Педагогический проект «Здоровый ребёнок – успешный ученик»
проект по зож (1 класс) по теме
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_nash.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №33 с углублённым изучением математики»
Педагогический проект «Здоровый ребёнок – успешный ученик»
Руководитель группы:
Василевская С. Г.
Участники группы:
Кабарова Н. Н., Лебедева Н. Н..
Волкова Л. Е.. Матвеева Т. Л.,
Прохорова С. В., Дроздова К.В.
Великий Новгород
2014-2015 учебный год
1. Анализ ситуации.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:
1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.
2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
3. Организация оздоровительной работы.
4. Профилактика вредных для здоровья привычек.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
2. Актуальность проблемы.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
- Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
- Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
-Т онкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие:с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования.С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
3. Выявление проблемы.
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
4.Основные концептуальные положения проекта.
«Здоровый ученик – успешный ученик»:
Проект призван реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка и Основной образовательной программы начальной школы,направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
Нормативно-правовая база программы основывается на:
1. Закон РФ «Об образовании»
2.Конституцию Российской Федерации;
3. Конвенцию ООН о Правах Ребенка;
4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации;
5.Основную образовательную программу начальной школы.
5.Цель работы по программе «Здоровый ученик – успешный ученик»:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, формирование успешной личности ученика.
Здоровый образ жизни – это наш выбор, поэтому он представляет собой логическую взаимосвязанную систему элементов, включающую:
- определение понятия здорового образа жизни;
- ключевые приоритеты как факторы здорового образа жизни, а также задачи, направленные на реализацию каждого фактора.
Здоровый образ жизни включает в себя индивидуальную систему поведения современного человека, обеспечивающую его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, формирование культуры здоровья.
Здоровый образ жизни – это высокая двигательная активность, благоприятный психоэмоциональный климат, повышение защитных свойств организма, отказ от вредных привычек, организация быта и досуга.
Принимая во внимание исключительную важность составляющих здорового образа жизни, мы отдаем приоритеты:
- укреплению духовного и нравственного благополучия;
- формированию положительного общественного мнения об идее здорового образа жизни;
- созданию благоприятных условий для занятия физической культурой и спортом, а также ведению здорового образа жизни в процессе учебы, труда и жизнедеятельности.
6.Задачи, направленные на содействие физическому совершенству и активному долголетию:
1. Вовлечение обучающихся, родителей и педагогов школы в занятия физической
культурой и спортом.
2. Обучение нормам и правилам рационального и полноценного питания.
3. Обучение гигиеническим нормам и правилам.
4. Реализация комплекса мер, способствующих профилактике и преодолению вредных привычек.
Задачи, направленные на укрепление духовного и нравственного благополучия:
1. Развитие новых форм досуга (викторины, игры, беседы, дискуссии и др.), способствующих ведению здорового образа жизни.
2. Оказание содействия обучающимся в развитии личностных культурных и духовно-нравственных ресурсов, поведенческих навыков.
3. Повышение эффективности организации психологической консультационной помощи обучающимся.
4. Реализация комплекса мер, направленных на формирование у обучающихся, родителей и педагогов знаний и навыков конструктивного поведения в стрессовых ситуациях.
5. Эффективное использование механизмов предупреждения девиантного (антисоциального) поведения.
Задачи, направленные на формирование благоприятного общественного мнения к идее здорового образа жизни:
1. Формирование мотивации всех участников образовательного процесса к занятиям физической культурой и спортом, здоровьесберегающему поведению, образовательной, интеллектуально-развивающей деятельности.
2. Раскрытие обучающимся ценности общения, социальной реализации, отношений с другими людьми, толерантности.
3. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение преемственных здоровьесберегающих и спортивных семейных традиций.
4. Организация информационно-просветительской работы.
Общие задачи:
- формирование у школьников самоорганизации при планировании и соблюдении режима дня, при выполнении учебной и домашней работы, при выполнении проектных, исследовательских работ и т.д.;
- развитие способности у обучающихся видеть и находить решения экологических проблем;
- внедрение новых форм и методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
- развитие коммуникативных способностей и культуры общения;
- содействие обогащению знаниями о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний.
7.Описание деятельности по проекту.
Основная идея проекта – организация группы здоровья «В школу за здоровьем!» в образовательной сети dnevnik.ru В группу здоровья будет входить не только целевая группа по проекту, но и все желающие (учащиеся школы и их родители, родственники)
Особенность проекта заключается в использовании новых интерактивных форм: проектной деятельности и кейс - технологии.
Работа группы здоровья в интернет - проекте будет идти по основным направлениям проекта и включать в себя следующие разделы:
- полезные советы
- клуб интересных встреч
-анонс предстоящих мероприятий
-наши достижения
-рассуждалка
В результате работы группы у учащихся и детей повысится интерес к своему здоровью, расширится круг общения и общих интересов, учащиеся и их родители получат возможность расширить свои знания о здоровье.
-Образовательные занятия с детьми, направленные на получение новых знаний о здоровом образе жизни.
