Здоровьесберегающие технологии как необходимый аспект в начальной школе
методическая разработка по зож на тему

Захарова Татьяна Алексеевна

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% его времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее естественный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии как необходимый аспект

в обучении и воспитании младших школьников»

Приготовила Захарова Т.А., учитель начальных классов

                                                       «Учитель может сделать для здоровья  

                                                     школьников гораздо больше, чем врач»
                                                                                                      Н.К. Смирнов

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% его времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее естественный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.

Традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствуют развитию хронических болезней. Проблемы здоровья учащихся создаются и решаются в ходе ежедневной практической работы учителя, поэтому он должен найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

- условия обучения ребенка в школе;

- рациональная организация учебного процесса;

-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий:

- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

- сформировать у него необходимые ЗУН по ЗОЖ;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегательные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, который осуществляется на основе личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

           Предполагается активное участие самих обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащихся развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровья других людей.

Здоровьесберегающие технологии - это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, направленная на сохранение и умножение здоровья ребёнка.  

Здоровьесберегающие технологии должны быть направлены на обеспечение развития природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.  

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения.
Что? — отбор и структура содержания.
Как? — оптимальная организация учебного процесса.
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения.

Кто? — реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
     

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
          «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
          Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
          Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Анализ научно-методической литературы и собственный опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

  1. Правильная  организация  урока.

Во-первых, это  учет  всех  критериев  здоровьесбережения  на рациональном  уровне. Во-вторых, главной  целью  учителя  должно  быть – научить  ученика  запрашивать  необходимую  информацию  и  получать  требуемый  ответ. А  для  этого  необходимо  сформировать  у  него  интерес,  мотивацию  к  познанию, обучению,  готовность  и  умение  задать  вопрос.

Задавание  вопросов  является  показателем:

- включенности  ученика  в  обсуждаемую  проблему, и, следовательно, хорошего  уровня  его  работоспособности;

- проявлением  и  тренировкой  познавательной  активности;

- показателем  адекватно  развитых  коммуникативных  навыков.

Таким  образом, количество  и  качество  задаваемых  учеником  вопросов  служит  одним  из  индикаторов  его  психофизического  состояния, психологического  здоровья, а  также  тренирует  его  успешность  в  учебной  деятельности.

Организация  урока  должна  обязательно  включать  три  этапа:

1  этап: учитель  сообщает  информацию (одновременно  стимулирует  вопросы);

2  этап: ученики  формулируют  и  задают  вопросы;

3  этап: учитель  и  ученики  отвечают  на  вопросы.

Результат  урока – взаимный  интерес, который  подавляет  утомление.

  1. Использование  каналов  восприятия.

Особенности  восприятия  определяются  одним  из  важнейших  свойств  индивидуальности -  функциональной  ассиметрией  мозга: распределением  психических  функций  между  полушариями.  Выделяются  различные  типы  функциональной  организации  двух  полушарий  мозга:

левополушарные  люди  -  при  доминировании  левого  полушария.  Для  них  характерен  словесно-логический  стиль  познавательных  процессов, склонность  к  абстрагированию  и  обобщению;

правополушарные  люди – доминирование  правого  полушария. У  данного  типа  развито  конкретнообразное  мышление  и  воображение;

равнополушарные  люди -  у  них  отсутствует  ярко  выраженное  доминирование  одного  из  полушарий.

На  основе  предпочтительных  каналов  восприятия  информации  различают:

аудиальное  восприятие;

визуальное  восприятие;

кинестетическое  восприятие.

Знание  этих  характеристик  детей  позволит  педагогу  излагать  учебный материал  на  доступном  для  всех  учащихся  языке, облегчив  процесс  его  запоминания.

3.  Учет  зоны  работоспособности  учащихся.

Экспериментально  доказано, что  биоритмологический  оптимум  работоспособности  у  школьников  имеет  свои  пики  и  спады  как  в  течение  учебного  дня,  так  и  в  разные  дни  учебной  недели. Работоспособность  зависит  и  от  возрастных  особенностей  детей. Характеристика  работоспособности  учащихся  начальной  школы  представлена  на  данных  диаграммах.

Работоспособность  в  течение  учебной  недели.

 понедельник      вторник        среда                  четверг            пятница

Работоспособность  в  течение  учебного  дня.

1  урок               2  урок              3  урок           4  урок                 5  урок

4. Распределение  интенсивности  умственной  деятельности.

  При  организации  урока  выделяют  три  основных  этапа  с  точки  зрения  здоровьесбережения, которые  характеризуются  своей  продолжительностью, объемом  нагрузки  и  характерными  видами  деятельности.

Часть  урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап.

Врабатывание.

5  минут.

Относительно  невелика.

Репродуктивная, переходящая  в  продуктивную. Повторение.

2 этап. Максимальная  работоспособность.

20 - 25  

минут.

Максимальное  снижение на 15  минуте.

Продуктивная, творческая,  знакомство  с  новым  материалом.

3  этап.

Конечный  порыв.

10 - 15  минут.

Небольшое  повышение  работоспособности.

Репродуктивная, отработка  узловых  моментов  пройденного.

