Кожа человека.
план-конспект занятия по зож на тему
Предварительный просмотр:
КОЖА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЗДОРОВЬЕ
Беседа
Оборудование: таблица «Строение кожи человека», плакаты «Оказание первой помощи при ожогах», «Оказание первой помощи при капиллярном кровотечении», иллюстрации (картины) загорающего человека и замерзшего человека; оборудование для практических работ.
Ход мероприятия
1. СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОЖИ
Учитель: Мы живем во Вселенной. Наша планета Земля покрыта оболочкой, которая защищает ее от проникновения метеоритов, перегрева, переохлаждения и др. Наше тело тоже со всех сторон покрыто особой оболочкой. Это кожа. Вам хотелось бы знать, для чего она необходима всем нам?
Сначала давайте познакомимся с ее строением.
– Посмотрите внимательно на свою кожу. Что вы видите? Ровная она или нет? Есть ли на ней какие-либо образования? Какого она цвета? Потрогайте, толстая она или тонкая? Твердая или мягкая?
Наша кожа состоит из трех слоев (показ по таблице). Самый верхний слой – тонкий, но очень прочный. Он не дает пробраться внутрь микробам. Он защищает и от повреждений. Но частички верхнего слоя постоянно слущиваются. Чтобы удалить эти отмершие чешуйки кожи, необходимо тщательно мыть кожу: раз в неделю с мочалкой и мылом.
Еще в коже образуются пот и сало, которые выходят на поверхность. Рядом с волосками есть отверстия сальных желез (показ по таблице).
– Как вы думаете, ребята, какое имеет значение выделение пота и сала?
С потом выходят из организма вода и ненужные вещества. Сало предохраняет кожу от шелушения и образования трещинок. Это своего рода природный крем, который вырабатывает сама кожа.
– Ребята, а что происходит, когда вам жарко?
Выделяется много пота. И тело таким образом охлаждается.
– А как реагирует кожа на холод?
– Что происходит, когда вы замерзнете?
Мышцы начинают дрожать, на коже появляются пупырышки – «гусиная кожа». Так кожа борется с холодом. А еще в самом нижнем слое кожи есть жир. Он тоже предохраняет от холода и замерзания.
– А теперь давайте проведем небольшой эксперимент. Нужен самый честный ученик.
(Один из учащихся выходит, закрывает глаза и ладонями закрывает уши. Другой ученик подходит тихо к нему и прикасается к руке. Уходит и садится на место. Ученик по команде учителя открывает глаза и уши.)
– Что ты сейчас почувствовал? Что помогло тебе это определить?
Кожа помогает нам определить (ощутить) прикосновение. Особенно чувствительны кончики пальцев. Не зря мы ощупывает кончиками пальцев какой-либо предмет, чтобы получить о нем информацию.
– Давайте попробуем сравнить чувствительность кожи на разных участках. Теперь нужен самый внимательный ученик.
(Выходит ученик и отворачивается от учителя. Учитель берет ручку, или какой-нибудь другой предмет, и катает его по спине ученика.)
– Ощущаешь ли ты прикосновение? Можешь ли точно сказать, какой это предмет? Каких размеров, какой формы?
На спине кожа воспринимает ощущения, но не так хорошо.
(Затем ученик закрывает глаза, а учитель дает ему в руки тот же предмет, он его исследует кончиками пальцев.)
– Теперь ты можешь сказать, какой это предмет? Какой формы, какого размера?
(Ученик называет предмет, описывает его. Открывает глаза.)
Вот мы и убедились, что кончики пальцев куда более чувствительны, чем другие части тела.
А теперь продолжим наш эксперимент. Нам нужен самый чувствительный ученик.
(Выходит третий ученик. Ему показывают два одинаковых стакана с чистой водой, но в одном – вода холодная, а в другом – горячая.)
– Посмотри на эти два стакана. Можешь ли ты увидеть различия? А теперь попробуй рукой. Что чувствуешь?
Правильно, вода холодная и горячая. Значит, с помощью кожи мы можем ощущать тепло и холод.
– А теперь вызовем самого смелого.
(Выходит четвертый ученик. Ему слегка в палец колют иголкой.)
– Что ты почувствовал?
Кожа помогает ощутить боль и тем самым предотвратить повреждения. Ведь если нам больно, мы отдергиваем руку.
Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган – кожа!
Она:
1. Защищает.
2. Предохраняет от жары и холода.
3. Позволяет ощущать прикосновения, боль, тепло, холод.
4. Выводит ненужные телу вещества (вместе с потом).
2. ЗДОРОВЬЕ КОЖИ И ГИГИЕНА
Как уберечь кожу от перегрева и переохлаждения?
Мы убедились, что кожа – удивительный орган, который может многое. Но так ли она устойчива и невредима, как это может показаться на первый взгляд?
– Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о состоянии людей, изображенных на них?
(Дети рассматривают картинки с изображенными людьми: один загорает и ему очень жарко, другой – замерз.)