-интерактивные занятия
-проектная деятельность;
-создание и презентация проектов (совместный проект детей и родителей под руководством учителя)
-урок-исследование;
-открытые уроки и мастер классы: декабрь-январь - для учителей школы
-конкурс рисунков, коллажа
-игра по станциям
-викторины
-Увеличение физической активности школьников на переменах, динамических паузах и после уроков (активные игры)
-подвижные игры;
-соревнования;
-Дни здоровья;
-спортивные праздники;
-весёлые перемены
8.Участие волонтеров, родителей и пр. в деятельности по проекту; организация работы родителей через образовательную сеть и активное участие в мероприятиях по всем направлениям
Первое направление:
- помощь родителей в подготовке (сбор и обработка материалов) учащихся к занятиям,
-совместная деятельность родителей и детей к подготовке презентаций
Второе направление:
-участие родителей, жителей микрорайона в практических занятиях
-привлечение специалистов
Третье направление:
-участие родителей, учащихся микрорайона других школ к проведению соревнований
- привлечение волонтёров-старшеклассников к проведению спортивных игр
-привлечение учащихся 5,6-х классов к проведению весёлых перемен с первоклассниками
9.План-график основных мероприятий проекта
Ежедневно:
утренняя гимнастика, подвижные игры во внеурочной деятельности по программе
Еженедельно:
Занятия о здоровом питании,
Весёлые перемены в 1-х классах
Организация работы группы в форме кейс-технологии
Месяц, год | Мероприятие, что будет сделано |
сентябрь,2014 |
|
октябрь,2014 |
|
ноябрь,2014 |
|
декабрь,2014 |
|
январь,2015 |
|
февраль,2015 | Спортивные соревнования команды пап «Папа может….»
|
март,2015 |
|
апрель,2015 |
|
май.2015 |
|
- Ожидаемые результаты проекта
- увеличение количества детей с физической активностью до 80%;
- 95% детей занимаются подвижными играми на переменах, во внеурочное время;
- увеличение количества семей, использующих рекомендации по организации увеличения физической активности детей до 65%;
- 40% детей расширят свои знания о способах укрепления здоровья
- повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
- вовлечение в проектную деятельность волонтёрского движения (учащиеся с 6 по 8 класс)
- изменение отношения родителей и детей к режиму дня до 60%.
Основные исполнители проекта
№ | Ф.И.О. | Основное место работы и занимаемая должность | Основные обязанности по проекту |
1 | Косенко Татьяна Евгеньевна | МАОУ СОШ № 33, заместитель директора по начальной школе | Контроль за ходом реализации проекта. |
2 | Василевская Светлана Геннадьевна | МАОУ СОШ № 33, учитель начальных классов | Руководитель проекта. Ответственный за проведение образовательных занятий в 4 «А» классе, направленных на получение новых знаний о здоровом образе жизни Администратор сайта (менеджер по связи с общественностью) |
3 | Волкова Любовь Евгеньевна | МАОУ СОШ № 33, учитель начальных классов | Ответственный за проведение образовательных занятий в 4 «Б» классе, направленных на получение новых знаний о здоровом образе жизни. |
4 | Матвеева Татьяна Леонидовна | МАОУ СОШ № 33, учитель начальных классов | Ответственный за проведение образовательных занятий в 3 «А» классе, направленных на получение новых знаний о здоровом образе жизни. |
5 | Прохорова Софья Вадимовна | МАОУ СОШ № 33, учитель начальных классов | Ответственный за проведение образовательных занятий в 3 «В» классе, направленных на получение новых знаний о здоровом образе жизни. |
6 | Кобарова Надежда Николаевна | МАОУ СОШ № 33, учитель начальных классов | Ответственный за проведение образовательных занятий в 1 «А» классе, направленных на получение новых знаний о здоровом образе жизни. |
7 | Лебедева Надежда Николаевна | МАОУ СОШ № 33, учитель начальных классов | Ответственный за проведение образовательных занятий в 1 «Б» классе, направленных на получение новых знаний о здоровом образе жизни. |
8 | Дроздова Клавдия Васильевна | МАОУ СОШ № 33, учитель физкультуры | Ответственный за реализацию направления - увеличение физической активности школьников на переменах и после уроков (активные игры) и проведение общешкольных мероприятий по направлению проекта |
4 | Журавлёва Татьяна Леонидовна | МАОУ СОШ № 33, бухгалтер | Финансовая отчётность по проекту |
5 | Чернобровкин Дмитрий Фёдорович | МАОУ СОШ № 33, зам. дир. по АХР, организатор по закупке | Ответственный за организацию закупок хозинвентаря (мелкое оборудование для реализации направления выращивание), мелкой бытовой техники (для реализации направления приготовление полезных блюд), мелкий спортивный инвентарь (для реализации направления увеличение физической активности), продуктов питания (для реализации направления приготовление полезных блюд) в течение всего проекта. |
9 | Фёдорова Раиса Петровна | Специалист ГОБУЗ ДЦГП №2 | Консультант по вопросам здорового образа жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."
Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...
Здоровый ребёнок – успешный ребёнок
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....
Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление
Основные направления реализации программы: – организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...
Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» для обучающихся 1-4 классов
СОДЕРЖАНИЕI. Пояснительная записка 1. Введение2. Цели и задачи ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровый ребёнок - успешный ребёнок"
Рабочая программа рассчитана на все четыре класса....
планирование внеурочной деятельности в начальной школе "Здоровый ребёнок - успешный ребёнок"
Данная разработка представлена для учащихся 1 класса в рамках оказания психологической помощи в адаптации.Цель: формирование основ культуры психологического и физического здоровья у первоклассников.За...