Эффективность  усвоения  знаний  учащихся  в  течение  урока  такова:

-  5- 25   минута - 80 %

-  25- 35  минута – 60-40 %

-  35- 40  минута – 10 %

Практически  все  исследователи  сходятся  во  мнении,  что  урок,    организованный  на  основе  принципов  здоровьесбережения  не  должен  приводить  к  тому, чтобы  учащиеся  заканчивали  обучение  с  сильными  и  выраженными  формами  утомления.

Утомление - возникающее  в  результате  работы  временное  ухудшение  функционального  состояния  человека, выражающееся  в  снижении  работоспособности, в  неспецифических  изменениях  физиологических  функций  и  в  субъективном  ощущении  усталости. Но  утомление  не  следует  рассматривать  только  как  отрицательный  феномен. Это -  защитная  реакция, охранительная  реакция  организма, стимулятор  его  восстановительных  процессов  и  повышения  функциональных  возможностей. Действительно  отрицательное  влияние  на  организм  оказывает  постоянно  возникающее  и  хроническое  утомление, особенно  перерастающее  в  переутомление.

              Специальными  исследованиями  выявлено, что  у  учащихся,  заканчивающих  занятия  с  сильным  и  выраженным  утомлением  диагностируется  неспецифическое  напряжение  организма -  десинхроноз,

являющийся  основой  формирования  психосоматических  заболеваний. Следовательно, снижая  утомление, поддерживая  и  восстанавливая  работоспособность  учащихся, контролируя  ее  изменение  в  ходе  процесса  обучения, мы  будем  способствовать  здоровьесбережению.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения 

1. Снятие эмоционального напряжения на уроке через использование:

- игровых моментов;

- проблемных ситуаций,

- оригинальных заданий и задач;

- введение в урок исторических экскурсов и отступлений.

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке:

- доброжелательная обстановка на уроке;

- спокойная беседа;

- внимание к каждому высказыванию;

- позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения;

- тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности;

- уместный юмор   и т. д.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.     

Информационно-коммуникативные технологии:

- в рамках содержания предметной области;

- во внеклассной воспитательной работе;

- привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни;

- привлечение родителей к проведению диагностики состояния  здоровья детей;

- организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

Профилактические технологии:

1. Профилактика опорно-двигательного аппарата:

- физкультминутки, для снятия мышечного статического напряжения или с развитием первой фазы умственного утомления, учитывая специфику предмета;

- релаксационные упражнения  (И.В.Чупаха);

- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

- упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

2. Профилактика зрительных функций:

- соблюдение  зрительной рабочей дистанции;

- расширения зрительно-двигательной активности.

Диагностические технологии:

- наблюдения;

- опрос;

- анкетирование;

- анализ документации школьного врача;

- анализ классного журнала.

Проводя  анализ  научно-методической  литературы, можно  выделить  виды  педагогических  технологий, которые  обеспечивают  реализацию  личностно-ориентированного, системно-деятельностного  подходов  и  соответствуют  принципам  здоровьесбережения  это:

- развивающие  технологии;

- технологии  адаптивной  системы  обучения;

- технологии, построенные  на  интегративной  основе.

1. Развивающие  технологии.

Основными  признаками  развивающих  педагогических  технологий  являются:

- обеспечение  эмоционально-ценностного  отношения  к  содержанию  и  процессу  образования;

- формирование  гуманистической  направленности  личности,  ее  потребностно-мотивационной  сферы;

- овладение  средствами  и  способами  мышления, развитие  воображения, внимания, памяти, воли.

Названные  признаки  показывают, что  развивающие  технологии  культивируют  творческое  отношение  к  деятельности  и  способствуют  здоровьесбережению.

2. Технологии  адаптивного  обучения.

Основной  признак  данных  педагогических  технологий – мера  адаптивности (приспособления) всех  элементов  педагогической  системы: целей,  содержания, методов, способов, средств  обучения, форм  организации  познавательной  деятельности  учащихся, диагностики  результатов  обучения, что  и  способствует  здоровьесбережению.

3.Технологии,  построенные  на  интегративной  основе.

Вслед  за  дифференциацией  в  проектировании  учебного  процесса  предлагается  эффективный  процесс  интеграции,  который  ведет  к  связному  объединению  отдельных  элементов  и  частей  разных  предметов  в  единое  целое  при  общности  целей  и  функций  обучения. Использование  технологий,  построенных  на  интегративной  основе,  ведет  к  повышению  целостности  педагогического  процесса, уменьшению  учебной  нагрузки  на  учащихся  и  как  следствие  способствует  здоровьесбережению.

 Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
           Каждый педагог должен работать в направлении здоровьесбережения, учитывая индивидуальные особенности ребенка, подбирая особый подход к каждому. Ориентироваться на создание психологического комфорта, через нестандартные, активные формы и методы обучения и воспитания. Подбирать методики  и технологии, соответствующие возрастным возможностям учащихся.   Рационально организовывать учебную деятельность,  соблюдать гигиенические нормативы объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Литература:

1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
         2. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.         

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
          4. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
         5. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
         6. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

                         Приготовила Захарова Т.А., учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных ...

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей в условиях ФГОС НОО

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. В современном информационном мире мы доби...

Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы

Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...

Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.

Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....