Мы и наши зубы
классный час по зож (2 класс) по теме
«Как лечили Принцессу-сладкоежку» (инсценировка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_i_nashi_zuby.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЫ И НАШИ ЗУБЫ
Цель: показать, как правильно чистить зубы, как сохранить их здоровыми и что нужно делать в случае их болезни.
Оборудование: костюмы; замок (на доске); стол, накрытый скатертью (на столе – ваза с яблоками, конфеты, орехи и т. д.); таблицы «Строение зуба», «Виды зубов»; зубные пасты, 2 щетки (искусственная и натуральная).
«Как лечили Принцессу-сладкоежку» (инсценировка).
Место действия: старинный замок.
Действующие лица: Король, Принцесса, Бабушка-рассказчица, Ужасина Тихоновна (знахарка), Доктор, стража (служащие Короля).
Действие 1
Открываются ставни, и появляется Бабушка-рассказчица.
Бабушка-рассказчица. В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жил-был сказочный Король. У него была дочь, она любила только сладкое…
Действие 2
На сцене: Принцесса сидит за столом и ест конфеты.
Принцесса (поет).
Завтрак на столе, есть пора уже,
Но не нужно мне каши.
Если шоколад – это хорошо,
А когда один салат – плохо.
Не люблю творог, а люблю пирог
С шоколадным сладким кремом.
Если с медом он – это хорошо,
А когда наоборот – плохо!
Принцесса раскусила орех и сломала зуб.
Принцесса (кричит). Ой! Ой-ой-ой! Что это со мной?
Прибегает Король – отец.
Король (поет). Что случилось, ты моя Трубодурочка!
Почему не ешь конфеты на блюдечке?
Не молчи же, отвечай-ка отцу!
Принцесса (поет). Ничего я не хочу!
Король (поет). Что с тобою, ты моя ненаглядная?
Сколько можно есть одно шоколадное!
Или, может, обратиться к врачу?
Принцесса (поет). Ничего я не хочу!
Король. Позову-ка я все-таки знахарку. (Уходит и возвращается с бабкой-знахаркой.)
Действие 3
Король. Сюда, сюда, Ужасина Тихоновна! Вот она, моя доченька, вот она, моя ненаглядная, бедняжечка ты моя, потерпи немножко!
Знахарка обходит вокруг Принцессы.
Знахарка. Знакомая картина, встречалась я с такой хворью. Бабку-Ёжку я от такой заразы избавила. Щеку, помню, у нее так раздуло, так раздуло. Да ты не пужайся, сейчас я зелье приготовлю, отварчику сделаю, всю хворь из тебя изгоню. (Подходит к кастрюле, поет).
Положу я чесноку, потолку, потолку
И добавлю кипятку, кипятку, кипятку.
Брошу я пиявочек
В зелье для приправочки.
Мышь летучая, залетай, залетай, залетай!
Вкус похлебке придавай, придавай, придавай!
Посолю и поперчу
И немного пошепчу.
Ну вот, и готово зельице мое! Ну-ка, сними пробу, Принцесса!
Принцесса (вскакивает, кричит). Не буду пить! Уберите эту ведьму! Папенька, ты где? Ребята, помогите, позовите Короля.
Вбегает Король.
Король. Что случилось, доченька?
Принцесса. Она отравить меня хочет!
Король. Что же мне теперь делать? Вспомнил! Стража, приведите сюда заморского лекаря, может, он знает, как помочь! Потерпи, дочка, сейчас он придет.
Действие 4
Входит Доктор.
Доктор. Что случилось, Король? Зачем звал?
Король. Помоги! Спаси мою дочь!
Доктор осматривает Принцессу.
Доктор. Диагноз ясен. Вы закормили Принцессу сладостями. От такой еды у нее не может быть ни сил, ни здоровья.
Знахарка. А вот и нет! Не верьте ему! От этого ничего не зависит. Детям полезно есть шоколад.
Доктор. Нет, полезно молоко!
Знахарка. «Сникерс» и «Баунти»!
Доктор. Яблоки и груши!
Знахарка. Торты и пирожные!
Доктор. Огурцы и помидоры!
Король (обращается к ребятам). Ребята, помогите мне понять, кто же из них прав? Кому же мне верить?
Ребята отвечают.
