Программа внеурочной деятельности "Будем Здоровы!"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Будем здоровы!»
(разработана для учащихся1 класса, возраст 7-8 лет, срок реализации: 1 год)
«Теньковская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района РТ
Автор-составитель: Л.Ю.Никонова, учитель начальных классов
.
2014-2015
Пояснительная записка
Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте ученики чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить воспитательно-образовательный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.
В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, быть успешным в жизни.
Они направлены на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению психо-эмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.
Цель данной программы – систематическое ознакомление обучающихся начальной школы со способами сохранения и укрепления здоровья. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- познакомить с основными составляющими здорового образа жизни;
- обучать способам сохранения здоровья;
- способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру учащихся;
- изучить подвижные игры родного края, страны, народов мира
Программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» предназначена для обучающихся 1 классов. Данная программа рассчитана на проведение 5 ч в неделю. Количество часов: 165ч.
Продолжительность занятия в 1 классе – 35 минут
Программа «Будем здоровы!» тесно связана с такими учебными дисциплинами: окружающий мир, литературное чтение, физическая культура. Уроки здоровья не являются отдельным звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры. Во время проведения уроков здоровья ребята читают сказки, загадки, пословицы и поговорки о здоровье, а также разыгрывают сценки. Для этого необходимы умения, полученные на уроках литературного чтения.
Для проведения уроков здоровья необходимы: помещение (это может быть классная комната), спортивный зал, спортивная площадка, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. На уроках используется наглядность: презентация, видеоролики, мультфильмы. Время использования компьютера и проектора не превышает допустимые санитарные нормы.
Организация и проведение уроков не требует специального оборудования. При его использовании педагог может внести изменения и реализовать свои творческие идеи. Для более эффективного проведения занятий учитель начальных классов может привлечь к этой работе медицинского работника, родителей, имеющих медицинское образование.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная форма работы. Формы проведения теоретических занятий: беседы, просмотр видеопрезентаций, игры, викторины. Формы проведения практических занятий: экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования, путешествия, тренинги, заочные путешествия, проекты и т.п.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-и разделов:
- «Уроки Мойдодыра»: правила личной гигиены;
- «Как живёт наш организм»: особенности строения организма человека и его органов, формировать умение ухаживать за своими органами и развивать бережное отношение к ним;
- «Правильное питание – залог здоровья»: правила здорового питания;
- «Растём здоровыми»: влияние здорового образа жизни на здоровье человека;
- Игры на развитие психических процессов
- «Спортивные игры»: повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо-эмоционального напряжения у детей, развитие двигательной активности учащихся, формирование осознанной мотивации к занятиям физической культурой.
В содержании программы все разделы возобновляются на протяжении 4-х лет обучения в школе, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, применению знаний о здоровом образе жизни на практике.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения по программе «Будем здоровы!» у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
У учащихся будут сформированы личностные УУД:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
У учащихся будут сформированы регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
- оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
У учащихся будут сформированы познавательные УУД:
- выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);
- анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- сравнивать различные объекты;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
- выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.
У учащихся будут сформированы коммуникативные УУД:
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- слушать и понимать речь других;
- применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
- составлять устные небольшие монологические высказывания.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Будем здоровы!» учащиеся начальной школы должны знать:
- правила личной гигиены;
- основы рационально питания;
- как работают органы человека и зачем они нужны;
- правила поведения в школе, дома, в гостях;
- правила культурного поведения в обществе;
- преимущества здорового образа жизни;
- негативное влияние вредных привычек на организм;
- о факторах, влияющих отрицательно и положительно на здоровье человека;
- способы повышения работоспособности;
- о гигиенических нормах и культуре поведения;
- как составлять режим дня;
- как и для чего необходимо питаться;
- назначение физических упражнений;
- комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физминуток;
- подвижные игры различной активности.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Будем здоровы!» учащиеся начальной школы должны уметь:
- следить за чистотой и аккуратностью одежды;
- заботиться о своём здоровье;
- оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- снимать утомление;
- различать «полезные» и «вредные» продукты;
- правильно питаться;
- правильно распределять время на работу и отдых;
- определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь при переломах, солнечном ударе, обморожении, ожогах.
- ухаживать за своим организмом;
- работать в команде;
- организовать подвижные игры со сверстниками;
- выполнять упражнения для развития физических навыков.
