Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.
статья (3 класс)
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформированность УУД, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность, что и определило направленность моего профессионального опыта.
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» читательская компетентность определяется как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях».
На мой взгляд, эта тема, как никогда, актуальна. В наш век развития информационных технологий, научно – технического прогресса художнственная книга утрачивает свою функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал предназначен для учителей начальных классов | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформированность УУД, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность, что и определило направленность моего профессионального опыта.
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» читательская компетентность определяется как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях».
На мой взгляд, эта тема, как никогда, актуальна. В наш век развития информационных технологий, научно – технического прогресса художнственная книга утрачивает свою функцию. Сегодня для многих основным смыслом чтения становится извлечение информации, то есть мы, фактически, имеем дело с функциональным чтением, художественная книга тоже становится своего рода учебником. В то время как художественная литература всегда была призвана развивать, воспитывать, пробуждать чувства. Такая ситуация вызывает крайнюю обеспокоенность. При таком подходе мы не сможем решить основную задачу –воспитание достойных граждан, которые принимают нравственные нормы, сохраняют традиции, знают и помнят историю своей страны, способны отстаивать её интересы.
Проблема обозначена. Одним из средства её решения, на наш взгляд, является осмысленное чтение художественных текстов. Если дети научатся видеть в героях самих себя, если смогут сказать, что так я никогда не поступлю, другими словами, сделать нравственный выбор, то в этом уже будет результат нашей деятельности. Многие педагоги сегодня могут сказать, что именно это мы и делаем, просто нам не хватает 4 –х часов в неделю, или родители стали плохими помощниками. Можно называть много причин нашей несостоятельности, но я считаю, что и в сегодняшней ситуации нужно находить новые способы организации образовательной деятельности, чтобы заложить в учениках основы личности, способной различать добро и зло, иметь своё мнение, отстаивать свою точку зрения, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
Новизна опыта заключается в организации особой развивающей образовательной среды, связанной с расширением, интеграцией пространств, в которые погружается ребёнок,
Цель: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности
Задачи:
1. Разработать и апробировать логико-смысловую модель урока, обеспечивающего формирование читательской компетентности младших школьников.
2.Создать пространство практик с использованием новых форм внеурочной деятельности.
3. Апробировать технологию организации образовательного события во внеурочной деятельности.
4. Провести мониторинг формирования читательской компетентности младших школьников на основе разработанных диагностических заданий.
Развивающая среда, представлена нами тремя образовательными пространствами:
- предметные линии, как совместный поиск и рефлексия способов действия, которые организуются в рамках урока;
- практики, как совместная работа учащихся и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий в области чтения, которые организуются в рамках специальных мастерских (практических занятий);
- образовательные события как специальные формы организации и реализации образовательной деятельности, которые предполагают включение учащихся в инициативные формы порождения и конструирования нового знания, рефлексию деятельности.
Все типы образовательных пространств взаимосвязаны:предметные линии порождают практики, а практики обогащают и насыщают образовательные события.
Раскрою особенности каждого из пространств.
В пространстве урока ставлю для себя задачу обеспечить формирование читательской компетентности младших школьников, используя деятельностные тхнологии.Использую такие деятельностные технологии как задачная форма организации учебной деятельности, технология критического мышления, проектная технология, проблемное обучение.
Одной из эффективных технологий, обеспечивающей развитие читательской компетентности считаю коммуникативно-мыслительную технику «Понимание текста».
Основной способ понимания при работе с текстом на уроке
1.Переход на основе собственного порождения смысловой версии к целостной через:
- выявление логических оснований текста;
- символическое (метафорическое) понимание;
- обнаружение авторской позиции.
Приведу пример урока с использованием техники «Понимание текста» на примере произведения В. Осеевой «Чашка». (Основной способ понимания текста- обнаружение авторской позиции)
Урок начинается с особой ситуации – установления контакта между учащимися и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности.
1этап - действие: включаю учеников в предметную деятельность – знакомлю с литературным произведением В. Осеевой «Чашка»
Сообщаю о том, что текст дан без концовки.
Предлагаю закончить текст. Их концовки являются первично- смысловыми версиями. Уровни понимания отслеживаю сразу по ходу поступления версий, наблюдая за учениками в процессе работы.
Возникает необходимость разобраться, чья же версия наиболее приближена к авторской? Для этого надо понять, какой смысл вложил автор в это произведение.
Обсуждается ситуация, заданная в тексте. Ученики, основываясь на текстовой информации, фиксируют изменение ситуации. (ссоры на ситуацию примирения.)
