Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Тропа здоровья"
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_zdorovyu._programma_vneurochnoy_deyatelnosti._1_klass.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тропа здоровья»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по курсу « Тропа Здоровья» для1 класса создана на основе нормативных документов :
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ №373
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( Допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014- 2015 учебный год.»
3. Общая образовательная программа МОУ СОШ № 24 Павлово- Посадского муниципального района Московской области;
4. Учебный план МОУ СОШ № 24 на 2014-2015 учебный год.
Основное содержание
Место предмета в базисном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса « Тропа Здоровья» в 1 классе начальной школы отводится 1 час в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 31час.
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.
Так возникла необходимость создания программы «Тропа здоровья » для учащихся младшего школьного возраста, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа «Тропинка к здоровью» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Профилактика вредных привычек.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Предполагаемые результаты:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Особенности организации работы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Формы проведения:
- беседы, лекции, тренинги
- конкурсы, КВНы, праздники, творческие мастерские
- экскурсии, походы
Календарно - тематическое планирование
« Тропа Здоровья»
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Дата занятия | |
Теория 0,5 часа | Практика 0,5 час | |||||
1. | Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье | 1 | Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок | Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». | Фронтальный опрос | 5.09 |
2. | Дружи с водой Советы доктора Воды | 1 | Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр». Советы доктора Воды. | Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко». | Конкурс «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | 12.09 |
3. | Дружи с водой Друзья вода и мыло | 1 | Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. | Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. | Конкурс на самое интересное, зани- мательн. задание | 19.09 |
4. | Уход за глазами Глаза-главные помощники человека | 1 | Беседа об органах зрения. Правила бережного отношения к зрению. Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок | Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | Фронтальный опрос | 26.09 |
5. | Уход за ушами Чтобы уши слышали | 1 | Беседа. Правила сохранения слуха. | Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей». | Конкурс на лучшее доказательство | 3.10 |
6. | Уход за зубами. Почему болят зубы | 1 | Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка. Игра «Угадай-ка!» | Творческое рисование. | 10.10 |
7. | Уход за зубами Чтобы зубы были здоровыми
| 1 | Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Тест. | Тест | 17.10 |
8. | Как сохранить улыбку красивой? | 1 | Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. | Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия. | Творческая работа. Памятка «Как сохранить зубы». | 24.10 |
9. | Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека | 1 | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать». | Оздоровительная минутка. Игра- соревнование «Кто больше?» Практическая работа. | Памятка «Это полезно знать». | 31.10 |
10. | Забота о коже Зачем человеку кожа | 1 | Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей. | Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Игра «Угадай-ка». | Фронтальный опрос | 14.11 |
11. | Надёжная защита организма. | 1 | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». | Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа. | Тест | 21.11 |
12. | Забота о коже. Если кожа повреждена | 1 | Рассказ учителя о повреждениях кожи. | Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» | Работа по карточкам | 28.11 |
13. | Как следует питаться Питание- необходимое условие для жизни человека | 1 | Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища. Разучивание пословиц и поговорок. | Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». | Фронтальный опрос | 12.12 |
14. | Как следует питаться Здоровая пища для всей семьи | 1 | Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала» | Оздоровительная минутка. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». | Анализ ситуации | 19.12 |
15. | Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство | 1 | Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам». | Ответы на вопросы | 26.12 |
16. | Настроение в школе Как настроение? | 1 | Беседа. Встреча с доктором Любовь. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. | Тест | 16.01 |
17. | Настроение после школы Я пришёл из школы | 1 | Беседа. Работа с пословицами. | Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ». | Анализ ситуации | 23.01. |
18. | Поведение в школе | 2 | Рассказы М.Кунина «Федя н | Оздоровительная минутка | Творческая | 30.01. |
19. | Я- ученик | а перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию. | «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» | работа «Придумай правила» | 06.02. | |
20. | Вредные привычки | 1 | Беседа «Это красивый человек». | Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет». | Познавательная игра | 20.02. |
21. | Мышцы, кости и суставы Скелет - наша опора | 1 | Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование | Фронтальный опрос | 27.02. |
22. | Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина | 1 | Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн. | Конкурс на лучшее инсценирование | 06.03. |
23. | Полезен ли спорт для здоровья | 1 | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» | Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья» | Конкурс-рассказ «Спортивная история» | 13.03. |
24. | Как закаляться. Если хочешь быть здоров | 1 | Сказка о микробах. Правила закаливания. | Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно! | Тест «Здоровый человек – это…» | 20.03. |
25. | Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей. | 1 | Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами. | Экскурсия Просмотр фильма | Мини выставка | 27.03. |
26. | Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. | 1 | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. | Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | Конкурс рисунков « Мы дружим с физкультурой и водой » | 10.04. |
27. | Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья | 1 | Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь» | Оздоровительная минутка. Творческая работа. | Фронтальный опрос | 17.04. |
28. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 1 | Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность. Работа с пословицами.. | Оздоровительная минутка. Игра «Продолжи сказку» | Найди правильный ответ (карточки) | 24.04. |
29. | Почему мы болеем | 1 | Рассказ учителя. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа в группах. | Фронтальный опрос | 28.03 |
30. | Кто и как предохраняет нас от болезней | 1 | Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил. | Оздоровительная минутка. Коллективная работа. | Фронтальный опрос. Познавательная игра. | 15.05. |
31. | Кто нас лечит Сегодняшние заботы медицины | 1 | Беседа «Из чего получают лекарства» | Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает» | Работа по карточкам | 22.05 |
Литература:
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
2.Л.А.Обухова. « Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся» 1–4-х классов. Москва « ВАКО» 2011год.
3.Зверев А.Т. Экологические игры.
4.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"
Здоровьесберегающие технологии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""33 урока здоровья" 1 класс
1. Пояснительная записка2. Календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов Здоровья"
1. Пояснительная записка2. Тематическое планирование по годам обучения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о здоровье и правильном питании".
Программа имеет большую практическую направленность и соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки докторов здоровья»
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. ...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Азбука здоровья». 1 В класс.
Оздоровительная программа для начальной школы....