Действие 5
(беседа с доктором о зубах)
Доктор. Правильно, ребята! Слишком много сладкого – очень вредно! Нарушается состав зубной эмали. Исчезают кальций и фосфор. Что происходит с такими зубами? (Дети отвечают.) Совершенно верно! Они начинают портиться, ломаться, болеть. Вернуть кальций и фосфор в разрушенные зубы очень трудно, лучше их сохранять здоровыми.
Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (Творог, молоко, каша.)
А знаешь ли ты, Знахарка, сколько у человека зубов?
Знахарка. Конечно, знаю! Нашел, о чем спросить! Еще бы я не знала, обижаешь! Да ты сам-то знаешь? Сам-то ведь не знаешь! Ну, скажи, скажи, сколько?
Доктор. Я тебя спрашиваю, ты и отвечай!
Знахарка. Ну, сколько, сколько? 48 или 49.
Доктор. Ха-ха-ха! 48 или 49! 32 зуба у взрослого человека! 16 в верхней челюсти и 16 в нижней. 32 – не больше, не меньше!
А все ли зубы одинаковые?
Знахарка. Все, милок, одинаковые, все. Все на один лад.
Доктор. Да нет, не все. Во рту 3 вида зубов. Спереди красуются 8 острых резцов. За ними – 4 крепких клыка. Эти зубы помогают откусить кусок чего-нибудь твердого. Далее расположены 8 малых и 12 больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу.
Зубы – самые твердые части организма. Слой белой эмали, которыми они покрыты, не уступает в твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивали шары, которые не раскалывались даже от самых сильных ударов. Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой – дентин. Вот его-то я и высверлю тебе, Принцесса, острым бором, а затем закрою дырочку пломбой. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней – кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как все остальные части тела.
Раз в жизни каждый человек меняет все свои зубы. Ты, наверное, помнишь, Принцесса, как ни с того ни с сего молочные зубы начали выпадать один за другим?
Принцесса. Помню, конечно! Папенька еще тогда до смерти перепугался.
Доктор. Бояться не надо. На тех же местах прорезаются из десен новые, уже постоянные зубы.
Только четыре последних коренных зуба у тебя, да и у ребят, еще не выросли. Эти «зубы мудрости» появятся лишь тогда, когда ты станешь взрослой.
Принцесса. Зубы мудрости? Понятно! Значит, тогда я стану мудрой, даже мудрее, чем мой папенька?
Доктор. Вовсе не обязательно. Некоторые, как, например, наша Ужасина Тихоновна, зубы мудрости получили, а мудрости-то у нее нисколько не прибавилось.
Знахарка. Что болтаешь-то? Нужны мне твои «мудрые зубы». У самого-то, небось, ни одного еще нет.
Доктор. Помолчала бы ты лучше. Дай-ка я Принцессе расскажу, почему зуб у нее заболел.
Зубы у тебя хоть и твердые, да боятся они очень зловредных микробов. После каждой еды в узеньких щелочках между зубами остаются крошки. А в воде, которую ты пьешь, в пище, которую ты ешь, даже в воздухе, которым ты дышишь, всегда полно опасных микробов. Оказавшись вместе с крошками в «уютных» щелочках между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно.
Принцесса. Как же от них избавиться, Ужасина Тихоновна?
Знахарка. Ротик зельицем моим пополоскать.
Доктор. Ты отраву свою подальше убери. Сама пить ее будешь. Полоскать рот нужно после каждого приема пищи. Но этого недостаточно. И тут на помощь приходит… Что?
Принцесса. Что?
Доктор. Ребята, что? Правильно, зубная щетка с естественной щетиной или с искусственной (показывает щетки).
А умеешь ли ты, Принцесса, зубы чистить?
Принцесса. Да не приходилось мне. У нас и зубной щетки в замке никогда не бывало.
Доктор. Хочешь, научу?
Знахарка. Не слушай ты его! Ничего доброго он тебе не скажет.
Доктор. Помягче, Ужасина Тихоновна! Так хочешь, Принцесса, научиться?
Принцесса. Ребята, как вы думаете, надо или не надо? (Ответы детей.)
Доктор. Вот видишь, ребята считают, что надо.
Принцесса. Ладно, учи!
Доктор. Скажи мне, откуда люди пол начинают подметать: с середины или с угла?
Принцесса. Откуда ж мне знать? Не подметала я пол никогда.