Для углубления понимания, ученикам предлагается в группах изобразить в виде схемы ситуацию и причину её изменения. Ученики обсуждают схемы, задают вопросы, уточняют. На данном этапе одни видят причину конфликта в старой чашке, а разрешение- в её отсутствии, другие причину конфликта, так же в чашке, а разрешение в главной героине- Лене. Возникает противоречие, которое требует разрешения. Очень важно правильно организовать коммуникацию.
2 этап - коммуникация: на этом этапе организую учебные действия учеников по анализу и интерпретации литературного произведения.
Формы работы на уроке могут быть различны. Ученикам предлагается уточнить, опираясь на текст, что говорится о чашке в то время, когда между героями происходили ссоры. В ходе самостоятельной работы с текстом, ученикам становится очевидным, что дело не в чашке.
Далее переходим к героине, которая разрешила конфликт. Выясняется значение слова дежурный. Обязанность дежурного - нести ответственность за установление порядка.
Выстраиваю коммуникацию в логике ведения диалога по анализу и интерпретации. Таким образом, ученики строят «новое знание» и озвучивают выводы. В начале текста герои ссорились, потому что никто не хотел брать ответственность на себя, чтобы не было конфликта, надо брать ответственность на себя.
3 этап- мышление: Что же может стать кульминационным моментом урока?
Максимальное приближение к авторскому замыслу, осознание особой точки зрения – это и есть открытие нового понимания художественного произведения. Ввожу их в ситуацию разрешения конфликта, как бы поступил каждый, если бы оказался в этой ситуации завтра в данном коллективе в качестве дежурного. После высказываний учащихся возвращаю их в начало урока. Они вспоминают свои первичные версии концовок. На данном этапе происходит расширение первичного понимания ученика и фиксация понятого в форме знания: как бы вы теперь закончили текст?
После этого вниманию учеников предлагается авторская концовка. Изменилось ли отношение к чашке? «Наша дежурная чашка». Почему? (Поняли, что дело не в чашке, а в них самих)
Далее работа с символическим понимаем. Почему незабудки? (Не должны забывать о том, что всё зависит от тебя самого.)
Учащиеся приходят к осознанию идеи произведения, ради которой создано творение. На этом же этапе проводится работа над смыслом заголовка почему «Чашка», а не кружка? (Даётся культурологическое значение слова «чаша» - символ единения людей.) Предельная версия: Нельзя забывать о том, что порядок зависит от самого (каждого) человека.
С целью определения результативности моей работы подруководством специалистов Московского института развития образования были разработаны контрольно-измерительные материалы по сформированности способности понимания учащихся. В критериях сформированности способности понимания текста определены 4 уровня.
0. Восстановление сюжета – буквальное понимание
1. Понимание относительно характеристики героя, фрагментарного действия
2. Частичное понимание
3. Целостное (полное) понимание.
Представлю пример диагностического задания по отслеживанию уровней понимания текста в 4 классе.
Ученикам предлагается для прочтения текст, после чего они должны ответить на вопросы. По каждому вопросу определены критерии для каждого уровня понимания. Результаты определяют уровень способности понимания текста каждым учеником.
Следующее образовательное пространство «Практики». Они многофункциональны, служат восполнению недостающего детского опыта в разных жизненных сферах (бытовой, игровой, учебной).
В чём принципиальное отличие этого вида деятельности от урока? Как практики работают на формирование читательской компетентности?
Практики позволяют получить практический опыт в области чтения в рамках внеурочной деятельности. Если на уроке, читая чужие тексты - дети учатся понимать чужую мысль, то на практике, создавая собственные тексты, они продуцируют свои мысли, эмоции, чувства, оформляя их в словесную форму. Здесь ребята погружаются в особую атмосферу творчества, требующую выполнения определённой практической задачи, решая которую, ученик продумывает, какую мысль, какие эмоции, чувства он должен донести до читателя, какие способы и средства, он будет использовать при создании собственного текста. Так рождаются стихи, этюды, миниатюры, письма, сценарии.
Формами внеурочной деятельности становятся мастерские, клубы, лаборатории, что предполагает изменение стереотипов, школьников, способствует возникновению и воплощению их собственных замыслов.
Важное место отвожу исследовательской деятельности. В «Лаборатории открытий», разрабатываются исследовательские проекты. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Младшие подростки работают над групповыми исследованиями. Мини-исследования проводятся в течение учебного года. Такая работа велась после изучения русской поэзии, ребята исследовали слова: дорога, берёза, солнце. Эта работа была направлена на символическое понимание текста.
«Роль образа леса в русских народных сказках», «Особенности символического понимания образов в русских народных сказках «Курочка Ряба», «Теремок».
