Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в практике учителя"
статья по зож на тему

Болтухова Галина Владимировна

Статья включает в себя главные задачи здоровьесберегающих технологий  в начальной школе и способы их реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ№ 76 С_Петербурга                                                   Болтухова Г.В., Норенкова Т.А. «»Из опыта работы по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

                                     А.В. Сухомлинский.

Здоровье человека на 50% зависит от образа его жизни, на 25% - от состояния окружающей среды, на 15% - от наследственной программы и только на 10% - от возможности медицины.

Для формирования здорового поколения в современных условиях необходимо ориентировать систему образования на сохранение и развития здоровья ребёнка, на внедрение принципа здорового образа жизни.

Основные задачи, которые мы ставим в своей работе:

  1. Обеспечение каждому ребёнку возможности сохранения здоровья на период его обучения в школе.
  2. Снижение уровня заболеваемости детей, профилактическая работа с детьми и их родителями.
  3. Сохранение работоспособности на уроках.
  4. Формирование знаний, умений и навыков по ЗОЖ.

Средства и методы здоровьесберегающих технологий ( по Н.К. Смирнову) условно можно разделить на 3 группы:

  • Средства двигательной направленности
  • Оздоровительные силы природы
  • Гигиенические факторы

Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий начинается ещё до поступления ребёнка в школу. Целью работы «Школы будущего первоклассника» является осуществление безболезненного перехода от детского сада к школе, снижение риска тревожности ребёнка и возникновения трудности в обучении.

Одновременно начинается работа с родителями, цель которой – настроить родителей как активных участников здоровьетворчества.  Для этого в школе регулярно проводятся встречи с врачами, спортивные конкурсы и семейные спортивные соревнования.

Основное время в школе ребёнок проводит на уроках, поэтому очень важно продолжать эту работу и в учебное время. Сюда можно отнести :

  • Соблюдение светового и теплового режима
  • Правильное размещение детей при посадке в классе согласно медицинским показаниям
  • Деловая, деятельная атмосфера, создающая правильный психологический климат в классе (технология «раскрепощённого развития детей» В.Ф. Базарнова)
  •  Введение нестандартных уроков, которые снижают напряженность и усталость ребёнка (урок – игра, урок – викторина, урок – путешествие и т.д.)
  • Адекватность учебных нагрузок ( контроль за объёмом и дозировкой домашних заданий, частая смена видов деятельности на уроках)
  • Регулярное применение на уроках средств релаксации(физкультминутки, дыхательная и пальчиковая гимнастика, цвето -  и звукотерапия)

В своей работе мы применяем различные средства двигательной направленности. В течение многих лет наши ученики регулярно ( 1 – 2 раза в неделю) посещают бассейн. Большинство ребят посещают спортивные секции и танцевальную студию, которые есть в нашей школе. Ежедневно в группе продлённого дня проводятся прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр.

В школе организован  театр «Здоровье», где ученики старших классов в игровой занимательной форме пропагандируют здоровый образ жизни.

Большое значение для сохранения здоровья имеет строгое соблюдение санитарно – гигиенических требований в процессе обучения:

  • Личная и общественная гигиена
  • Регулярное проветривание и влажная уборка помещений
  • Соблюдение режима дня школьника
  • Организация своевременного и правильного питания в школьной столовой
  • Ограничение предельного уровня учебной нагрузки
  • Привитие детям элементарных навыков и приёмов ЗОЖ.

Эту работу мы продолжаем и во время внеурочной деятельности. Мы разработали программу занятий «Если хочешь быть здоров», рассчитанную на 68 часов. Программа включает в себя  не только знакомство с правилами здорового образа жизни, но и закаливание детей, и обучение их плаванию.


Внеурочная деятельность
Направление - спортивно - оздоровительное
Программа занятий «Если хочешь быть здоров»
Программу составили
Норенкова Т.А. и  Болтухова Г.В.
учителя начальных классов  ГБОУ СОШ № 76

Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

 Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.


Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2.  Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

 Основные направления реализации программы:
– организация бесед о здоровом образе жизни;

– организация занятий в бассейне;
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

В основу программы «Если хочешь быть здоров!» положены следующие принципы:

1. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.

2. Индивидуализация деятельности.

3. Позитивность.

4. Целостное развитие.

 Содержание программы: 

            Программа занятий «Если хочешь быть здоров!» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  2 часа в неделю.

Программа занятий «Если хочешь быть здоров!» состоит из четырёх частей: 

 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

  2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.

 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

И включает  7 разделов:

 «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

 «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

 «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

 «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

 «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

 «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

 «Вот и стали мы на год  взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся.

 Знания и умения:

В ходе реализация программы  обучающиеся должны знать:

 

 основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

 о пользе закаливающих процедур;

 особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

 основы рационального питания;

 правила оказания первой помощи;

 способы сохранения и укрепление  здоровья;

 основы развития познавательной сферы;

 свои права и права других людей;

 соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

 влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

 значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

 знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

  уметь:

 составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

 выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

 различать “полезные” и “вредные” продукты;

 определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

 заботиться о своем здоровье;

 научиться хорошо плавать;

 находить выход из стрессовых ситуаций;

 принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

 отвечать за свои поступки;

В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 3 класс

п/п

Наименование тем занятий

Количество часов

1.

Правила поведения учащихся в образовательном учреждении.

                1ч

2.

Режим дня третьеклассника и его значение.

3.

Значение утренней гимнастики для организма.

                1ч

4.

Основы правильного питания школьника.

5.

Личная гигиена школьника.

                1ч

6.

Гигиенические навыки культуры поведения во время приёма пищи.

                1ч

7.

Кулинарные традиции современности и прошлого.

                1ч

8.

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

                1ч

9.

Профилактика нарушения зрения.

                1ч

10.

Гигиена одежды.

11.

Правила хорошего тона (понятие об этикете).

                1ч

12.

Закаливание организма.

                1ч

13.

Вредные привычки и их профилактика.

                1ч

14.

Укрепление иммунитета школьника.

                1ч

15.

Роль витаминов и содержание их в продуктах питания.

                1ч

16.

Понятие о микробах, правила гигиены.

17.

Бытовые травмы. Первая помощь.

                1ч

18.

Правила поведения на воде.

                1ч

19.

Дорожно – транспортная безопасность.

20.

Почему мы болеем?

                1ч

21.

Прививки от болезней и лекарства.

                1ч

  22.

Лекарственные растения и их использование.

23.

Безопасность при любой погоде.

24.

Электрический ток и его опасность для человека.

25.

Порезы, ушибы, переломы. Первая помощь.

26.

Чем опасны домашние животные?

27.

Сон и его значение для здоровья человека.

28.

Роль спорта в жизни ребёнка.

29.

Чтобы забыть про докторов.

30.

Игра – викторина «Как сохранять своё здоровье».

31.

Мир эмоций и чувств.

32.

Могут ли дружить шалости и травмы?

33.

Я – хозяин своего здоровья.

34.

Итоговое занятие.

                                                                  Литература

 

1.   Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2012.- 205 с.

2.   Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации  здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2010. – № 11. – С. 75–78.

3.     Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2014. – 124 c.

4.      Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2013. – 112 с.

5.     Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2013. – 268 с.

6.     Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2013, с.57.

 7.      Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  2014. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в практике учителя.

Обобщение педагогического опыта по теме :"Использование информационно-коммуникационных технологий в практике учителя."...

Выступление на методическом объединении по теме «Применение инновационных технологий в практике учителя во внеурочное время».

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Наиболее известные технологии, которые актуальны в современной школе:1....

Статья: "Здоровьесберегающие технологии в практике учителя, работающего с детьми с ОВЗ."

Данная статья о необходимости создания условий для сохранения и укрепления здоровья школьников...

"Игровые технологии в практике учителя начальной школы"

quot;Игровые технологии в практике учителя начальной школы"...

Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"

Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....

Современные коррекционные технологии в практике учителя-логопеда.

Современные коррекционные технологии в практике учителя-логопеда....