Доктор. Ребята, помогите мне! (Ответы детей.) Правильно, с углов удобнее!
Принцесса. Ты не мудри, при чем тут зубы?
Доктор. А при том, что зубы надо начинать чистить тоже с боковых зубов. Сначала изнутри, потом снаружи. Вверх-вниз щеточкой. (Показывает.) Это мы почистили только стенки, а надо еще – верхушки. По ним нужно водить кругами или петельками. Между передними зубами всегда что-то застревает. Чтобы все это выгрести, нужно водить щеткой вверх-вниз.
Принцесса. Зачем?
Доктор. Сейчас увидите. (На расческу надевает вату и водит зубной щеткой сначала из стороны в сторону ( ), затем сверху вниз (↓↑). Вату легко извлечь во втором случае.)
А когда почистишь зубы, не забудь щеточку помыть, намылить и поставить в стаканчик. Пусть она стоит, как санитар на посту, и ждет, когда ты позовешь ее на помощь – прогонять изо рта всяких микробов. Понятно тебе, Принцесса?
Принцесса. Понятно, да только зуб сильно болит.
Доктор. Конечно, у тебя в зубе появилась дырочка, а ты не пошла к врачу, чтобы запломбировать это крохотное отверстие. Ты гостеприимно предоставила удобную «квартирку» микробам. Даже в самой маленькой дырочке их поселяется миллионы. Устроившись так, они быстро примутся за дело и начнут разрушать зуб. Сперва в дентине появляется маленькая дырочка, потом – побольше, затем отверстие дойдет до чувствительной пульпы, и она начнет ныть от холодного или горячего.
Принцесса. Как у меня. Что же теперь делать?
Доктор. Теперь зуб нужно срочно лечить. Если воспаление перекинется на верхний слой челюсти – надкостницу, щека распухнет, появится флюс. Теперь испорченный зуб придется удалить, и у тебя на всю жизнь станет зубом меньше.
Принцесса. Как же я сама могу обнаружить такую маленькую дырочку?
Доктор. Зубы надо показывать врачу два раза в год, не ожидая, пока они заболят. Лучше перетерпеть небольшие неприятные ощущения от бормашины, чем потерять хотя бы один зуб. Ведь новый на этом месте не вырастет. (Доктор лечит Принцессе зуб.) Ну, вот и все. (Принцесса благодарит Доктора.) Но мне пора. До свидания! (Уходит.)
Действие 6
Принцесса. Папенька, пойду-ка я почищу зубы. А зубной пасты-то у нас и нет! Что же теперь делать, папенька?
Король. Не знаю, да и Доктор уже ушел. Позову-ка я Ужасину Тихоновну.
Знахарка. А я уже здесь. Недавно я была в королевстве у заморской принцессы, и она мне подарила различные зубные пасты. (Показывает зубные пасты.) Ребята, лучше всего чистить зубы лечебно-профилактическими пастами, и тогда у вас зубы никогда не будут болеть.
Король. Ну, вот и все, ребята, наша сказка подошла к концу. Но я все же не запомнил того, что рассказал нам Доктор. Помогите мне!
Принцесса. Ребята, поможем папеньке?
– Какие три сорта зубов во рту у человека?
– Из чего состоит зуб?
– Как надо правильно чистить зубы?
– Что надо делать, чтобы зубы не портились?
– Что надо делать, если зубы заболели?
Дети отвечают.
Ответы детей и будут правилами ухода за полостью рта и зубами.
Бабушка-рассказчица. Молодцы, ребята! Всё знаете! Вот и сказке нашей конец, а кто слушал – молодец! До новой встречи, ребята! (Закрывает ставни.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Наши помощники - зубы
Презентацию можно использовать на уроках Окруэающий мир, ОЗОЖ. Хороший марериал в помощь учителю....
Строение зуба, как чистить зубы.
Наглядный материал. Как правильно чистить зубы, описание строения зуба....
Занятие "Наши зубы и уход за ними"
Заложить знания о здоровье зубов и понятия о важности ухода за ними....
Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".
Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
"Правила здорового питания. Зубы. Правила ухода за зубами"
План -конспект урока окружающего мира: "Правила здорового питания. Зубы. Правила ухода за зубами"...
«Зубы. Правила ухода за зубами».
Классный час. Тема: Зубы. Уход за зубами.Цель: фор...