правила поведения в школе, дома, в гостях;

- правила культурного поведения в обществе;

- преимущества здорового образа жизни;

- негативное влияние вредных привычек на организм;

- о факторах, влияющих отрицательно и положительно на здоровье человека;

- способы повышения работоспособности;

- о гигиенических нормах и культуре поведения;

- как составлять режим дня;

- как и для чего необходимо питаться;

- назначение физических упражнений;

- комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физминуток;

- подвижные игры различной активности.

         В результате освоения программы внеурочной деятельности  «Будем здоровы!» учащиеся начальной школы  должны уметь:

- следить за чистотой и аккуратностью одежды;

- заботиться о своём здоровье;

 - оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- снимать утомление;

- различать «полезные» и «вредные» продукты;

- правильно питаться;

- правильно распределять время на работу и отдых;

- определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье;

- оказывать первую медицинскую помощь при переломах, солнечном ударе, обморожении, ожогах.

- ухаживать за своим организмом;

- работать в команде;

- организовать подвижные игры со сверстниками;

- выполнять упражнения для развития физических навыков.

         Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате занятий на уроках здоровья:

- важности бережного и разумного отношения к своему здоровью;

- отличать хорошие и плохие поступки;

- значимости здорового образа жизни, двигательной активности;

- ценить время;

- стремиться к взаимопониманию между людьми;

- сопереживать чувствам других людей.

       Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному  направлению «Будем здоровы!» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй – поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.  

        Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

       Для оценки планируемых результатов освоения программы используются тренинги, практические занятия, игры-соревнования, викторины, тестовые материалы: «Оцени себя сам», «Оцени уровень своего физического развития», «Твоё здоровье», «Умеешь ли ты готовить уроки?», «Правильно ли вы питаетесь?» , мониторинг наблюдения и др.

Календарно-тематический план для учащихся 1-го класса

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

теория

практика

Уроки Мойдодыра-8ч

1-2

Здравствуй, Здоровячок!

1

1

3-4

Мы в Чистюлькине

2

5-8

Умывание и купание

2

2

Как живёт наш организм-10ч

9-10

Наши органы

1

1

11-13

Каким образом мы видим

1

2

14-16

Как нужно заботиться о глазах

1

2

17-18

Гигиена кожи

1

1

Правильное питание-залог здоровья-10ч

19-20

Зачем человек питается

1

1

21-22

Вредные и полезные продукты

1

1

23-25

В гостях у Витаминов

1

2

26

Путешествие по стране Витаминии 

1

27-28

Культура питания

Приглашаем к чаю

1

1

Растём здоровыми-31ч

29-31

В здоровом теле - здоровый дух

1

2

32-33

Когда мы плачем. Тренинг.

1

1

34-35

Щедрость и жадность

1

1

36-37

Почему мы говорим неправду

1

1

38-39

Привычка брать в рот несъедобные предметы

1

1

40-41

Привычка грызть ногти

1

1

42-43

Сон – лучшее лекарство

1

1

44-45

Вредные и полезные привычки

1

1

46

Комплекс утренней гимнастики в стихотворной форме (поход)

1

47-48

Со спортом дружить - здоровым быть

2

49

Игра «Успей занять своё место»

1

50-52

Мы – спортивные ребята

3

53-55

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

3

56-57

Осанка – это красиво

1

1

58-59

Опасности летом (просмотр видео фильма)

1

1

Игры на развитие психических процессов – 18 часов

60-62

Игры на развитие восприятия.

3

63-65

Упражнения и игры на внимание

3

66-68

Игры на развитие памяти.

3

69-71

Игры на развитие воображения

3

72-74

  Игры на развитие мышления и речи.

3

75-77

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. 

3

Спортивные игры – 64 часа

78-105

Игры народов мира

28

106-127

Игры народов Поволжья

22

128-165

Спортивные подвижные игры

38

Содержание программы 1-го класса

  1. Уроки Мойдодыра

Знакомство со Здоровячком. Основные гигиенические навыки. Игра-путешествие в город Чистюлькин. Правило мытья рук. Как купаются птицы и животные. Особенности роста волос и уход за ними. Как следить за школьной одеждой. Правило чистки зубов. Инсценировка произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

  1. Как живёт наш организм

Особенности строения организма человека. Как люди видят,   особенности ухода за глазам. Просмотр видеопрезентации «Строение глаза». Викторина «Как беречь зрение».

  1. Правильное питание-залог здоровья

Зачем человек питается, золотые правила питания. Видеопрезентация «Продукты, в которых содержатся витамины». Викторина «Правильное питание».

  1. Растём здоровыми

 Что такое щедрость и жадность. Кого можно назвать лжецом. Почему дети говорят неправду. Вредные и полезные привычки, причины их возникновения.  Почему люди плачут. Зачем человек спит. Викторина «Почему сон – лучшее лекарство». Конкурс пословиц и поговорок о здоровье.

     Тренинг безопасного поведения. Игра-соревнование «Я в безопасности». Куда и в каких случаях обратиться к врачу в случае возникновения боли. Игра «Полезно-вредно». Викторина «Лекарственные растения».