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате занятий на уроках здоровья:
- важности бережного и разумного отношения к своему здоровью;
- отличать хорошие и плохие поступки;
- значимости здорового образа жизни, двигательной активности;
- ценить время;
- стремиться к взаимопониманию между людьми;
- сопереживать чувствам других людей.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будем здоровы!» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй – поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Для оценки планируемых результатов освоения программы используются тренинги, практические занятия, игры-соревнования, викторины, тестовые материалы: «Оцени себя сам», «Оцени уровень своего физического развития», «Твоё здоровье», «Умеешь ли ты готовить уроки?», «Правильно ли вы питаетесь?» , мониторинг наблюдения и др.
Календарно-тематический план для учащихся 1-го класса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||||
По плану | По факту | ||||||
теория | практика | ||||||
Уроки Мойдодыра-8ч | |||||||
1-2 | Здравствуй, Здоровячок! | 1 | 1 | ||||
3-4 | Мы в Чистюлькине | 2 | |||||
5-8 | Умывание и купание | 2 | 2 | ||||
Как живёт наш организм-10ч | |||||||
9-10 | Наши органы | 1 | 1 | ||||
11-13 | Каким образом мы видим | 1 | 2 | ||||
14-16 | Как нужно заботиться о глазах | 1 | 2 | ||||
17-18 | Гигиена кожи | 1 | 1 | ||||
Правильное питание-залог здоровья-10ч | |||||||
19-20 | Зачем человек питается | 1 | 1 | ||||
21-22 | Вредные и полезные продукты | 1 | 1 | ||||
23-25 | В гостях у Витаминов | 1 | 2 | ||||
26 | Путешествие по стране Витаминии | 1 | |||||
27-28 | Культура питания Приглашаем к чаю | 1 | 1 | ||||
Растём здоровыми-31ч | |||||||
29-31 | В здоровом теле - здоровый дух | 1 | 2 | ||||
32-33 | Когда мы плачем. Тренинг. | 1 | 1 | ||||
34-35 | Щедрость и жадность | 1 | 1 | ||||
36-37 | Почему мы говорим неправду | 1 | 1 | ||||
38-39 | Привычка брать в рот несъедобные предметы | 1 | 1 | ||||
40-41 | Привычка грызть ногти | 1 | 1 | ||||
42-43 | Сон – лучшее лекарство | 1 | 1 | ||||
44-45 | Вредные и полезные привычки | 1 | 1 | ||||
46 | Комплекс утренней гимнастики в стихотворной форме (поход) | 1 | |||||
47-48 | Со спортом дружить - здоровым быть | 2 | |||||
49 | Игра «Успей занять своё место» | 1 | |||||
50-52 | Мы – спортивные ребята | 3 | |||||
53-55 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 3 | |||||
56-57 | Осанка – это красиво | 1 | 1 | ||||
58-59 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | 1 | 1 | ||||
Игры на развитие психических процессов – 18 часов | |||||||
60-62 | Игры на развитие восприятия. | 3 | |||||
63-65 | Упражнения и игры на внимание | 3 | |||||
66-68 | Игры на развитие памяти. | 3 | |||||
69-71 | Игры на развитие воображения | 3 | |||||
72-74 | Игры на развитие мышления и речи. | 3 | |||||
75-77 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. | 3 | |||||
Спортивные игры – 64 часа | |||||||
78-105 | Игры народов мира | 28 | |||||
106-127 | Игры народов Поволжья | 22 | |||||
128-165 | Спортивные подвижные игры | 38 |
Содержание программы 1-го класса
- Уроки Мойдодыра
Знакомство со Здоровячком. Основные гигиенические навыки. Игра-путешествие в город Чистюлькин. Правило мытья рук. Как купаются птицы и животные. Особенности роста волос и уход за ними. Как следить за школьной одеждой. Правило чистки зубов. Инсценировка произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
- Как живёт наш организм
Особенности строения организма человека. Как люди видят, особенности ухода за глазам. Просмотр видеопрезентации «Строение глаза». Викторина «Как беречь зрение».
- Правильное питание-залог здоровья
Зачем человек питается, золотые правила питания. Видеопрезентация «Продукты, в которых содержатся витамины». Викторина «Правильное питание».
- Растём здоровыми
Что такое щедрость и жадность. Кого можно назвать лжецом. Почему дети говорят неправду. Вредные и полезные привычки, причины их возникновения. Почему люди плачут. Зачем человек спит. Викторина «Почему сон – лучшее лекарство». Конкурс пословиц и поговорок о здоровье.
Тренинг безопасного поведения. Игра-соревнование «Я в безопасности». Куда и в каких случаях обратиться к врачу в случае возникновения боли. Игра «Полезно-вредно». Викторина «Лекарственные растения».