Один из видов практик - социальный проект. Работая над проектом «Книги – наши друзья», младшие школьники передают свой опыт детям детского сада. Устраивают литературные викторины и конкурсы, читают выразительно художественные произведения. Таким образом, дети развиваются сами и развивают других.
Ещё одна особенность практик заключается в том, что именно здесь строится другой тип взаимодействия, как со сверстниками, так и со взрослыми. Так, в проектной задаче, в театрализованном действии, как правило, участвуют ученики разного возраста, разных параллелей, что позволяет выстраивать отношения на равных. Становится очевидно, что практики - это площадка, позволяющая получить тот невосполнимый опыт, который необходим человеку в реальном мире.
Практики составляют содержание разработанной мною программы внеурочной деятельности «Секреты текста».
Ещё одно пространство, которое мы обозначаем, - образовательное событие.
Придерживаясь позиции Александра Григорьевича Асмолова, Виктора Ивановича Слободчикова о том, что завершающим актом деятельности школьника - от мотива до результата, является «рассказ» об этом акте «самому себе» и «другому», считаю важным аспектом деятельности- построение рефлексивного пространства, которое и организуется в рамках образовательного события.
Образовательное событие это моделирование жизненных ситуаций с опорой на тексты художественных произведений, вовлечение детей в исследовательскую и рефлексивную деятельность, что способствует формированию нравственных идеалов учащихся, так как происходит осмысление и переживание ими ситуаций, так или иначе затрагивающих их интересы.
При этом работа выходит за пределы привычного школьного пространства, что позволяет ученику проявить больше самостоятельности, замечать, видеть и анализировать различную информацию, не только в виде печатного текста, но и в виде визуальных объектов (картины, памятника и др).Образовательное событие является своего рода проверкой достижения поставленной цели: от читательской компетентности – к жизненной позиции школьника.
Приведу пример культурно - образовательного события «Живая история», цель которого воспитание любви к малой родине, сопричастности к истории своего края.
Работа проходит в несколько этапов.
На первом этапе ученикам предлагается текст, обсуждая который дети приходят к пониманию того, что нельзя быть Иванами, родства непомнящими, что нам нужна память. Но всё ли можно удержать в своей памяти, ведь зачастую мы не можем вспомнить даже события 3-х летней давности. Что же помогает нам не забывать?
В процессе работы находим ответы. Оказывается, человек издавна пытался ответить на эти вопросы, и решение видел в создании культурно – исторических ценностей, таких как картины и памятники, книги и кино.
Перед детьми встаёт вопрос, требующий исследования: «Как появляются памятники? Что необходимо для их создания?»
Мы получаем разные ответы:
-Нужны финансовые средства
-нужно знать, какой памятник поставить, что можно запечатлеть
Вот тут – то и возникает проблемный вопрос «А для чего нужны памятники?»
Организуя экскурсию по городу, мы видим, что памятники есть, но для чего они здесь поставлены, зачастую вопрос остаётся без ответа. И тогда появляется педагогическая задача, сделать так, чтобы от функционального чтения, то есть простого восприятия, ученик перешёл к осмысленному восприятию объекта:
- понять, почему человечеству не прожить без памятников,
-понять, какие эмоции он может вызвать: гнев, гордость, жалость…
А чтобы это понять, примеряем на себя роль экскурсовода, когда становится необходимой работа с разными источниками: материалами архива, разговор с очевидцами событий, со специалистами музеев, библиотек. Так, рассматривая городские памятники в историческом контексте, мы вновь обращаемся к тексту, при этом, извлекая смысл для себя: это не должно повториться, мы хотим быть на кого-то похожими и другое.
В итоге работы ученик ( группа учеников) проектирует свой памятник, который бы занял достойное место в нашем городе и презентует его. Выполняя эту работу, ученик продумывает, какую мысль он должен донести до слушателя, какие средства, приёмы при этом он использует, т.е. на данном этапе он входит в позицию автора.
Таким образом, строится следующий шаг к осмысленному чтению учащихся.
Для отслеживания динамики результатов сформированности читательской компетентности учащихсяиспользую диагностические материалы на основе разработок Галины Кудиной……
Ученик умеет:
Осознанно читать
выразительно читать;
извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
Особенно важно, на мой взгляд, то, что у школьника формируется не просто позиция читателя, происходит его внутреннее изменение, позволяющее иметь собственную позицию в социуме. Становится понятно, на какой стадии собственного развития он находится: участник совместного дела, организатор, или инициатор. Так появляется новая задача по развитию личности ребёнка.
Карелина С.В.
МБОУ СОШ № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....
«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования....
«Формирование ИКТ- компетентности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности»
Заочная региональная научно-практическая конференция «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы, результаты»....
Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»
Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...