      Знакомство с комплексом утренней гимнастики «Поход». Спортивно-развлекательные игры.

  1. Игры на развитие психических процессов Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам»,  «Магазин ковров», «Волшебная палитра». Упражнение «Ладонь – кулак», игры  «Ищи безостановочно»,  «Заметь всё»,  «Запомни порядок». Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». Игры «Баба Яга»,  «Три характера».
  2. Спортивные игры.

     Игра "Укради знамя" Италия, « Калабаса!»(по домам) Перу, "Дай платочек" Азербайджан, "Рыбки в неводе" Новая Гвинея , «Больная кошка» Бразилия , «Пожарная команда» Германия «Африканские салки по кругу» Танзания, «Канатоходцы» Узбекистан, « Поезд»  Аргентина, « Один в круге» Венгрия,  « Лев и коза» Афганистан,  « Доброе утро,охот ник!» Швейцария.

Русские народные игры: «Гуси-лебеди»,»Жмурки», «»Щука и караси», «Кот и Мышь».

Татарские народные игры: «Займи место», «Перехватчики», « Кто первый?».

Чувашские народные игры: «Хищник в море», «Кого вам?».

Мордовские народные игры: «Круговой», «Салки».

Башкирские народные игры: «Стрелок», «Гроза».

Марийские народные игры: «Катание мяча», « Биляша».

Казахские народные игры: «Подними монетку», « Ястребы и ласточки».

Квадраты», «Снайпер», «Чижик», «Перебежки», «Стоп», «Добеги и убеги», «Круговая лапта», «Мяч капитану», «Перестрелка»,»Птицы в клетках»,»Заяц без норки», « Космонавты»,» Белки ,орехи ,шишки», «Внимание»

Список литературы

  1. Багрова, Н. Г. Губительная сигарета [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова  // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 12-13.
  2. Багрова, Н. Г. Режим дня [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 3-5.
  3. Дорофеева, Н. Путешествие в зелёную аптеку [Текст] : занятие по экологии / Н. Дорофеева // Воспитание школьников. – 2004. - № 5. – С. 67-71.
  4. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1-5 классы) [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2007. – 152 с.
  5. Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 128 с.
  6. Капецкая, Г. А. Берегите здоровье! [Текст] / Г. А. Капецкая // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 4-5.
  7. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с.
  8. Криволап, Н.С. Здоровье на тарелке [Текст] / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск : Красико-Принт, 2005. – 128 с.
  9. Кривош, Е. Н. Игра –путешествие «Откуда берутся грязнули?» [Текст] / Е. Н. Кривош // ПедСовет. – 2006. - № 10. – С. 12-14.
  10.  Крылова, И. Н. Береги здоровье смолоду! [Текст] : устный журнал / И. Н. Крылова // Педсовет. – 2006. - № 10. – С. 8-10.
  11.  Кузьмина, М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни [Текст] : театрализованное представление для учащихся 2-4 классов / М. В. Кузьмина // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 14-16.
  12.  Лисина, Н. В. Зубы и уход за ними [Текст] / Н. В. Лисина // Начальная школа. – 2004. - № 8. – С. 56-58.
  13.  Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 3-5.
  14.  Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с.
  15.  Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под. общ. ред. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс 21 век, 2003. – 896 с.
  16.  Ротенберг, Р. Расти здоровым [Текст] : детская энциклопедия здоровья / Р. Ротенберг. – М. : Физкультура и спорт, 1992. – 592 с.
  17.  Сергеева, Т. В. Ослепительная улыбка на всю жизнь [Текст] : внеклассное занятие для учащихся 2 класса / Т. В. Сергеева // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 14-15.
  18.  Ситник, И. А. Вредным привычкам – нет! [Текст] / И. А. Ситник // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 14-15.
  19.  Стрменьова,  И. Я – человек, ты – человек [Текст] : научно-художественная литература / И. Стрменьова. – М. : Детская литература, 1991. – 47 с.
  20.  Татабарина, Т. И. И учёба, и игра: природоведение [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Татарбарина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 240 с.
  21.  Титов, С. В. День приветствий [Текст] / С. В. Титов // ПедСовет. – 2008. - № 2. – С. 3-7.
  22.  Феоктистова, В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст] : опыт работы методического объединения учителей начальных классов / В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 121 с.
  23.  Яковлева, Е. Н. Дни здоровья [Текст] / Е. Н. Яковлева // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 13.
  24. .А.В.Кенеман. Детские народные подвижные игры. М.Просвещение,1995г.
  25.  2 Аверина Т.В.Детские игры  и загадки народов Поволжья. Самара,1994г.
  26. .Козак О.Н.Летние игры для больших и маленьких.Санкт-Петербург,1997г
  27. .Петров В. Летние праздники, игры и забавы для детей.- 1999
  28. .Сысоева М.Е. Подвижные игры народов мира.- 1995
  29. ..http://standart.edu.ru/
  30.  http://www.razvivashki.ru/11/
  31. .http://party.fome.ru/main-3.html
  32. .http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st135.shtml
  33. .http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....