Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в практике учителя"
статья по зож на тему
Статья включает в себя главные задачи здоровьесберегающих технологий в начальной школе и способы их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровьесберегающие технологии в практике учителя начальной школы | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ№ 76 С_Петербурга Болтухова Г.В., Норенкова Т.А. «»Из опыта работы по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
А.В. Сухомлинский.
Здоровье человека на 50% зависит от образа его жизни, на 25% - от состояния окружающей среды, на 15% - от наследственной программы и только на 10% - от возможности медицины.
Для формирования здорового поколения в современных условиях необходимо ориентировать систему образования на сохранение и развития здоровья ребёнка, на внедрение принципа здорового образа жизни.
Основные задачи, которые мы ставим в своей работе:
- Обеспечение каждому ребёнку возможности сохранения здоровья на период его обучения в школе.
- Снижение уровня заболеваемости детей, профилактическая работа с детьми и их родителями.
- Сохранение работоспособности на уроках.
- Формирование знаний, умений и навыков по ЗОЖ.
Средства и методы здоровьесберегающих технологий ( по Н.К. Смирнову) условно можно разделить на 3 группы:
- Средства двигательной направленности
- Оздоровительные силы природы
- Гигиенические факторы
Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий начинается ещё до поступления ребёнка в школу. Целью работы «Школы будущего первоклассника» является осуществление безболезненного перехода от детского сада к школе, снижение риска тревожности ребёнка и возникновения трудности в обучении.
Одновременно начинается работа с родителями, цель которой – настроить родителей как активных участников здоровьетворчества. Для этого в школе регулярно проводятся встречи с врачами, спортивные конкурсы и семейные спортивные соревнования.
Основное время в школе ребёнок проводит на уроках, поэтому очень важно продолжать эту работу и в учебное время. Сюда можно отнести :
- Соблюдение светового и теплового режима
- Правильное размещение детей при посадке в классе согласно медицинским показаниям
- Деловая, деятельная атмосфера, создающая правильный психологический климат в классе (технология «раскрепощённого развития детей» В.Ф. Базарнова)
- Введение нестандартных уроков, которые снижают напряженность и усталость ребёнка (урок – игра, урок – викторина, урок – путешествие и т.д.)
- Адекватность учебных нагрузок ( контроль за объёмом и дозировкой домашних заданий, частая смена видов деятельности на уроках)
- Регулярное применение на уроках средств релаксации(физкультминутки, дыхательная и пальчиковая гимнастика, цвето - и звукотерапия)
В своей работе мы применяем различные средства двигательной направленности. В течение многих лет наши ученики регулярно ( 1 – 2 раза в неделю) посещают бассейн. Большинство ребят посещают спортивные секции и танцевальную студию, которые есть в нашей школе. Ежедневно в группе продлённого дня проводятся прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр.
В школе организован театр «Здоровье», где ученики старших классов в игровой занимательной форме пропагандируют здоровый образ жизни.
Большое значение для сохранения здоровья имеет строгое соблюдение санитарно – гигиенических требований в процессе обучения:
- Личная и общественная гигиена
- Регулярное проветривание и влажная уборка помещений
- Соблюдение режима дня школьника
- Организация своевременного и правильного питания в школьной столовой
- Ограничение предельного уровня учебной нагрузки
- Привитие детям элементарных навыков и приёмов ЗОЖ.
Эту работу мы продолжаем и во время внеурочной деятельности. Мы разработали программу занятий «Если хочешь быть здоров», рассчитанную на 68 часов. Программа включает в себя не только знакомство с правилами здорового образа жизни, но и закаливание детей, и обучение их плаванию.
Внеурочная деятельность
Направление - спортивно - оздоровительное
Программа занятий «Если хочешь быть здоров»
Программу составили
Норенкова Т.А. и Болтухова Г.В.
учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 76
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Основные направления реализации программы:
– организация бесед о здоровом образе жизни;
– организация занятий в бассейне;
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В основу программы «Если хочешь быть здоров!» положены следующие принципы:
1. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
2. Индивидуализация деятельности.
3. Позитивность.
4. Целостное развитие.
Содержание программы:
Программа занятий «Если хочешь быть здоров!» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю.
Программа занятий «Если хочешь быть здоров!» состоит из четырёх частей:
1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
И включает 7 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся.
Знания и умения:
В ходе реализация программы обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
о пользе закаливающих процедур;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
научиться хорошо плавать;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
п/п | Наименование тем занятий | Количество часов |
1. | Правила поведения учащихся в образовательном учреждении. | 1ч |
2. | Режим дня третьеклассника и его значение. | 1ч |
3. | Значение утренней гимнастики для организма. | 1ч |
4. | Основы правильного питания школьника. | |
5. | Личная гигиена школьника. | 1ч |
6. | Гигиенические навыки культуры поведения во время приёма пищи. | 1ч |
7. | Кулинарные традиции современности и прошлого. | 1ч |
8. | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | 1ч |
9. | Профилактика нарушения зрения. | 1ч |
10. | Гигиена одежды. | 1ч |
11. | Правила хорошего тона (понятие об этикете). | 1ч |
12. | Закаливание организма. | 1ч |
13. | Вредные привычки и их профилактика. | 1ч |
14. | Укрепление иммунитета школьника. | 1ч |
15. | Роль витаминов и содержание их в продуктах питания. | 1ч |
16. | Понятие о микробах, правила гигиены. | 1ч |
17. | Бытовые травмы. Первая помощь. | 1ч |
18. | Правила поведения на воде. | 1ч |
19. | Дорожно – транспортная безопасность. | 1ч |
20. | Почему мы болеем? | 1ч |
21. | Прививки от болезней и лекарства. | 1ч |
22. | Лекарственные растения и их использование. | 1ч |
23. | Безопасность при любой погоде. | 1ч |
24. | Электрический ток и его опасность для человека. | 1ч |
25. | Порезы, ушибы, переломы. Первая помощь. | 1ч |
26. | Чем опасны домашние животные? | 1ч |
27. | Сон и его значение для здоровья человека. | 1ч |
28. | Роль спорта в жизни ребёнка. | 1ч |
29. | Чтобы забыть про докторов. | 1ч |
30. | Игра – викторина «Как сохранять своё здоровье». | 1ч |
31. | Мир эмоций и чувств. | 1ч |
32. | Могут ли дружить шалости и травмы? | 1ч |
33. | Я – хозяин своего здоровья. | 1ч |
34. | Итоговое занятие. | 1ч |
Литература
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2012.- 205 с.
2. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2010. – № 11. – С. 75–78.
3. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2014. – 124 c.
4. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2013. – 112 с.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2013. – 268 с.
6. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2013, с.57.
7. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 2014. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в практике учителя.
Обобщение педагогического опыта по теме :"Использование информационно-коммуникационных технологий в практике учителя."...
Выступление на методическом объединении по теме «Применение инновационных технологий в практике учителя во внеурочное время».
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Наиболее известные технологии, которые актуальны в современной школе:1....
Статья: "Здоровьесберегающие технологии в практике учителя, работающего с детьми с ОВЗ."
Данная статья о необходимости создания условий для сохранения и укрепления здоровья школьников...
"Игровые технологии в практике учителя начальной школы"
quot;Игровые технологии в практике учителя начальной школы"...
Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"
Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....
Современные коррекционные технологии в практике учителя-логопеда.
Современные коррекционные технологии в практике учителя-логопеда....
К вопросу об актуальности применения информационно-коммуникационных технологий в практике учителя начальных классов коррекционной школы
Актуальность применения ИКТ в практике учителя...