Если человеку жарко долгое время, то его тело перегревается. На солнце – кожа получает ожоги. А если, наоборот, долго мерзнет – тело переохлаждается. И то, и другое может привести к болезням. Давайте послушаем, как правильно себя вести при перегреве или переохлаждении.
(Рассказ врача «Как избежать перегрева и переохлаждения».)
Как быть, если кожа повреждена?
Порезы, ушибы, ожоги – никто из нас от них не застрахован! Все это небезопасно. И, прежде всего, страдает кожа. Что же делать?
– Давайте рассмотрим плакаты, где показано, как оказать первую помощь в таких случаях.
(Дети рассматривают плакаты. Рассказывают по очереди, что нужно делать при порезах, ожогах, ушибах. Учитель корректирует ответы. Одновременно студентка-практикантка или воспитательница с помощью одного ученика демонстрируют способы оказания первой помощи. Для этого требуются: холодный компресс, бинт, бактерицидный лейкопластырь, дезинфицирующие средства.)
Как ухаживать за кожей?
Для того, чтобы кожа была здоровой, за ней необходимо правильно ухаживать.
– Давайте вместе попробуем составить правила ухода за кожей.
(Беседа с детьми. Запись правил на доске.)
1. Умываться, мыть руки с мылом.
2. Каждый день принимать душ, раз в неделю мыть тело мочалкой.
3. Своевременно обрабатывать порезы, ожоги, ушибы.
4. Не допускать перегрева или переохлаждения кожи.
5. Носить чистую, удобную одежду. Одеваться по погоде.
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Ребята, сегодня вы узнали много нового о коже: как она устроена и какое имеет значение для человека. А главное – как ее сохранить здоровой. Ведь здоровье кожи – это здоровье всего тела.
Попробуйте дома изучить тщательно свою кожу, и, может быть, вы откроете еще что-то новое о коже, о чем мы с вами сегодня не поговорили. Спросите у родителей, какие бывают кожные болезни, как от них уберечься. Может быть, в следующий раз вы расскажете нам об этом.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ
(Материал включается в случае резерва времени. Трое учеников готовят рассказ заранее и затем сообщают его по очереди.)
1. Часто по цвету кожи можно судить о различных болезнях или состоянии человека.
Желтая кожа – болит печень. Синюшная окраска – больные органы дыхания или сердце, сосуды. Бледно-серый цвет – тяжелые хронические заболевания. Желтовато-серый – поражены желудок или кишечник. Слишком бледная кожа – показатель малокровия.
Человек может побледнеть, испугавшись, а покраснеть – при смущении.
2. «Загар» – есть не что иное, как ответ организма на солнечные лучи. Загорать умеренно полезно: организм закаляется, становится крепче. Но много находиться на солнце вредно: можно получить ожог, перегреться. Если бы собрать все солнечные лучи, которые человек получает на пляже в течение 60 часов, то можно было бы вскипятить 37 ведер холодной воды.
3. Кудри девы-чародейки,
Кудри – блеск и аромат,
Кудри – кольца, струйки, змейки,
Кудри – шелковый каскад.
Известно ли вам, как прочен тонкий волос человека? Девичья коса (из 200000 волосков) может удержать груз… в 20 тонн! В древности из женских волос изготовляли прочные тяжи и канаты.
4. Как избежать перегрева и переохлаждения?
Если вы находитесь в душном помещении, где жарко, необходимо открыть окно или уйти в более прохладное место. Нельзя долгое время находиться на солнце. На пляже лучше расположиться в тени. Когда жарко, нельзя тепло одеваться. Одежда должна быть легкой, свободной. Хорошо понижает температуру тела прохладная (но не холодная) вода. На солнце нужно носить головной убор.
При длительном пребывании на холоде необходимо тепло одеться. Если вы замерзли, нужно зайти в теплое помещение. Хорошо помогает согреться теплая ванна, теплый чай. Самым эффективным средством для согревания являются активные движения. Побегайте, попрыгайте, поиграйте – вы почувствуете, как тепло разливается по всему телу!
Беседа:
«Кожа
человека и её
здоровье»
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №2 п.Добринка
Коротаевой И. В,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Кожа - особый орган человека"
Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей; формировать потребности беречь своё здоровье....
Классный час во 2 классе на тему «Кожа человека и ее здоровье».
формирование навыков и привычек ухода за кожей, ее защиты; изучение о строении кожного покрова, для чего он нужен человеку....
Внеклассное занятие "Кожа человека и ее здоровье."
Беседа о коже и ее здоровье...
Проверочная работа по темам «Кожа», «Как человек двигается», «Путешествие бутерброда», «Как удаляются ненужные вещества» 4 класс
Проверочная работа по темам«Кожа», «Как человек двигается», «Путешествие бутерброда», «Как удаляются ненужные вещества» 4 класс Окружающий мир Программа 2100...
презентация кожа человека
4класс кожа человека...
Как влияют различные виды мыла на кожу человека?
В данной работе описывается влияние разных сортов мыла на кожу человека....
Кожа человека.
Кожа человека и ее здоровье....