Знакомство с комплексом утренней гимнастики «Поход». Спортивно-развлекательные игры.
- Игры на развитие психических процессов Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». Игры «Баба Яга», «Три характера».
- Спортивные игры.
Игра "Укради знамя" Италия, « Калабаса!»(по домам) Перу, "Дай платочек" Азербайджан, "Рыбки в неводе" Новая Гвинея , «Больная кошка» Бразилия , «Пожарная команда» Германия «Африканские салки по кругу» Танзания, «Канатоходцы» Узбекистан, « Поезд» Аргентина, « Один в круге» Венгрия, « Лев и коза» Афганистан, « Доброе утро,охот ник!» Швейцария.
Русские народные игры: «Гуси-лебеди»,»Жмурки», «»Щука и караси», «Кот и Мышь».
Татарские народные игры: «Займи место», «Перехватчики», « Кто первый?».
Чувашские народные игры: «Хищник в море», «Кого вам?».
Мордовские народные игры: «Круговой», «Салки».
Башкирские народные игры: «Стрелок», «Гроза».
Марийские народные игры: «Катание мяча», « Биляша».
Казахские народные игры: «Подними монетку», « Ястребы и ласточки».
Квадраты», «Снайпер», «Чижик», «Перебежки», «Стоп», «Добеги и убеги», «Круговая лапта», «Мяч капитану», «Перестрелка»,»Птицы в клетках»,»Заяц без норки», « Космонавты»,» Белки ,орехи ,шишки», «Внимание»
Список литературы
- Багрова, Н. Г. Губительная сигарета [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 12-13.
- Багрова, Н. Г. Режим дня [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 3-5.
- Дорофеева, Н. Путешествие в зелёную аптеку [Текст] : занятие по экологии / Н. Дорофеева // Воспитание школьников. – 2004. - № 5. – С. 67-71.
- Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1-5 классы) [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2007. – 152 с.
- Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 128 с.
- Капецкая, Г. А. Берегите здоровье! [Текст] / Г. А. Капецкая // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 4-5.
- Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с.
- Криволап, Н.С. Здоровье на тарелке [Текст] / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск : Красико-Принт, 2005. – 128 с.
- Кривош, Е. Н. Игра –путешествие «Откуда берутся грязнули?» [Текст] / Е. Н. Кривош // ПедСовет. – 2006. - № 10. – С. 12-14.
- Крылова, И. Н. Береги здоровье смолоду! [Текст] : устный журнал / И. Н. Крылова // Педсовет. – 2006. - № 10. – С. 8-10.
- Кузьмина, М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни [Текст] : театрализованное представление для учащихся 2-4 классов / М. В. Кузьмина // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 14-16.
- Лисина, Н. В. Зубы и уход за ними [Текст] / Н. В. Лисина // Начальная школа. – 2004. - № 8. – С. 56-58.
- Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 3-5.
- Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под. общ. ред. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс 21 век, 2003. – 896 с.
- Ротенберг, Р. Расти здоровым [Текст] : детская энциклопедия здоровья / Р. Ротенберг. – М. : Физкультура и спорт, 1992. – 592 с.
- Сергеева, Т. В. Ослепительная улыбка на всю жизнь [Текст] : внеклассное занятие для учащихся 2 класса / Т. В. Сергеева // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 14-15.
- Ситник, И. А. Вредным привычкам – нет! [Текст] / И. А. Ситник // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 14-15.
- Стрменьова, И. Я – человек, ты – человек [Текст] : научно-художественная литература / И. Стрменьова. – М. : Детская литература, 1991. – 47 с.
- Татабарина, Т. И. И учёба, и игра: природоведение [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Татарбарина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 240 с.
- Титов, С. В. День приветствий [Текст] / С. В. Титов // ПедСовет. – 2008. - № 2. – С. 3-7.
- Феоктистова, В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст] : опыт работы методического объединения учителей начальных классов / В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 121 с.
- Яковлева, Е. Н. Дни здоровья [Текст] / Е. Н. Яковлева // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 13.
- .А.В.Кенеман. Детские народные подвижные игры. М.Просвещение,1995г.
- 2 Аверина Т.В.Детские игры и загадки народов Поволжья. Самара,1994г.
- .Козак О.Н.Летние игры для больших и маленьких.Санкт-Петербург,1997г
- .Петров В. Летние праздники, игры и забавы для детей.- 1999
- .Сысоева М.Е. Подвижные игры народов мира.- 1995
- ..http://standart.edu.ru/
- http://www.razvivashki.ru/11/
- .http://party.fome.ru/main-3.html
- .http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st135.shtml
- .http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....