Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы
план-конспект урока (1 класс) по теме
Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных мыслей, действий, нездорового образа жизни. В работе размещены разработки уроков по данной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Автор: Шубенко Ольга Михайловна
учитель начальных классов СОШ № 24
г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Российский школьник сегодня не самый здоровый ребенок в мире. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. Поэтому уже сегодня дело первостепенной важности – дать школьнику образование без потерь для здоровья. Охрана здоровья ребенка для системы образования день ото дня становится более актуальной.
Ряд философов: Дж.Локк, Г.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс; психологов: Л.С.Выготский, В.М.Бехтеров; ученых – медиков: Н.М.Амосов, Б.Н. Чумаков – пытались решить проблему здоровья, формирования здорового образа жизни. Н.В.Пирогов – врач, педагог и общественный деятель утверждал, что воспитанию следует предъявлять большее жизненное значение, чем образованию.
Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Работая в системе образования много лет, я заметила, что нет у нас сегодня абсолютно здоровых учеников, без хронических болезней и всяких патологий.
Многие болезни прогрессируют, так как причинами являются наследственность, сложная экологическая обстановка и негативные факторы окружающей среды.
Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных мыслей, действий, нездорового образа жизни.
И поэтому, как-то снизить уровень заболевания учащихся, я разработала серию уроков (30 уроков). Занятия, использующие здоровьесберегающие технологии могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских возможностей.
Урок 1. Советы доктора Воды.
Урок 2. Друзья: Вода и Мыло.
Урок 3. Глаза – главные помощники человека.
Урок 4. Чтобы уши слышали.
Урок 5. Почему болят зубы?
Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.
Урок 7. Уход за руками и ногами.
Урок 8. Зачем человеку кожа?
Урок 9. Если кожа повреждена.
Урок 10. Как следует питаться?
Урок 11. Здоровая пища для всей семьи.
Урок 12. Как сделать сон полезный?
Урок 13. Настроение в школе.
Урок 14. Настроение после школы.
Урок 15. Поведение в школе.
Урок 16. Поведение после школы.
Урок 17. Вредные привычки.
Урок 18. Вредные привычки.
Урок 19. Скелет – наша опора.
Урок 20. Осанка – стройная спина!
Урок 21. Обтирание и обливание.
Урок 22. Если хочешь быть здоровым.
Урок 23. Как правильно вести себя на воде?
Урок 24. Обучение плаванию.
Урок 25. Обучение плаванию.
Урок 26. Обучение плаванию.
Урок 27-29. Подвижные игры.
Урок 30. Обобщающий.
Приложение №1
Урок 4. Чтобы уши слышали.
- Беседа по теме.
- Послушайте диалог (подготовить 2 детей)
- Здравствуйте, тетя Карина!
- У меня яиц корзина.
- Как поживают домашние?
- Яйца свежие, вчерашние!
- Ничего себе вышла беседа!
- Авось распродам до обеда.
Учитель: Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
- Речь, звуки помогают нам услышать органы слуха – уши.
На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения, сегодня узнаем об органах слуха. Органы слуха есть не только у человека, но и у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга.
- Проведение опытов
Опыт 1
- Заткни уши ватой. Что произошло?
- Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.
Опыт 2
При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты. Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момента, когда станет едва заметное тиканье. Измерьте расстояние от часов до уха.
Учитель. Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. При сильном насморке, ангине, инфекция проникает из носоглотки в среднее ухо. Происходит воспаление уха, которое нужно лечить.
- Это интересно (Сообщение детей)
Самые чувствительные уши у летучих мышей. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тысяч колебаний в секунду, то у летучих мышей – около 1 миллиона в секунду. Но, оказывается, уши – не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.
- Оздоровительная минутка.
«самомассаж ушей» - учитель показывает, а все дети растирают уши.
Повторение слов: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
- Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
- защищать уши от сильного шума;
- защищать уши от ветра;
- не ковырять в ушах;
- не сморкаться сильно;
- не допускать попадания воды в уши;
- если уши заболели обратиться к врачу;
- правильно чистить уши: намыленным пальцем;
- мыть уши каждый день;
- каждое утро разминать ушную раковину.
- Итог: Для чего нужны уши?
Приложение №2
Урок 20. Осанка – стройная спина.
- Беседа по теме
- Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
Учитель. Стройные люди радуют глаз. У стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно. Поэтому вам взрослые все время говорят: «не горби спину. Сиди прямо! ». Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой.
- Это интересно.
Ученые провели наблюдение. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
- Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В этот момент, когда ваша осанка окажется неправильной тетрадь упадет.
3. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
Массируя пальцы рук, вы еще нормализуете функциональное состояние различных внутренних органов; массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж второго пальца положительно воздействует на состояние желудка, третьего – на кишечник, четвертого – на печень, пятого – на сердце.
Возьми шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилия до появления ощущения в ладонях приятного тепла (1-2 мин). После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти до появления в ней ощущения тепла (1-2 мин). Затем тоже левой рукой.
Можно взяв карандаш правой рукой, растирать им внутренние стороны каждого пальца левой руки, а затем пальцы правой руки (2-3 мин).
- Осанка – стройная спина.
- Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или наоборот, деформировать ее?
- Почему искривляется позвоночник у детей? (чтобы ощущать себя здоровым, веселым и быть жителями страны «Здоровячков», вспомни наши заветные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
5. Правила для поддержания правильной осанки.
- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
- выполнять упражнения по укреплению мышц туловища;
- правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться;
- при переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки;
- спать на жесткой постели с невысокой подушкой;
- каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
- Итог занятия.
Используемая литература.
- В.И.Белов. Жизнь без лекарств. - М., СПб 1994
- Р.Дайджест. Лечение без лекарств. – М., 2003
- В.И.Дубровский. Здоровый образ жизни. – М., 1999
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2003
- Амосов М.Н. Раздумье о здоровье. – М., 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальных классах с учётом индивидуальных особенностей детей.»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную т...
Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...
Доклад « Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся. Здоровье человека — тема для ра...
Доклад « Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»
« Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»Из опыта работы учителя начальных классов Лободиной С.В. 2016уч.год...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
« Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»
Выступление на ШМО учителей начальных классов....